Рефераты. Понятие и перспективы стратегического управления персоналом

Концепция деловой активности включает миссию предприятия, содержание его ролей на рынке, в обществе и фирменный стиль управления.

Предприятие всегда находится в определенной социальной среде. Оно само состоит из людей, которые имеют жизненные принципы, взгляды, образы, установки, ценности и цели. Классический тип предпринимателя с патриархальным стилем управления, который объявляет личные ценности и моральные установки принципами своего предприятия, встречается, по оценкам ученых, все реже и реже. Все большее развитие получают средние и крупные предприятия, которыми руководят несколько работающих по найму менеджеров. Таким образом, принципы хозяйствования формируются с учетом требований как собственников, так и наемного персонала и только при согласовании мнений, по крайней мере, нескольких лиц или групп людей.

Усиление внимания к выработке правил принятия решений обусловлено тем, что менеджеры убедились: нельзя решать практические задачи, руководствуясь только объективными критериями, математическими моделями или необходимым объемом релевантной информации. В действиях руководителя всегда должна быть альтернатива. Выбору рациональных решений содействуют и ценностные ориентации, очерчивающие курс, которым надо идти. Все эти принципы обеспечивают необходимую гибкость и позволяют предприятию адаптироваться к переменам среды, сохраняя выбранный курс.

Смысл активизации деятельности с помощью принципов хозяйствования заключается в том, чтобы установить ясные цели, наметить курс, по которому пойдет предприятие, определить его миссию и укрепить свой имидж.

Кроме того, с помощью этих принципов необходимо формировать и развивать стили лидерства на предприятии, определять рамки действий сотрудников.

Концепция активизации хозяйственной деятельности излагается в первом разделе Устава предприятия. К сожалению, при переходе на новые формы хозяйствования, приватизации или создании новых предприятий этому разделу далеко не всегда уделяется должное внимание. Иногда даже встречаются такие понятия, как "частнопредпринимательское предприятие", которое свидетельствует о противопоставлении предприятий государственной формы собственности предпринимательству. Это принципиально неверно, так как предпринимательство существует как на уровне организации в форме предприятия, так и на уровне предприимчивости как качества личности.

Концепция деловой активности не является экономико-математической моделью или стратегическим планом, ее успешность не выражается в цифрах. Тем не менее концепции, объединяющие сотрудников, развивающие фирменный стиль работы, имидж, во взаимосвязи с финансовыми ресурсами, стратегией маркетинга или высокими технологиями приносят конкретную пользу компаниям. Каким образом?

Во-первых, принципам хозяйствования придается гласность, и они являются ориентирами и для руководителей, определяя их лояльность к работающим, и для сотрудников, которые могут идентифицировать свои интересы с курсом предприятия. При этом исчезает ощущение винтика в большой машине, развиваются мотивация и инициатива, определяются приоритеты, позволяющие избежать опасности, которая исходит от "всеядности" или "разменивания по мелочам", предупреждающие или содействующие их разрешению.

Во-вторых, принципы хозяйствования содействуют формированию имиджа предприятия, доверия к нему со стороны клиентов. Они участвуют в формировании общего отношения к предпринимательству в обществе, в связи с чем имеют социальный эффект.

В-третьих, значение принципов хозяйствования позволяет иметь целостное представление о предприятии. Их умелое применение позволяет обойтись без немедленной ломки сложившихся структур, методов и стиля управления. Новая система взглядов на менеджмент известна как "тихая управленческая революция", которая влечет за собой развитие концепции хозяйствования.

Чтобы она была успешной, принципы хозяйствования должны отвечать следующим требованиям:

♦ Сохранение традиций предприятия. Подражание другим фирмам не имеет смысла. Принципы определяют контуры будущих задач только данного предприятия.

♦ Соответствие современной системе взглядов на менеджмент.

♦ Ориентация на реальные возможности предприятия. Идеализация целей, осуществление которых нереально, хуже их отсутствия. В основе концепции находится осознание собственных возможностей.

♦ Обязательное письменное выражение, не обязательно в уставе предприятия, но в любом случае на бумаге, чтобы довести до сведения каждого сотрудника. Концепция деловой активности работников — внутреннее дело предприятия. Демонстрация ее органам государственной власти, общественности, прессе не производит желаемого эффекта. Больше всего для изложения концепции эффективна форма брошюры.

