Рефераты. Подготовка, переподготовка, повышение квалификации трудовых ресурсов в общем и на железной дороге

Предложить один общий порядок действий здесь не представляется возможным. Поэтому для обучения на должность дежурного по горке оперативным руководством станции, как правило, выдвигаются уже зарекомендовав­шие себя умелые работники. Так, ежегодно  проводится повышение квалификации, обучение операторов третьей тор­мозной позиции приемам работы операторов распоряди­тельного поста. Операторов и составителей поездов после обучения и испытаний переводят дежурными по горке.

Однако и на этом процесс профессиональной подготов­ки нельзя считать законченным. Помимо технической учебы по рабочим планам, с работниками горки проводят занятия руководители и специалисты дистанции сиг­нализации и связи. Ведь в распоряжении оперативного пер­сонала горки значительные технические средства с больши­ми возможностями, а модернизация горочного хозяйства продолжается.

Еще одно важное направление подготовки кадров - целевое обучение в отраслевых вузах и техникуме по очной и заочной формам. Требования к профес­сиональному обучению настолько велики, а установленные лицензией сроки подготовки на базе среднего общего обра­зования значительны, что в кадровой работе руководство станции ориентируется в первую очередь на специалистов с техническим образованием и на переобучение работников со стажем, высвобождающихся в процессе сокращения ра­бочих мест.

Постоянно направляются на курсы повышения квали­фикации руководители и специалисты, в основном - на семинары и в университеты технико-экономических знаний.

С большой ответственностью подходят к вопросам обучения и подготовки специалистов, повышения качества обучения. Продолжается творческий поиск новых направлений в профессиональной подготовке работников, предусматривающий широкое использование возможнос­тей технических средств обучения (тренажеров, сопровождения лекций показом видеофильмов и др.), оснащение учебного класса на базе технического кабинета.


ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА И ОБУЧЕНИЕ КАДРОВ НА СТАНЦИИ.

В связи с тем, что в управле­нии технологическими процессами решающую роль играет человек,  его опыт и профессиональная подготовка, на станции проводится большая работа по отбору, обучению оперативного и командного состава, сохранению квалифицированных кадров в условиях  неизбежного сокращения штата работников.

С этой целью создаются и действуют образовательные подразделения. Проводится большая организационная работа, в результате которой необходимо получение лицензии на ведение подго­товки, переподготовки и повышение квалификации кадров. В соответствии с лицензией станция имеет возможность готовить на базе общего среднего образования работников широкого круга специальностей: операторов поста центра­лизации, операторов ЭВМ и сортировочной горки, сигна­листов, составителей поездов четвертого разряда и после курсового обучения без отрыва от производства составите­лей поездов пятого разряда, а в грузовом цехе - приемщиков поездов и товарных кассиров. Организация процесса обуче­ния регламентируется учебными планами, разрабатывае­мыми индивидуально на основе учебных программ. Непос­редственное руководство образовательным подразделени­ем возложено на инженера технического отдела.

Профессиональная подготовка кадров на станции вклю­чает теоретическое обучение и профессиональную практи­ку.

Практические занятия проходят непосредственно на рабочих местах. Вновь принимаемые, на станцию, работники после медицинского освидетельствования проходят вводный инструктаж и в присутствии инженера по охране труда знакомятся с маршрутом служебного прохода к рабочему месту. Для обеспечения тесной привязки обучения к мест­ным условиям и принятой на станции технологии, всесто­роннего изучения должностных обязанностей и действий в нестандартных ситуациях обучающийся работник закреп­ляется за опытным высококвалифицированным не освобож­денным от основной работы инструктором производствен­ного обучения, который в течение всего времени учебы несет за него ответственность.

Теоретические занятия и консультации с педагогичес­ким персоналом организует инженер по подготовке кадров. Воспользоваться учебной литературой, местными норма­тивными документами или получить ответ на возникшие вопросы работник может в любое удобное для него время. А непосредственно на рабочем месте не только закрепляются теоретические знания, но и под руководством опытного наставника обучающийся детально рассматривает последо­вательность действий, обращает внимание на те элементы технологических, операций, при выполнении которых, наиболее возможны ошибки и нарушения в работе, разбирает конкретные примеры. Подготовка кадров массовых профессий заканчивается сдачей ими квалификационных экзаменов.

Обновление материально-технической базы  стан­ции, переоснащение рабочих мест требует переобуче­ния работников, ознакомления их с новой техникой.

Важное направление технического обучения - подготов­ка оперативного персонала, выполняющего операции по приготовлению поездных и маневровых маршрутов, - де­журных по станции, операторов постов централизации и сортировочной горки.

