Рефераты. Понятие и значение исследования систем управления организацией

Понятие и значение исследования систем управления организацией

Лекция №1

Тема 1: Введение в дисциплину «ИСУ»


Экономические реформы в России, вызвавшие обновление всех сфер жизни и становление новых рыночных отношений, требуют коренного пересмотра стиля и методов управления организациями, ведущими коммерческую деятельность. Это в первую очередь обусловлено изменением целевой установки организаций. Если раньше главной задачей менеджера любого уровня было обеспечение своевременного выполнения плана, то теперь в условиях острой конкурентной борьбы основной целью является борьба за выживание и обеспечение устойчивого поступательного развития деловой организации в целом. К деловым организациям мы будем относить предприятия, фирмы, финансовые учреждения и другие организации, в основу деятельности которых положена коммерческая идея, т.е. получение и распределение прибыли.

Изменение целевых установок развития деловых организаций в современных условиях потребовало совершенствования не только стиля и методов управления, но и самих систем управления. Система управления предприятиями в настоящее время должна обладать гибкостью производства, учитывать серьёзную конкуренцию на рынке товаров (услуг), учитывать требования к уровню качества обслуживания потребителей и фактор неопределённости внешней среды. Для реализации этих условий существует объективная необходимость в исследованиях и анализе существующего положения. Различные нововведения проявляют себя на предприятиях в форме организационного совершенствования системы управления. Базой организационных нововведений служит изучение деятельности организаций.

В связи с этим возникла необходимость углубленного исследования систем управления организациями. Исследование систем управления – это вид деятельности, направленный на развитие и совершенствование управления в соответствии с постоянно изменяющимися внешними и внутренними условиями.

Совершенствование управления – необходимый элемент развития любой организации. Но совершенствовать управление можно по-разному – используя опыт (эмпирический подход) или решая наиболее острые проблемы, которые явно тормозят развитие, т.е. истинным считается только то, что даёт практически полезные результаты (прагматический подход). Однако наибольший эффект может дать только научный подход, который подразумевает исследование объективных тенденций развития, анализ причин и факторов возникновения проблем, распознавание «слабых сигналов» изменения обстановки.

ИСУ – главный фактор научного подхода к совершенствованию управления. Современными приёмами и методами исследования в определённой мере должен владеть каждый менеджер. А для этого необходимо изучать эти методы. Большое значение также имеет и понимание специфики управления как объекта исследования, как особого вида деятельности, который связан с искусством влияния на людей.

В условиях динамичности современного производства и общественного устройства управление должно непрерывно развиваться. Сегодня это невозможно обеспечить без исследования путей и возможностей такого развития, без выбора альтернативных направлений. Исследование управления осуществляется в каждодневной деятельности менеджеров и персонала и в работе специализированных аналитических групп, лабораторий, отделов. Необходимость в исследованиях систем управления продиктована достаточно большим кругом проблем, с которыми приходится сталкиваться многим организациям. От правильного решения этих проблем зависит успех работы этих организаций.

Тема 2: Системы управления как объект исследования

 

2.1 Понятие исследования

Исследование как научный труд, научное изучение и процесс познания всегда находилось под пристальным вниманием учёных. В общем случае исследование может пониматься как научный труд или научное изучение рассматриваемого предмета с целью определения закономерностей его возникновения, совершенствования, развития и получения новых знаний. По существу, это один из основных видов познания. Вместе с тем его можно трактовать как вид познавательной деятельности отдельного человека или группы, коллектива исследователей, позволяющий на основе определённых теорий, методов и приёмов познания изучить и оценить сущность, особенности и тенденции развития явлений. Это в полной мере относится к исследованию теории и практики управления, которое связано как со специализированной научной функцией, так и с практической профессиональной работой в различных областях и сферах деятельности человека (менеджмента, экономики, производства, искусства, образования и т.п.).

В нашем курсе речь идет об исследовании систем управления организациями, основу которых составляют коллективы людей. Известно, что организации являются самой распространенной формой взаимодействия людей. Координацию деятельности организаций осуществляют системы управления, которые являются объектом исследования в рамках этой дисциплины. Следует отметить, что из-за непредсказуемости поведения людей в ряде случаев исследователь не имеет возможности производить количественную оценку наблюдаемых явлений и, следовательно, применять методы, хорошо зарекомендовавшие себя в других областях знаний.

Исследования систем управления организациями направлены на то, чтобы усовершенствовать организационные системы, создать условия для повышения эффективности организаций и обеспечить их выживаемость в сложных условиях окружающей среды.

В ходе решения этих задач, т.е. задач управления организацией, занимающейся коммерческой деятельностью, исследованием называется процесс выработки новых научных знаний о функционировании организационной системы с целью использования их для решения конкретных практических задач.