Содержание концепции деловой активности. Концепция деловой (хозяйственной) активности организации (предприятия), как показывает опыт успешно работающих фирм, включает:

♦ ценностные ориентации владельцев предприятия, их представление о его назначении, миссии, кредо;

♦ степень самостоятельности предприятия, его роль в регионе, отрасли, обществе;

♦ принципы взаимоотношений с сотрудниками;

♦ цели предприятия (какую продукцию и для кого она выпускает, прибыль, инновации, перспективы экономического развития);

♦ потенциал предприятия (кадровый, в сфере сбыта, сервиса, науки).

Положения концепции должны предоставлять предприятию высокую степень свободы действий на длительный период времени. Они являются генеральными директивами конкретной фирмы, поэтому их нельзя обобщать настолько, чтобы они были применимы к другому предприятию. Концепция служит для идентификации конкретного предприятия, выражает его специфические цели, задачи, устремления, подчеркивает индивидуальный характер.

Общих правил разработки концепции деловой активности не существует. То же относится и к индивидуальным стилям лидерства или фирменному стилю управления. На уровне предприятий государственной формы собственности идея концепции хозяйствования своего практического развития не получила, в связи с чем для ООО, АО и предприятий других форм хозяйствования является достаточно новой. Планы о концепции деловой активности организаций, находящихся в условиях экономического кризиса, давно уже требуют своего практического воплощения. Ее внедрение должно учитывать две стороны управления предприятием: организационно-техническую, включающую его деловую сферу и принципы хозяйствования, относящиеся к предприятию как единому целому, и социально-экономическую, включающую сферу отношений, управления людьми и принципы поведения с группами людей, чьи интересы учитываются предприятием. Эти принципы являются наиболее существенными в концепции. Они исходят из того, что предприятие состоит из социальной и экономической подсистем и является сложной, динамической, открытой организацией людей.

В части, касающейся деловой сферы, в концепции определяются общие цели предприятия и предмет его деятельности.

При постановке общих целей, прежде всего, необходимо выделить приоритеты. Редко ставится одна конкретная цель, чаще предлагается основа координации интересов акционеров, наемных работников, в том числе менеджеров, и пути получения оптимальных результатов сотрудниками и владельцами предприятия.

К общим целям относятся статус предприятия в будущем, в том числе темпы приватизации, формы и структура собственности, а также развитие кадрового потенциала, экономический рост, положение на рынке, технико-технологическое развитие, организационное проектирование. На уровне концепции деловой активности цели и средства трудно различимы. Классическим примером является прибыль, которая все чаще становится средством достижения других целей, таких как собственность, качество, зарплата, условия труда, оборот капитала.

Весьма существенными для престижа организаций являются такие условия, как своевременная выдача денежных вознаграждений, сохранение численности рабочих мест, условия гарантии занятости.

При определении предмета деятельности предприятие обосновывает свое отличие от других, освещая следующие позиции: вид оказываемых услуг на рынке; приверженность определенным традициям; отрасль работы предприятия и его клиенты; гарантии экономической безопасности предприятия; типичные фирменные признаки (нетрадиционные .решения, ориентация на определенные слои населения и т.д.).

В части, касающейся интересов групп людей, в концепции обозначаются: система ценностей менеджмента, сотрудников, инвесторов, деловых партнеров и принципы их реализации.

Общие ценности предприятие обосновывает с помощью ответов на следующие вопросы:

♦ Каков этический уровень менеджеров предприятия?

♦ Какой стиль лидерства на предприятии считается рациональным?

♦ Какие нормы должны определять межличностные коммуникации?

♦ Каково соотношение интересов человека и производства? Ответы на эти и подобные вопросы составляют философию

предприятия, его миссию и должны лежать в основе действий на всех уровнях управления. "Лучше потерять деньги, чем доверие", этого девиза придерживаются многие фирмы. Концепция деловой активности нацелена на то, чтобы завоевать и сохранить доверие сотрудников.

Интересы сотрудников, акционеров и собственников. Акционеры и собственники по отношению к предприятию являются его инвесторами. Их интересы непосредственно связаны с успехами фирмы. То же самое относится и к сотрудникам. Поэтому данный раздел концепции чрезвычайно важен. Принципы управления сотрудниками целесообразно финансировать отдельно. Наиболее приемлемыми для предприятий социальной рыночной экономики оказались следующие принципы:

♦ лояльность к сотрудникам;

♦ ответственность сотрудников и подчинение установленному порядку;

♦ приоритет заботы о сотрудниках над заботой о производстве;

♦ управление в соответствии с целями организации;

♦ обязательное установление долевого участия каждого работающего в общих результатах;

этические обязательства и обязательность контроля.