Рабочий план, составленный для технического обучения дежурных по станции, включает в себя изучение положений ПТЭ и Инструкций, техническо-распорядительного акта, а также изменений в технологии работы с поездами и вагона­ми. С командным составом станции проводится разбор и анализ обстоятельств случаев брака, допущенных на стан­ции, а также на других предприятиях сети дорог. Прораба­тываются варианты оформления записей в журналах поезд­ной документации. При этом особое внимание обращается на наиболее часто допускаемые ошибки или неточности.

Отдельные вопросы требуют в течение года повторного, а то и неоднократного рассмотрения. В этих целях прово­дятся совещания по темам «Безопасность движения и со­хранность подвижного состава»,  «Сохранность перевозимых народнохозяйственных грузов», «Организация работы с опасными грузами», «порядок ликвидации аварийных ситуаций на станции». Сложившееся на дорогах неблагопо­лучное положение с уходом вагонов послужило причиной повторной проработки вопросов закрепления подвижного состава, предъявления повышенных требовании к ответ­ственным за закрепление работникам и проверки их знаний по зачетной системе.

Следует думать и о подготовке кадров, переобуче­нии персонала горочного комплекса. Дежурный по горке и оператор распорядительного поста по роду своей рабо­ты должны быть готовы проводить расформирование не как однообразно повторяющийся процесс, а в каждом конкретном случае реально оценивая обстановку на путях накопления, возможности маневровых локомоти­вов, средств торможения и даже погодные условия, как бы мало ни зависела от них работа железнодорожного транспорта. В процессе расформирования дежурный по горке и операторы должны, проявляя при этом быстроту реакции, уметь управлять имеющимися техническими средствами, организовывать роспуск без задержек в высоком темпе и при безусловном соблюдении безопас­ности движения.

Предложить один общий порядок действий здесь не представляется возможным. Поэтому для обучения на должность дежурного по горке оперативным руководством станции, как правило, выдвигаются уже зарекомендовав­шие себя умелые работники. Так, ежегодно  проводится повышение квалификации, обучение операторов третьей тор­мозной позиции приемам работы операторов распоряди­тельного поста. Операторов и составителей поездов после обучения и испытаний переводят дежурными по горке.

Однако и на этом процесс профессиональной подготов­ки нельзя считать законченным. Помимо технической учебы по рабочим планам, с работниками горки проводят занятия руководители и специалисты дистанции сиг­нализации и связи. Ведь в распоряжении оперативного пер­сонала горки значительные технические средства с больши­ми возможностями, а модернизация горочного хозяйства продолжается.

Еще одно важное направление подготовки кадров - целевое обучение в отраслевых вузах и техникуме по очной и заочной формам. Требования к профес­сиональному обучению настолько велики, а установленные лицензией сроки подготовки на базе среднего общего обра­зования значительны, что в кадровой работе руководство станции ориентируется в первую очередь на специалистов с техническим образованием и на переобучение работников со стажем, высвобождающихся в процессе сокращения ра­бочих мест.

Постоянно направляются на курсы повышения квали­фикации руководители и специалисты, в основном - на семинары и в университеты технико-экономических знаний.

С большой ответственностью подходят к вопросам обучения и подготовки специалистов, повышения качества обучения. Продолжается творческий поиск новых направлений в профессиональной подготовке работников, предусматривающий широкое использование возможнос­тей технических средств обучения (тренажеров, сопровождения лекций показом видеофильмов и др.), оснащение учебного класса на базе технического кабинета.


МОБИЛЬНОСТЬ КАДРОВ.


Основная причина текучести — недовольство работников своим положением. В частности, речь идет о неудовлетворенности заработной платой, условиями и организацией труда; нерешенности социальных проблем; отдаленности работы от дома; отсутствии условий для отдыха, детских учреждений; неуважительном отношении со стороны руководства, не оправдавшихся притязаниях, неустойчивости служебного положения и невозможности сделать карьеру.

