|
|
|
|
|||||
ВСЕГО |
73 |
4,5 |
7 |
17 |
18 |
31 |
С помощью данных приведенных в табл.6 проанализируем потребность в повышении квалификации путем сопоставления разряда работ и среднего разряда, рабочих по профессиям токаря и фрезеровщика. Так на заводе рассчитывают средний разряд рабочих.
Ррабочих=SiРiЧi, где Рi – разряд, i – рабочего, Чi – численность рабочих,
SiЧi имеющих Рi – разряд (21,С149)
Токари:
Ррабочих= 4х2+4х5+6х7 =5,3
13
Рработ=5
Из данных расчета видно, что средний разряд работ ниже среднего разряда рабочих. Так как квалификационный уровень токарей выше требований производства, то у рабочих может утрачиваться интерес к работе, так как отсутствует возможность реализации знаний и способностей. В итоге может снизиться интенсивность и производительность труда.
Фрезеровщики:
Ррабочих= 3х2+4х2+5х3+6х7 =5,07
14
Рработ=5,5
Из расчета следует, что средний разряд работ фрезеровщиков выше среднего разряда рабочих. Необходимо рассчитать численность фрезеровщиков, которым необходимо повысить квалификацию.
Ч=(5,5-5,07)х14=6 человек
В механическом цехе №2 необходимо повысить квалификационный уровень шести фрезеровщикам.
Сложившиеся структура рабочих кадров позволяет распределить их по четырем направлениям: неквалифицированные, малоквалифицированные, квалифицированные, высококвалифицированные. К первой группе относят рабочих без разряда и рабочих 1 разряда, ко второй – 2 разряда, к третьей – 3-4 разрядов, к четвертой – 5-6 разрядов.
Таблица 7.
ГРУППИРОВКА РАБОЧИХ КАДРОВ МЕХАНИЧЕСКОГО ЦЕХА №2
ПО УРОВНЮ КВАЛИФИКАЦИИ
Квалификационные группы
Количество человек
Удельный вес группы в % к общей численности цеха
Неквалифицированные
Малоквалифицированные
Квалифицированные
Высококвалифицированные
-
24
49
-
32,9
67,1
ИТОГО:
73
100
Из данных таблицы 7 видно, что наибольший удельный вес приходится на долю высококвалифицированных рабочих, он составляет 67,1%. В цехе №2 сохранился состав старых высококвалифицированных кадров. Они имеют довольно высокий квалификационный разряд (5-6).
ОУП рассчитывает смету затрат на подготовку по повышению квалификации работников предприятия (Приложение 9).
Следующим этапом является определение затрат на обучение. В начале отчетного периода составляется смета расходов на подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров. Предельный размер расходов на подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров, включаемый в себестоимость продукции, не должен превышать 4% фонда оплаты труда (основание: приказ Министерства финансов РФ от 15.03.2000г. №26Н). В Приложении 4 представлено смета расходов на подготовку, переподготовку и повышение квалификации за 2000-2002гг.
Анализируя данные Приложения 4, можно отметить, что в 2002 году затраты на подготовку и повышение квалификации персонала предприятия возросли по сравнению с 2000 годом. Затраты на подготовку кадров в 2002г. увеличились по сравнению с 2000 годом на 478550 тыс.руб. или на 457%.
Это свидетельствует о том, что руководство предприятия уделяет большое внимание подготовке кадров в современных условиях. Это окажет положительный результат на деятельность предприятия, так как существует взаимосвязь роста производительности труда рабочих за счет повышения квалификации. Рост производительности труда приведет к увеличению объемов выпускаемой продукции, уменьшению затрат на ее изготовление. С повышением квалификации рабочих кадров улучшается качество продукции.
На основании годового плана ОУП организует обучение персонала предприятия, заключает с преподавателями трудовые соглашения на проведение теоретического обучения, обеспечивает преподавателей учебными программами, выделяют учебное помещение и необходимые технические средства. Далее необходимо определить формы и методы обучения. Подробно остановимся на вышеперечисленных формах обучения, переподготовки и повышения квалификации, действующих на предприятии. Ответственным за качество подготовки и обучения персонала является ОУП. Распределение ответственности между должностными лицами и подразделениями предприятия, представлено в матрице распределения ответственности (Приложение 5). Персональная ответственность за конечные результаты подготовки и повышения квалификации работников предприятия, эффективность и результативность в обеспечении качества возлагается на начальника ОУП.
