Рефераты. Понятие управленческих отношений

Итак, управленческие отношения решают общую задачу обеспечения функционирования и развития присущих отдельным сферам отношений путем упорядочения, организации деятельности субъектов управления, осуществляющих это обеспечение. В таком качестве управленческие отношения являются неотъемлемым элементом механизма социального управления. Их функционирование и развитие объективно обусловлены закономерностями самой управленческой деятельности и по сущности не зависят от ее конкретного содержания.


3.3 Законы функционирования и развития управленческих отношений


В общем смысле в качестве субъектов управленческих отношений выступают люди, их общности. Поэтому можно сказать, что законы управленческих отношений есть выражение связи между характером взаимодействия людей, осуществляющих совместную управленческую деятельность, и способностью их реализовать цели общества. Интересы являются объективными факторами, детерминирующими социальную активность человека во всех видах деятельности, в том числе и в управленческой деятельности. В механизме социального управления обмен управленческой деятельностью выступает как отношение интересов ее субъектов. Законы функционирования и развития управленческих отношений — это необходимая устойчивая взаимозависимость интересов — частных и общих — участников управленческой деятельности.

Субъекты управления — носители широкого спектра особых интересов — индивидуальных и групповых, обусловленных многообразием положения участников процесса. Эти интересы побуждают в конкретным действиям, создают их социальную направленность. Соединение индивидуальных и групповых интересов субъектов управления с общенародным интересом зависит от положения людей в системе управленческих отношений, которые воздействуют на них, определяют положение участников управленческого процесса, соотношение интересов, диалектическое их единство, служат средством разрешения противоречь а и выработки согласованных действий, направлениях на достижение общих целей. Эта система ставит субъектов управления под определенное внешнее воздействие, не позволяющее деятельности отклоняться от заданных обществом целей, формирующее заинтересованность в эффективной реализации.

В механизме социального управления в качестве факторов, регулирующих обмен управленческой деятельностью, выступают особые интересы самих субъектов управления. Чтобы придать общественно необходимую направленность управленческой деятельности, отношения интересов между ее субъектами в процессе выполнения совместных управленческих функций должны иметь характер не одностороннего, а взаимного социального воздействия, т.е. представлять собой взаимодействие особых интересов. Такая взаимосвязь управления находится в пределах, заданных единой, общей целью. Взаимодействие особых интересов субъектов управленческой деятельности является законом функционирования и развития управленческих отношений.

Система социального управления реализует общественно необходимые цели тем успешнее, чем больше возможностей воздействовать на особые интересы друг друга имеют субъекты управленческой деятельности при осуществлении совместных действий. Отклонение от общественно необходимых целей управленческой деятельности одного из ее субъектов — стороны управленческих отношений — должно приводить его интересы в противоречие с интересами другого (других) субъекта управленческой деятельности второй стороны управленческих отношений,

Монополизм интересов одного из субъектов социального управления рождает негативные последствия для общественной жизни. Разрешение подобных противоречий в системе социального управления определяется действием другого закона — единства и независимости особых интересов субъектов управленческих отношений. Единство особых интересов означает, что субъекты управленческих отношений объединяются целью, реализация которой составляет содержание их совместной деятельности. Цель является выражением общественно необходимого интереса. Она определяет направленность деятельности, так как с ее достижением реализуются собственные, особые интересы участников управленческого процесса. То есть единство этих интересов обусловлено объективной основой их деятельности.

Законы функционирования и развития управленческих отношений составляют объективную основу построения механизма социального управления, определяют принципы его деятельности и совершенствования. По своему содержанию управленческие отношения представляют собой процесс взаимодействия субъектов управления по поводу осуществления управленческих функций, выработки и реализации управленческих решений. От того, как распределены управленческие функции, какую роль в процессе подготовки и принятия решений играют отдельные субъекты управления, зависит характер их взаимодействия, эффективность достижения целей общественной системы.

Соотношение управленческих функций, прав и обязанностей по их выполнению должно обеспечивать взаимное воздействие, единство и независимость особых интересов субъектов управления. В этом случае процесс их взаимодействия направлен на поиск оптимального участия каждого в осуществлении решения, сочетания в его содержании и общих, и особых целей. Возникающая в результате этого система управленческих отношений окажется способной непрерывно совершенствоваться и перестраиваться в соответствии с изменяющимися условиями общественного развития, освобождаться от возникающих бюрократических наслоений, возможность которых объективно заложена в относительной обособленности субъекта и объекта управления.




4. ВИДЫ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ


4.1 Отношения централизма и самостоятельности


Функционирование и развитие общественного организма осуществляется как диалектическое единство движения социального целого и его отдельных элементов. Отсюда возникает необходимость выполнения одновременно к.-1к общих, так и частных функций в социальном управлении, иерархичности субъектов управленческой деятельности, что порождает соответствующую систему управленческих отношений. Одним из видов таких отношений являются отношения централизма и самостоятельности.

Обе стороны этих отношений органически присущи деятельности субъектов управления, существуют неразрывно, в диалектическом единстве. Свое конкретное выражение отношения централизма и самостоятельности находят в распределении прав и обязанностей между отдельными участниками управленческого процесса.