Обязательства по отношению к сотрудникам включают следующие позиции: условия и оплата труда, гарантии рабочих мест, участие в прибылях, социальные льготы, возможность повышения квалификации, карьеры, сотрудничество и определенная свобода действий в духе солидарного стиля управления, участие в подготовке решений, развитие самоуправленческих начал трудовых коллективов. Но такие обязательства не должны быть односторонними, поэтому в них отражаются и те надежды, которые возлагает предприятие на работников. Эти обязательства являются существенной частью концепции деловой активности, одним из ее центральных моментов.

Обязательства по отношению к инвесторам (акционерам и собственникам) требуют предоставления им со стороны менеджеров предприятия самой разнообразной информации и согласованных (приемлемых) размеров начисляемых на вложенный капитал процентов.

Успехи фирмы зависят и от ее клиентов. Последние являются важнейшими в группе деловых партнеров, куда относятся также поставщики и предприятия, связанные с фирмой деловыми обязательствами.

Первенство предложения над спросом, жесткая конкуренция на насыщенных рынках повышают внимание к клиентам, которое выражается в особых требованиях к маркетингу, качеству проектирования изделий и их изготовления, сервису, обслуживанию отдельных клиентов и положительной реакции на рекламации. Так, например, мебельная промышленность Германии отказалась даже от мелкосерийного производства кухонной и другой мебели и работает только по индивидуальным заказам, которые осуществляются через фирменные магазины.

В отношениях с партнерами фирмы руководствуются не только экономическими, но и психологическими принципами, например, обязательствами не отдавать предпочтение ни одному из поставщиков.

Реализация концепции деловой активности. Механизмы и реализации зависят от форм собственности (частная, государственная, коммунальная) и хозяйствования (МП, ООО, АО и др.).

На предприятиях, где право собственности и менеджмент находятся в одних руках, принципы деловой активности являются выражением воли и ценностных представлений только их владельцев, т.е. самих предпринимателей. Для таких фирм, а это, как правило, малый и средний бизнес, характерны принципы и моральные установки предпринимателей, которые сами и реализуют свои концепции деловой активности. Часто эти концепции не имеют четких формулировок. Данная особенность имеет международный характер.

Чем крупнее предприятие, тем на большее число менеджеров возложена ответственность за его успехи и тем меньше возможностей для прямых коммуникаций между собственниками-предпринимателями и сотрудниками. В таком случае на помощь приходит форма хозяйствования, которая связана с акционированием предприятия. В АО собственники делегируют руководство нанимаемым для этого менеджерам, лицам, которые имеют право распоряжения на предприятии, хотя право владения и пользования остается у собственника. Однако такое делегирование полномочий не исключает из числа носителей и исполнителей этих принципов собственников-акционеров наряду с сотрудниками АО. Современные фирмы практикуют кооперативный стиль управления. Такой стиль предполагает в частности создание проектной группы с участием эксперта по разработке и исследованию имиджа фирмы и путей его достижения на основе опросных листов, дуальных менеджмент-треннингов и модерации (техника решения проблем в процессе дискуссии).

Реализация концепции деловой активности происходит в процессе кадрового регулирования, изменения стиля лидерства и при участии как сотрудников, так и инвесторов. Ресурсы личности могут быть наиболее полно реализованы только в том случае, если управление предприятием, его руководство будут относиться к людям гуманно и видеть в сотрудниках комплекс человеческих качеств, отражающих их сущность.

Философия предприятия не может быть тайной. Она должна быть известна каждому сотруднику на предприятии. Многие предприятия развивают собственную конкретную линию управленческого поведения, которая письменно разложена и документирована.



Литература


1.                 Бычкова А.Ф. Управление персоналом – Пенза: Пензинский гос. университет, 2005.

2.                 Иванова С.В. Искусство подбора персонала. – М.: Альпино Бизнес Букс, 2006.

3.                 Карякин А.М. Управление персоналом. – Иваново: Иваноский гос университет, 2005.

4.                 Кибанов А.Я., Дуракова И.Б. Управление персоналом.- М.: Экзамен, 2005.

5.                 Макарова И.И. Управление персоналом. Наглядные учебно-методические материалы. – М.: ИППЭ им. А.С. Грибоедова, 2006.

6.                 Стаут Л.У. Управление персоналом. Настольная книга менеджера. – М.: Добрая книга, 2005.



Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.