Исследование обладает основополагающими характеристиками, определяющими его направленность и результаты. К таким характеристикам в первую очередь относят: потребность в исследовании (острота и необходимость решения проблем и задач); его цель, объект и предмет; методология, вид исследования, ресурсы (определённый комплекс средств и возможностей, обеспечивающих успешное проведение исследования и достижения его целей); результаты исследования (как конечный итог и эффективность исследования, определяющая соотношение и соразмерность использованных ресурсов на проведение исследования и достигнутых при этом целей) и т. п.

Исследование – это необходимый элемент любой деятельности, но в зависимости от вида деятельности реализуется в той или иной мере (Например, научная деятельность и техническая). Исследование должно быть необходимым элементом процесса управления, но могут осуществляться группой консультантов управления и как специализированная деятельность. Это часто наблюдается при разработке стратегической программы развития или инноваций при решении сложных проблем антикризисного управления.

Попробуем теперь установить, что же кроется за таким привычным термином, как управление. Говоря об управлении, следует помнить, что это слово используется в различных смыслах.

В широком смысле управление — это функция организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических), обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима функционирования, реализацию программы, достижение цели деятельности.

В социально-экономических системах управление — это прежде всего процесс, представляющий собой деятельность руководящего звена организации или системы управления организацией. Наука об управлении социально-экономическими системами называется менеджментом

В то же время управление — это название субъекта организационной деятельности. Так называются некоторые крупные организации: Центральное статистическое управление, Управление внутренних дел, Главное медицин­ское управление, Управление по делам несовершеннолетних и др.

Еще в одном смысл термина управление используется применительно к техническим устройствам, где управление рассматривается как совокупность элементов, посредством которых чем-либо управляют или направляют ход движущегося объекта.

При проведении исследования важно правильно и чётко определить цель, объект и предмет исследования. Большое значение имеет также сам процесс исследования, представляющий собой совокупность последовательно выполняемых операций.

Любое исследование эффективно лишь тогда, когда достигнуты установленные цели исследовательских работ при соблюдении других условий (сроков и затрат). В связи с этим первостепенное значение имеет тот смысл, что заложен в содержании понятия «цель». Оно трактуется во многих литературных источниках неоднозначно, например:

v   желаемое будущее состояние;

v   желаемые состояния или результаты;

v   идеальное представление желаемого результата деятельности;

v   идеальное, мысленное предвосхищение результата деятельности;

v   ключевые результаты, к которым организация стремится в своей деятельности на протяжении длительного периода времени;

v   предмет произвола человека;

v   предмет стремления, то, что надо или желательно осуществить;

v   конечное состояние результата, на достижение которого на­правлена деятельность организации;

v   то, что представляется в сознании и ожидается в результате
определенным образом направленных действий;

v   устойчивое целое, сохраняющееся в беспрерывном изменении
частей;

Однако, комплексное обоснование цели в условиях ужесточения конкуренции приобретает ключевое значение, поскольку формулирование цели без необходимых обоснований может привести к потерям на стадии ее реализации, во много раз превышающим экономию, полученную ранее. Кроме того, правильно сформулированные цели могут выступать как эффективный инструмент исследования.

Применительно к исследованию наиболее предпочтительно рассматривать цель как желаемый новый исследовательский результат состояния предмета определенного объекта исследования, выраженный качественно и (или) количественно, преимущественно с указанием сроков его достижения, исполнителей и ресурсов.

Очевидно, что цель не может быть тождественна будущему результату исследования, а потому ее достижение носит вероятностный характер.

При этом необходимо провести чёткую грань между субъектом и объектом исследования.

 

2.2 Объект и предмет исследования

Объект исследования в общем случае — это структура (подразделение, предприятие, объединение предприятий, отрасль, национальное хозяйство), ее внутренняя и внешняя среда, системы (социальные, экономические, технические, организационные, производственные, научные, политические, культурные, кадровые и др.), совокупность их элементов, т.е. это то, что требует наличия системы управления.

Например, при исследовании ОАО «Прогресс» объектом является непосредственно само ОАО, а при исследовании СУ жилищно-коммунальным хозяйством региона объектом становится рассматриваемый регион.

Внутренняя среда может характеризоваться составом элементов объекта исследования: ресурсных (материально-техническая база, включающая предметы и средства труда, трудовые ресурсы, информация, финансовые ресурсы), организационных (технология, методы и системы управления, организационная структура), результатов функционирования объекта, например, в виде продуктов и услуг. Состояние внутренней среды объекта может оцениваться также ее потенциалом. Информация о внутренней среде необходима исследователям для уточнения целей организации (в том числе социальных), определения внутренних возможностей и потенциала, на которые организация может рассчитывать в конкурентной борьбе.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.