Рисунок 2.1. -
Конкурентные стратегии фирмы М.Портера.
1. Концентрация на издержках
– происходит массовое снижение издержек на всех этапах производства и
реализации продукции. Данная стратегия применяется при ориентации на
потребителей, для которых цена является единственным фактором при принятии
решения о покупке (низкий ценовой сегмент).
2. Лидерство в издержках
- происходит экономия на масштабе производства и привлечение большого
количества потребителей, для которых цена является определяющим фактором.
Преимущества стратегии: быстрый рост объема продаж за счет вытеснения товаров-субститутов;
ужесточение барьера себестоимости для предприятий, стремящихся в отрасль;
наличие резервов при повышении цен на сырьё. Это должно быть крупносерийное или
массовое производство с жестким контролем себестоимости продукции. Желательна
оптовая реализация продукции.
3. Стратегия
дифференциации – происходит специализация на продукции, имеющей явные
преимущества с точки зрения потребителей. Преимущества стратегии: завоевание
лояльности на базе повышения качества и расширения ассортимента; ужесточение
входного барьера в отрасль путем привязки потребителей. Необходимо наличие
легкопереналаживаемого производства с высоким уровнем конструктивной
подготовки.
4. Концентрация на
дифференциации – происходит обслуживание особого (ценового) сегмента рынка. Главным
преимуществом является уход от массовой конкуренции. Это должно быть
мелкосерийное производство, расположенное в непосредственной близости от
потребителей.
Другой взгляд на
определение конкурентных стратегий фирмы, предложен Дж. П. Граймом. Он несколько
пересекается с классификацией М.Портера и основывается на следующих положениях.
Каждая фирма имеет свою
стратегию, состоящую из набора нескольких идей. Автор выделяет, по меньшей
мере, четыре основных типа стратегий конкурентной борьбы, каждый из которых
ориентирован на разные условия экономической среды и ресурсы, находящиеся в
распоряжении фирмы.
На рисунке 2.2 показаны
сегменты рынка с различными стратегиями.[7]
Приспособление к
рынку
Локальный рынок Глобальный
рынок
Изменение рынка
Рисунок 2.2. Сегменты
рынка для фирм с различными стратегиями