Рефераты. Понятие, цели и задачи инновационного менеджмента. Этапы развития науки

В рамках классической школы управления сложилась концепция, что фирмой нужно управлять систематизировано, для того чтобы более эффективно достигать поставленных целей, ради которых она создана.

Концепция управления с позиции психологии и человеческих отношений определила менеджмент как «обеспечение выполнения работы с помощью других лиц». Исследования, проведенные психологом М. Маслоу, доказали, что мотивами поступков людей являются не экономические силы, как считали сторонники концепции научного управления, а различные потребности, которые не могут быть удовлетворены денежным выражением. Оказалось, что производительность труда рабочих способна повышаться не столько благодаря увеличению заработной платы, сколько в результате роста удовлетворенности рабочих своим трудом и отношениями в коллективе.

Подход к управлению как к процессу оценивает его в качестве системы. В ней деятельность, направленная на достижение целей фирмы, рассматривается не как единовременное действие, а как серия взаимосвязанных деловых непрерывных акций, материализующих функции управления. Ими являются: планирование, организация, мотивация, руководство, координация, контроль, коммуникации, исследования, оценка, принятие решений, подбор персонала, представительство, ведение переговоров, заключение сделок.

При системном подходе исходят из того, что руководители призваны рассматривать организацию как совокупность взаимосвязанных элементов — люди, структура, технология, — которые ориентированы на достижение различных целей в условиях меняющейся внешней среды.

Ситуационный подход предполагает, что эффективность различных методов управления определяется конкретной ситуацией и наилучшим является метод, максимально соответствующий ее условиям.

Уровень развития конкретных предприятий, сфер жизнедеятельности, государств, обеспечивающий стабильный экономический рост, определяется динамикой инновационной сферы. Определенный рост инновационной активности и обращение к различным формам инновационной деятельности стимулировали интенсификацию научных исследований в сфере инноватики. Научные дискуссии в этом ключе отражают необходимость разработки научной базы по использованию потенциала, созданию условий для реализации инновационной деятельности и обеспечению эффективного управления изменениями. Инновации стали стратегическим фактором социально-экономического развития и стабилизации социальной ситуации. Осознание данного факта стимулировало формирование государственной поддержки развития инновационного предпринимательства и науки через создание моделей и программ инновационного развития, что стало важнейшим шагом на пути формирования комплексной системы управления, правового обеспечения инновационной деятельности и концепции инновационной политики.

Инновационный менеджмент предполагает осуществление координации инновационной деятельности через использование новых форм, принципов, средств управленческой деятельности, связанных с обновлением организационных структур, использованием ресурсов информационных и социальных сетей с целью активизации инновационного потенциала организации, стимулирования и мотивации творческой деятельности.

Принципами инновационного менеджмента выступают:

·                   Рациональное сочетание методов управления;

·                   Приоритет стратегических вопросов;

·                   Использование научных подходов;

·                   Уважение личности и стимулирование активности сотрудников;

·                   Обеспечение оптимального морально-психологического климата и режима труда;

·                   Стремление к децентрализации и коллегиальности в деятельности.

В число решаемых задач инновационного менеджмента входит:

1.                 Определение оптимальной структуры организации;

2.                 Определение инновационной стратегии организации;

3.                 Организация образования сотрудников в системе инновационного предпринимательства;

4.                 Осуществление кадровой политики;

5.                 Обеспечение стимулирования и мотивации инновационной активности;

6.                 Разработка стратегии адаптации.

Инновационный менеджмент предполагает возможность делегирования полномочий, обеспечение коммуникации через общение и образование. Инновационный менеджер является предпринимателем в сфере инноватики, постоянно ищущим, активным и предприимчивым. Такой стиль и приоритеты управленческой деятельности ориентируют на создание многомерных организаций, где в различных направлениях по реализации планов действуют управленцы и подчиненные без четкого формального разделения их функций и обязанностей; плоских организаций, где максимально сокращены уровни иерархии, что существенно повышает оперативность и качество работы; партисипативных организаций, в которых осуществляется совместное принятие управленческих решений на основе паритетного взаимодействия руководителей и подчиненных; этхократических организаций, применимых в нестандартных и сложных работах в быстротекущих условиях, где нет строгой формальной структуры, иерархии и субординации, а главной выступает совместная ответственная деятельность на основе высокой компетентности и творческой свободы.