Персональная ответственность за организацию и непосредственное выполнение работ по опережающему планированию, обучению и подготовке кадров в области профессионального обучения качеству возлагается на заместителя начальника ОУП. В стандарте предприятия определены общие требования к подготовке и обучению персонала.
1. Основной целью подготовки и обучения персонала является обеспечение соответствующей квалификации и уровня подготовки персонала всех категорий.
2. Решаются задачи подготовки, переподготовки и повышения квалификации следующих работников:
a) руководящего персонала предприятия;
б) инженерно-технических работников (специалистов) не служащих (технических исполнителей).
3. Для обеспечения качества при проектировании, разработке, производстве, окончательном контроле и испытаниях изделий должна производится опережающая подготовка кадров, которая начинается со знакомства персонала, роли качества в производственной деятельности каждого работника и судьбе предприятия с момента оформления договора о трудовой деятельности, о чем сообщается каждому работнику при приеме на работу в предоставляемой ему для ознакомления «Памятки для поступающих на работу».
4. Постоянное повышение квалификации является прямой обязанностью каждого работника.
5. Ответственным за качество подготовки и обучения работников предприятия является отдел управления персоналом (ОУП).
Производственно-техническое обучение рабочих на предприятии состоит из трех ступеней:
- 1 ступень – подготовка новых рабочих до 1-2 разрядов (начальный уровень квалификации).
- 2-ступень – повышение квалификации рабочих 3-4 разрядов (средний уровень квалификации).
- 3-ступень – повышение квалификации рабочих до 5-6 разрядов на производственно-технических курсах (Высший уровень квалификации).
Схема ступенчатой системы подготовки кадров представлена в Приложении 11. В процессе обучения по ступенчатой системе предусматривается проведение следующих форм повышения квалификации: производственно-технические курсы, курсы целевого назначения, освоение вторых и совмещенных профессий.
Производственно-технические курсы – профессиональное обучение, направленное на последовательное совершенствование профессиональных знаний в области качества, производственных навыков и умения по имеющейся профессии.
Курсы целевого назначения – программа и методы изучения нового оборудования, изделий, материалов, технических процессов, научной организации труда и вопросов экономики производства и повышение качества выпускаемой продукции.
Подготовка новых рабочих (1 ступень обучения 1-2 разряды).
Подготовка новых рабочих на предприятии – это профессиональное обучение лиц, ранее не имевших профессию.
Задача подготовки новых рабочих на 1 ступень обучения состоит в том, чтобы дать обучающимся необходимые производственные навыки и технические знания в соответствии с утвержденными учебными программами. На обучение 1-й степени принимаются выпускники средних школ, не имеющие профессии, неквалифицированные рабочие предприятия и принятые со стороны, а также рабочие желающие сменить профессию.
Подготовка новых рабочих из числа женщин, а также несовершеннолетних производится только по профессиям, а также для тех производств и работ, на которых разрешается применение их труда. Подготовка новых рабочих на предприятии может, производится по индивидуальной групповой и курсовой формам обучения.
При групповой подготовке обучения рабочих осуществляется в учебной группе численностью до 25 человек. Практические занятия осуществляются индивидуально на рабочих местах предприятия под руководством освобожденного от основной работы квалифицированного рабочего – инструктора производственного обучения. Теоретическое обучение рабочих проводится в рабочее время за счет средств предприятия, выделяемых на подготовку кадров или в учебно-курсовых комбинатах.
При индивидуальной подготовке обучаемый изучает теоретический курс самостоятельно и путем консультаций у преподавателей теоретического обучения. Подготовка заканчивается сдачей квалификационных экзаменов.
Теоретические знания и производственное обучение при подготовке новых рабочих на предприятии проводится в пределах рабочего времени, установленного законодательством о труде, для работников соответствующих возрастов, профессий и производств.
По предприятию обучение новых рабочих производится по следующим профессиям; сроки обучения устанавливаются согласно приведенного ниже перечня (Табл. 8).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.