Например в локомотивном ДЕПО г.Тында большая текучесть кадров связана с низким уровнем оплаты труда, для рабочих проживающих в отдаленных от ДЕПО районах не предоставляется рабочий автобус, зимой в душе часто отсутствует горячая вода. Слесари пройдя курсы повышения квалификации  и сдав экзамен не имеют возможности работать по своему разряду и вынуждены в течении нескольких месяцев ждать повышения. Основной состав меняющихся кадров это студенты закончившие техникумы и институты, которые не работают здесь более трех – четырех лет.
Персонал не является чем-то застывшим: он находится в постоянном движении вследствие приема на работу одних и увольнения других работников. Процесс обновления коллектива в результате выбытия части его членов и прихода новых называется сменяемостью (оборотом) кадров. Выбытие может быть обусловлено объективными и субъективными причинами, среди которых: биологические (ухудшение здоровья), производственные (сокращение штатов вследствие комплексной механизации и автоматизации), социальные (наступление пенсионного возраста), личные (семейные обстоятельства), государственные (призыв на военную службу).
Степень мобильности персонала обусловлена следующими факторами:
1. Необходимостью смены работы, определяемой, например, неудовлетворенностью заработной платой, условиями и режимом труда, климатом.
2. Вложениями средств, связанными с работой и условиями жизни (наличие своего хозяйства, специфика профессии).
3. Желательностью нового места работы, обеспечивающего улучшение условий жизни и труда.
4. Легкостью адаптации в новых условиях, определяемой связанными с ней расходами, квалификацией, опытом, возрастом.
5. Обладание информацией о вакансиях и степенью ее достоверности.
По своим последствиям процесс движения персонала далеко не однозначен. Для уходящих работников позитивными моментами являются: ожидаемый рост доходов на новом месте, улучшение перспектив карьеры, расширение связей, приобретение более подходящей по содержанию работы, улучшение морально-психологического климата. В то же время работники в период трудоустройства теряют заработную плату, непрерывный стаж работы в организации и связанные с ним льготы, несут затраты на поиск нового места, подвержены трудностям адаптации и риску потерять квалификацию и остаться без работы.
Для остающихся работников появляются новые возможности продвижения, дополнительной работы и заработка, но увеличиваются нагрузки, теряются привычные функциональные партнеры, изменяется социально-психологический климат.
Для организации мобильность персонала облегчает избавление от аутсайдеров, дает возможность привлекать людей с новыми взглядами, омолаживать состав работников, стимулировать изменения, повышение внутренней активности и гибкости, но порождает дополнительные затраты (связанные с набором и временной заменой кадров, обучением, нарушением коммуникаций), большие потери рабочего времени, падение дисциплины, рост брака, недопроизводство продукции.
Повышенный оборот кадров, какой бы причиной он ни был вызван, снижает укомплектованность рабочих мест исполнителями, отвлекает высококвалифицированных специалистов, вынужденных помогать новичкам, ухудшает морально-психологический климат, снижает производительность труда у тех, кто собирается уходить, что в результате вызывает экономические потери. Все, что изложено выше, можно применить лишь к ситуации «прием на работу – увольнение». Внутриорганизационное перемещение работников – исключительно положительное явление. Четкие перспективы таких перемещений, в том числе и продвижений по службе, повышают заинтересованность работников, усиливают их привязанность к предприятию. Если работники верят в существование зависимости их продвижения по службе от эффективности труда, то они работают с лучшими результатами. Однако полное замещение приема работников извне внутрипроизводственными перемещениями может привести к застою, отсутствию свежих идей.
Нельзя рассматривать проблемы, связанные с изменением места работы, только в отрицательном плане. Смена места работы может привести к повышению эффективности труда в силу того, что новая работа в большей степени соответствует интересам и способностям работника. Кроме того, перемена труда снижает его монотонность, а изменения в составе трудового коллектива могут улучшить социально-психологический климат.
Перемена работы является довольно сложной операцией. Реакция работников на вероятность перемены работы основывается не на простом расчете «затраты - прибыль», а на надеждах на продвижение и личное благополучие. Характер работы, уровень и тип профессиональной подготовки, социальная подвижность работника фактически определяют его склонность к перемене работы и вероятность успеха при этой перемене. По этой причине при решении вопросов мобильности рабочей силы большая роль отводится кадровой политике предприятия, положению работника в фирме, уровню качества трудовой жизни.
Собственно предприятие в силу стремления к наивысшей производительности труда заинтересовано в стабильном коллективе и занимает позицию субъекта, принимающего из экономических соображений энергичные меры по ограничению числа увольнений.
В мобильном коллективе эффективность труда ниже, чем в стабильном, из-за отсутствия устоявшихся норм, необходимой взаимной требовательности, непредсказуемости реакции на управленческие воздействия.
Существует прямая связь между сроком пребывания человека в организации и результатами его труда, так как при наличии большого стажа он лучше знает тонкости работы, а поэтому показывает более высокую результативность.
Кроме того, как правило, происходит снижение производительности труда в группе работников, собирающихся покинуть предприятие, в силу изменения их ориентации. Производительность труда в группе работников, недавно пришедших на предприятие, также ниже, чем в среднем по предприятию, из-за временной неприспособленности к новой рабочей ситуации и в связи с проблемами социальной адаптации.
Высокая мобильность кадров снижает эффективность затрат на обучение работников, так как в случае их увольнения эффект от обучения возникает либо вне предприятия, вложившего в это средства, либо вообще не возникает, если увольнение связано с переменой профессии.
Экономические потери, связанные с мобильностью персонала, определяются на основе данных текущей отчетности и специальных обследований. Они складываются из потерь от нарушения стабильности коллектива, трудовой дисциплины, потерь от повышенного брака, прямых потерь рабочего времени. О способе расчета их величины будет сказано ниже.
Статистика характеризует движение персонала относительными и абсолютными показателями оборота и текучести. Абсолютными показателями движения персонала являются оборот по приему и оборот по выбытию.
Оборот по приему представляет собой число лиц, зачисленных на работу после окончания учебных заведений, в порядке перевода из других организаций, по распределению, по направлению органов трудоустройства, по приглашению самой организации, а также проходящих производственную практику.
Оборот по выбытию характеризуется численностью лиц, уволившихся из организации за данный период, сгруппированных по причинам увольнения. В зависимости от этих причин он бывает необходимым и излишним. Последний по-другому называется текучестью кадров.
Необходимый оборот по выбытию имеет объективные причины: требования законодательства (например, о воинской службе), естественные обстоятельства (состояние здоровья, возраст), а поэтому неизбежен. Его можно предсказать, спрогнозировать и даже достаточно точно рассчитать (уход в армию или на пенсию). Неблагоприятные последствия такого оборота ослабляются тем, что люди часто не порывают связей с организацией и оказывают ей по мере возможности помощь и содействие.
Текучесть связана с субъективными причинами (уход по собственному желанию, увольнение за нарушения трудовой дисциплины). Обычно она характерна для молодых сотрудников и после трех лет работы существенно снижается. Считается, что нормальная текучесть кадров составляет до 5% в год.
 Движение персонала отражается в балансе, включающем сведения об изменении численности и структуры кадров. Балансы составляются в организациях за месячные, квартальные и годовые периоды, в том числе по отдельным специальностям, профессиям, категориям. Они содержат данные о численности работников на начало и конец периода, числе поступивших и выбывших за период. При этом в них делается расшифровка того, откуда люди прибыли (из учебных заведений, из других организаций в порядке перевода, с бирж труда и проч.) и по каким причинам ушли (перевод в другие организации, окончание срока договора, уход на учебу, призыв на воинскую службу, выход на пенсию и другие причины).