Главная задача инновационного менеджмента – «построить» организацию, сориентировать ее на перемены, убедить в их решении, мобилизовать поддержку инициативы и творчества, нацелить на осмысление и познание проблем, обеспечить деловое сотрудничество и трансферт не только технологий, но и знаний, опыта. Инновационному менеджменту как новому стилю лидерства можно научиться. С учетом особого статуса инновационных менеджеров как профессиональных специалистов-интеллектуалов, имеющих доступ к информации, владеющих социальными технологиями и имеющие их использовать для конструирования перспективы, сегодня вести такое обучение необходимо непрерывно, включая постдипломное образование до конца служебной карьеры в системе курсов, участия в семинарах и тренингах. Возможно перспективное планирование получения такого профильного образования в специальных учебных заведениях, занимающихся подготовкой кадров для сферы инновационного проектирования, менеджмента и маркетинга.

Таким образом, проблема компетентного управления инновационной деятельностью решается в рамках менеджмента инноваций, который требует непременной реализации возможностей инновационного менеджмента, обеспечивая в таком взаимодействии рост эффективности инновационных проектов и инновационного потенциала.


Этапы развития науки


Особенность современного периода — формирование многоукладной экономики — определяет актуальность проблемы создания эффективного механизма управления инновационной деятельностью на предприятиях. Выход из кризисного состояния предприятий может быть обеспечен благодаря освоению новой продукции, отвечающей требованиям рынка, на основе развития инновационной деятельности.

Термин "инновация" был введен в оборот еще в начале его столетия Йозефом Шумпетером, американским экономистом, известным своими работами в области истории экономических учений. Й. Шумпетер рассматривал инновации как посредника между изобретением и его внедрением в экономику. Однако точка зрения Шумпетера не стала общепринятой. Большинство исследователей считает, что терминологический аппарат и содержательные аспекты инновационной деятельности до сих пор недостаточно разработаны.

Одним из первых исследователей проблем инновации з России был Н.Д.Кондратьев. Он известен тем, что впервые в работе "Большие циклы конъюнктуры" ввел понятие "длинной волны" применительно к инновациям, характеризующим влияние радикальных инноваций на мировое промышленное развитие. К таким инновациям он относил: изобретение паровых машин, идею строительства железных дорог, электроэнергетику и автомобилестроение.

Многие отечественные исследователи (Ю.В. Яковец, Л.С. Барютин, А.И. Анчишкин) использовали термин "нововведения" [4,8,98]. До сих пор этот термин используется некоторыми экономистами и переводчиками иностранной экономической литературы. Термины "инновация" и "нововведение" часто рассматриваются как синонимы. Широкое применение термина "инновация" в последние годы объясняется стремлением приблизиться в экономической лексике к английскому первоисточнику. Первые работы, посвященные исследованию проблемы инноваций (нововведений) в СССР относятся к концу 70-х годов. Некоторые из них основаны главным образом на материалах зарубежных авторов.

В настоящее время в научной литературе нет общепринятого определения инноваций. В наиболее абстрактной форме определение инноваций дал английский профессор В.Р. Спенс. "Инновация — это нечто совершенно новое применительно к конкретной ситуации, что можно использовать, когда мы начинаем осознавать это".

Несмотря на его абстрактность, это определение включает три важных момента:

• инновация — это новое явление для людей, которые имеют какое-то отношение к этому явлению;

• инновация — осознанное нами новое явление;

• инновация — такое новое явление, которое можно использовать.

Р. Федерманн (ФРГ) понимает под инновацией открытие новых возможностей решения проблемы. Инновация, по его мнению, находится, с одной стороны, в противоречии с консервативным положением дел, с другой — она направлена на "имитацию", на моделирование существующего положения с учетом стратегии изменений.

Российские исследователи подходят к определению инноваций более конкретно. Термин "инновация", как полагают А. Кулагин и В. Логинов, более широкое, чем понятие "новая техника", которое долгие годы применялось в нашей стране. Оно использовалось главным образом в отношении орудий труда, материалов. Инновации — это новшества, нововведения в производственной, организационной, финансовой, научно-исследовательской и других сферах.

А.Н. Ковгуненко понимает под инновацией товар или услугу, оцениваемые потребителем как новые для себя по тем или иным важным для него критериям. В данном определении признается только так называемая продуктовая инновация (инновация в товарах и услугах).