Отношения централизма — это формы связи между вышестоящими и нижестоящими субъектами управленческих отношений по поводу реализации управленческих функций, при которых вышестоящие органы управления имеют права и обязанности определять содержание и направленность деятельности нижестоящих в соответствии с движением к общей цели в пределах единого объекта управления. При этом положение вышестоящего или нижестоящего субъекта управленческих отношений определяется в зависимости от выполнения общих или частных функций управления. Такого рода отношения существуют, например, между общегосударственным аппаратом и отраслями, отраслями и объединениями, предприятиями, предприятием и цехами, их органами управления. Отношении самостоятельности предполагают наличие у субъектов управленческих отношений круга прав и обязанностей, которые дают возможность им определять содержание и направленность деятельности в соответствии со своими интересами, не игнорируя в то же время общих интересов.

Две стороны отношений — централизм и самостоятельность— в деятельности субъектов управления взаимно дополняют друг друга. Чем больше прав и обязанностей у одних, тем меньше их у других. Работа механизма социального управления требует определенного соответствия между централизмом и самостоятельностью. Централизм в управленческих отношениях оправдан лишь в той мере, в которой он необходим для обеспечения движения объекта управления к общей цели. Наиболее успешно решение этой задачи в деятельности центральных органов управления достигается на основе принципа — разрешено все, что не запрещено.

Данный принцип вытекает из специфики социального управления, его общих законов. Достижение общих интересов осуществляется тем эффективнее, чем более око осуществляется через реализацию особых интересов. Чрезмерная централизация сужает сферу такой реализации, возможности для раскрытия творческих способностей, учета всей специфики положения объекта социального управления, без которой невозможно принять правильное управленческое решение и которую нельзя в необходимой мере учесть из тигра. При этом, как показывает практика, резко возрастает загруженность центральных органов управления частными задачами, падает способность видеть стратегическую перспективу, повышается вероятность необоснованных решений, снижается творческая инициатива исполнителей.

Единство централизма и самостоятельности в деятельности субъекта управления диалектично, имеет противоречивый характер. Определенные противоречия между интересами нижестоящих и вышестоящих участников управленческого процесса возникают в силу отличия их положения в системе управленческих отношений, наличия особых интересов у каждого из них. Превалирование особых интересов вышестоящих органов управления приводит к стремлению расширить свои права, усилить централизацию, а у нижестоящих — как можно полнее освободиться от нее.

Преодоление негативной тенденции к чрезмерной централизации в социальном управлении требует перераспределения прав и обязанностей между вышестоящими и нижестоящими органами управления в пользу последних, ограничения прав и обязанностей вышестоящих органов теми, которые необходимы для обеспечения общей цели управления. Особенно, важно создание условий, определение гарантий невмешательства в деятельность нижестоящих участников управленческого процесса со стороны вышестоящих вне рамок их установленных полномочий. В свою очередь, должна быть обеспечена способность вышестоящих органов воздействовать на нижестоящие для приведения их деятельности в соответствие с общественно необходимыми требованиями. Отсутствие такой способности приводит к развитию группового эгоизма, дезорганизующего жизнь общества, о чем свидетельствует практика первых лет осуществления перестройки экономической системы в нашей стране.

В основе системы распределения прав и обязанностей должны лежать рассмотренные выше законы взаимодействия, единства и независимости особых интересов субъектов управленческих отношений. Реализация данных законов на практике означает определение соответствующих связей, взаимного положения, границ деятельности для участников процесса управлении. Эти связи устанавливаются с помощью нормативных документов, где характеризуются управленческие функции субъектов, их права и обязанности, процедуры их осуществления. Именно таким способом создаются рамки реализации всеобщего интереса, возможности для самовыражения особых интересов, их тесного взаимодействия.

Принципом, на базе которого происходит распределение функций, полномочий, прав и обязанностей между субъектами управления, является сбалансированный приоритет. Он предполагает создание в сфере взаимодействия субъектов нескольких зон. Первая — зона приоритета одного субъекта управления, включающая совокупность функций, решающая роль (права и обязанности) в осуществлении которых принадлежит данному субъекту. Вторая — зона приоритета другого субъекта управления. Третья—зона паритета, где оба субъекта равноправны, решения принимаются на основе общего согласия сторон, консенсуса.

В зонах приоритета деятельность каждого из субъектов может развиваться самостоятельно. Они являются независимыми и полноправными в рамках установленных полномочий. Исключается вмешательство в дела друг друга. Зона паритета является зоной, где пересекаются общие и особые интересы субъектов управления. Здесь создаются возможности для отыскания взаимоприемлемых, согласованных решений, что позволяет учесть многообразие интересов на пути совместного достижения поставленной цели. Реализация принципа сбалансированного приоритета особенно важна при организации взаимодействия соподчиненных субъектов управления. Установление зоны юридически и реально гарантированной независимости нижестоящего субъекта дает возможность активно включать его интересы, развивать самодеятельность, сводить до минимума произвольные вмешательство вышестоящего субъекта управления, не допускать бюрократизации. Конкретная совокупность функций, прав и обязанностей, составляющая содержание зон приоритета и паритета, зависит от особенностей управленческой деятельности, характера выполняемых задач. С их изменением меняется и содержание зон, сохраняется при этом общий принцип организации. Достижение и поддержание единства централизма и самостоятельности имеет огромное значение для обеспечения жизнедеятельности общества, каждой его сферы. Практическая реализация этого принципа предусматривает четкое разграничение функций центра и мест, прав и сфер их деятельности, выработку механизма согласования общесоюзных, республиканских и местных интересов.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.