Рефераты. Повышение мотивации труда
Повышение мотивации труда
Министерство образования Российской Федерации
Камский
Государственный Политехнический Институт
Курсовая работа
Предмет : «Менеджмент»
Тема : «Повышение мотивации труда»
г. Набережные Челны 2003 г.
Содержание
Введение............................................................................................................... 3
1. Понятие мотивации.......................................................................................... 4
2. Теории мотивации........................................................................................... 5
3. Преимущества и недостатки действующих мотивационных
моделей в управлении 15
4. Способы мотивации....................................................................................... 21
4.1. Причины пассивности работника........................................... 21
4.2. Мотивирующие факторы, принципы воздействия на
мотивацию людей........................................................................................................... 23
4.3. Методы улучшения параметров работы.............................. 27
4.4. Экономическая мотивация........................................................ 32
5. Мотивация в системе повышения квалификации
управленческих работников..... 35
6. Мотивация как фактор развития совмещения должностей........................... 37
7. Отличительные особенности систем мотивации предприятий
России от предприятий других стран....................................................................................................... 40
8. Мотивация труда на российских предприятиях............................................ 43
Заключение......................................................................................................... 45
Список литературы............................................................................................ 46
Управление персоналом
включает многие составляющие. Среди них: кадровая политика, взаимоотношения в
коллективе, социально-психологические
аспекты управления. Ключевое же место занимает определение способов повышения
производительности, путей роста творческой инициативы, а так же стимулирование и мотивация
работников.
Ни одна система
управления не станет эффективно функционировать, если не будет разработана
эффективная модель мотивации, так как мотивация побуждает конкретного индивида
и коллектив в целом к достижению личных и коллективных целей.
Эволюция применения различных моделей
мотивации показала как положительные, так и отрицательные аспекты их
применения, и это естественный процесс, так как в теории и практике управления
нет идеальной модели стимулирования, которая отвечала бы разнообразным
требованиям. Существующие модели мотивации весьма различны по своей направленности
и эффективности.
Результаты
изучения моделей мотивации не позволяют с психологической точки зрения четко
определить, что же побуждает человека к труду. Изучение человека и его поведения
в процессе труда дает только некоторые общие объяснения мотивации, но даже они
позволяют разрабатывать прагматические модели мотивациии работника на конкретном
рабочем месте.
В самом общем
виде мотивация человека к деятельности понимается как совокупность движущих
сил, побуждающих человека к осуществлению определенных действий . Эти силы
находятся вне и внутри человека и заставляют его осознанно или же не осознанно
совершать некоторые поступки. При этом связь между отдельными силами и действиями
человека опосредована очень сложной системой взаимодействий, в результате чего
различные люди могут совершенно по разному реагировать на одинаковые
воздействия со стороны одинаковых сил. Более того, поведение человека,
осуществляемые им действия в свою очередь также могут влиять на его реакцию на
воздействия, в результате чего может меняться как степень влияния воздействия,
так и направленность поведения, вызываемая этим воздействием.
Принимая во
внимание сказанное, можно попытаться дать более детализированное определение
мотивации. Мотивация - это совокупность внутренних и внешних
движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают границы и формы
деятельности и придают этой деятельности направленность, ориентированную на
достижение определенных целей . Влияние мотивации на поведение человека
зависит от множества факторов, во многом индивидуально и может меняться под
воздействием обратной связи со стороны деятельности человека.
Существуют два
подхода к изучению теорий мотивации.
Первый подход основывается на
исследовании содержательной стороны теории мотивации. Такие теории
базируются на изучении потребностей человека, которые и являются
основными мотивом их проведения, а следовательно, и деятельности. К
сторонникам такого подхода можно отнести американских психологов
Абрахама Маслоу, Фредерика Герцберга и Дэвида Мак Клелланда.
рассмотрим подробнее эти теории.
Теория
мотивации по А. Маслоу. Первая из рассматриваемых теорий называется
иерархией потребностей Маслоу. Сущность ее сводится к изучению потребностей
человека. Это более ранняя теория. Ее сторонники, в том числе и Абрахам
Маслоу, считали, что предметом психологии является поведение, а не сознание
человека. В основе же поведения лежат потре6ности человека, которые можно
разделить на пять групп:
·
физиологические
потребности, необходимые для выживания человека: в еде, в воде, в отдыхе
и т.д.;
·
потребности
в безопасности и уверенности в будущем - защита от физических и
других опасностей со стороны окружающего мира и уверенность в том, что физиологические
потребности будут удовлетворяться и в будущем,
·
социальные
потребности - необходимость в социальном
окружении. В общении с людьми,
чувство «локтя» и
поддержка;
·
потребности
в уважении, в признании окружающих и стремлении к личным достижениям,
·
потребность
самовыражения, т.е. потребность в собственном росте и в реализации своих
потенциальных возможностей.
Первые две группы потребностей
первичные, а следующие три вторичные.Согласно теории Маслоу, все эти потребности
можно расположить в строгой иерархической последовательности в виде пирамиды, в
основании которой лежат первичные потребности, а вершиной являются вторичные.
Смысл такого
иерархического построения заключается в том, что приоритетны для человека
потребности более низких уровней и это сказывается на его мотивации. Другими
словами, в поведении человека более определяющим является удовлетворение
потребностей сначала низких уровней, а затем, по мере удовлетворения этих
потребностей, становятся стимулирующим фактором и потребности более высоких
уровней.
Самая высокая
потребность - потребность самовыражения и роста человека как личности - никогда
не может быть удовлетворена полностью, поэтому процесс мотивации человека через
потребности бесконечен.
Долг руководителя
заключается в том, чтобы тщательно наблюдать за своими подчиненными,
своевременно выяснять, какие активные потребности движут каждым из них, и
принимать решения по их реализации с целью повышения эффективности работы сотрудников.
Теория
мотивации Дэвида Мак Клелланда. С развитием экономических отношений
и совершенствованием управления значительная роль в теории мотивации отводится
потребностям более высоких уровней. Представителем этой теории является Дэвид
Мак Клелланд.Согласно его утверждению структура потребностей высшего уровня
сводится к трем факторам: стремлению к успеху, стремлению к власти, к
признанию. При таком утверждении успех расценивается не как похвала или
признание со стороны коллег, а как личные достижения в результате активной
деятельности, как готовность участвовать в принятии сложных решений и
нести за них персональную ответственность. Стремление к власти должно не
только говорить о честолюбии, но и показывать умение человека успешно
работать на разных уровнях управления в организациях, а стремление к признанию
- его способность быть неформальным лидером, иметь свое собственное
мнение и уметь убеждать окружающих в его
правильности.
Согласно теории
Мак Клелланда люди стремящиеся к власти, должны удовлетворить эту свою
потребность и могут это сделать при занятии определенных должностей в организации.
Управлять такими
потребностями можно, подготавливая работников к переходу по иерархии на новые
должности с помощью их аттестации, направления на курсы повышения
квалификации и т.д. Такие люди имеют широкий круг общения и стремятся
его расширить. Их руководители должны способствовать этому.
Теория
мотивации Фредерика Герцберга . Эта теория появилась в связи с растущей
необходимостью выяснить влияние материальных и нематериальных факторов на
мотивацию человека.
Фредерик Герцберг
создал двухфакторную модель, которая показывает удовлетворенность работой.
Факторы, влияющие на удовлетворенность в работе
Гигиенические факторы
Мотивация
Политика фирмы и администрации
Успех
Условия работы
Продвижение по службе
Заработок
Признание и одобрение результата
Межличностные отношения
Высокая степень ответственности
Степень непосредственного контроля за работой
Возможность творческого и делового роста