Некоторые исследователи делают попытку найти отличия инноваций (или нововведений) от простых усовершенствований, которые, по их мнению, не следует считать инновациями. Так, Ю.А. Яковец, рассматривая инновации с позиций макроэкономического подхода, считает, что инновации можно отличить по следующим двум критериям:

• качественный скачок в уровне развития техники в результате реализации изобретения (критерий новизны);

• значительное увеличение экономического, социального, экологического эффекта в результате инновации (критерий эффективности).

Такой подход может быть оправдан, если рассматривать инновации с позиций научно-технического прогресса и их воздействия на развитие производительных сил общества.

А. Кулагин и В. Логинова считают, что практически любое усовершенствование, обеспечивающее экономию затрат или создающее новый спрос, является инновацией. Эта позиция является обоснованной, если рассматривать инновации с точки зрения предприятия (т.е. на микроуровне). Для предприятия, стремящегося выжить в условиях конкуренции, любое усовершенствование направлено на создание дополнительного спроса либо на экономию затрат.

Таким образом, инновации — это усовершенствования:

• обеспечивающие экономию затрат и создающие условия для увеличения прибыли или снижения цены;

• создающие дополнительный потребительский спрос.

Надо признать, что, не имея возможности внедрять принципиально новые разработки, многие предприятия в условиях кризиса ориентируются в своей инновационной деятельности главным образом на простые усовершенствования.

Мы принимаем, что нововведение — это русский вариант английского слова innovation (инновация). В буквальном переводе это означает "введение новшества" или "в новшестве". Под новшеством понимаются новые явления, новые предметы, новые действия, новые методы. Инновация — это распространение или использование новшества, другими словами новшество становится инновацией с момента его внедрения на рынок. Период между появлением новшества и его воплощением в жизнь называется инновационным лагом.

На практике, как правило, понятия новшество, новация, нововведение, инновация считают тождественными. Однако любые изобретения, новые идеи, товары и услуги только тогда становятся инновациями, когда внедряются на рынок, т.е. проходит процесс коммерциализации.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Проблема управления инновационной деятельностью является чрезвычайно актуальной для отечественных предприятий. Ее решение является одним из условий выживаемости предприятий и в целом становления рыночных отношений в экономике Беларуси.

Для понимания и решения этой проблемы важно, чтобы она признавалась как проблема не только администрации конкретного предприятия, но и как задача государственных органов управления.

Исследования систем управления предприятий на основе новейших западных методик, отражающих принципиально новые подходы и критерии к управлению предприятиями, в том числе, управлению инновационной деятельностью показали, что в практике управления отечественными предприятиями, используются принципиально отличные от западных компаний подходы, которые не способствуют активизации их инновационной деятельности и в целом рыночному реформированию этих предприятий.

В работе сформулированы концептуальные подходы к управлению процессом привлечения иностранных инвестиций в экономику Республики Беларусь в целях создания конкурентного рынка и активизации инновационной активности отечественных предприятий. Они включают предложения по структуре государственной концепции привлечения иностранных инвестиций и возможные варианты инвестиционных режимов для предприятий различных отраслей промышленности (режим зоны свободной торговли, режим In-Bond or Drawback, режим открытого доступа, режим ограниченных льгот).

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


1.     Балдин К.В. Инновационный менеджмент/К.В. Балдин (и др.).-М.: академия, 2008.

2.     Виханский О.С. Менеджмент/ О.С. Виханский, А.И. Наумов. - М., 1998.

3.     Карпенко, Е.М. Инновационный менеджмент: ответы на экзаменац. вопр. / Е.М. Карпенко, С.Ю. Комков. – Минск: ТетраСистемс, 2008.-176с.

4.     Колонтай М.М. Инновационный менеджмент/М.М. Колонтай. - Мн.: БГЭУ, 1997.-191с.

5.     Кучко, Е.Е. Менеджмент инноваций как условие реализации инновационных практик//Проблемы управления.-2009.-№1(30).-с.201.

6.     Тичи, Н. Лидеры реорганизации (из опыта американских корпораций) / Н. Тичи, М.А. Деванна. - М.: Академия, 2008.

7.     Фатхудинов, Р.А. Инновационный менеджмент / Р.А. Фатхудинов. - СПб.: Питер, 2008

8.     Хотяшева, О.М. Инновационный менеджмент / О.М. Хотяшева. - СПб.: Питер, 2007


Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.