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ И АДАПТПЦИЯ В КОЛЛЕКТИВЕ.

Задачами профориентации является оказание  помощи с ориентироваться в мире профессий подрастающему поколению исходя из их индивидуальных качеств. 
  Само возникновение профессиональной ориентации обычно связывают с появлением первого кабинета профориентации в Страсбурге в 1903году и бюро по выбору профессий в Бостоне (США) в 1908г. работа этих первых профориентационных служб основывалась на «трехфакторной модели» Ф. Парсонса, когда у претендента на те или иные профессии выявляли способности и психологические качества, соотносили их с требованиями профессий и, уже на основании этого, выдавали рекомендацию о пригодности или не пригодности человека к данной профессии. Такая работа впервые строилась на научной основе: использование самой идеи соотнесения характеристик человека с профессией в качестве основного критерия появления профессиональной ориентации. Критерий появления профориентации связан с ростом и развитием крупной промышленности. Когда с этой проблемой столкнулись не только люди ищущие работу, но и сами работодатели.
  Особенностью нынешних задач профориентации стала реально возникшая перед значительными массами людей проблема свободы выбора. В связи со свободой выбора возникают некоторые этические проблемы профессионального консультирования. В профориентации этические проблемы можно рассматривать в двух взаимосвязанных плоскостях: с точки зрения готовности индивида к выбору и реализации определенной нравственной позиции и с точки зрения готовности профконсультанта оказать индивиду реальную помощь в таком самоопределении, без какого то либо нарушения основных этических норм взаимодействия психолога с клиентами. Хотелось бы коротко перечислить основные этические противоречия профессионального самоопределения:
  * Противоречия между правом человека на самоопределение и, как правило, не готовность к этому, что создает основу для принятия консультантом решение за клиента или манипулирование клиентом.
  * Противоречие между интересами личности и интересами общества, которые не всегда совпадают.
  * Противоречие между мировоззрением психолога и клиента
  * Противоречие между различными этическими системами и уровня овладения ими разными людьми, то есть противоречия между различными этиками, среди которых сложно выбрать единственную правильную.
  Как уже было сказано, профориентация построена на сопоставлении психологических качеств индивида с качествами необходимыми для какой-либо профессии. 

Первым шагом к тому, чтобы сделать труд работника на железной дороге как можно более производительным, является профессиональная ориентация и социальная адаптация в коллективе. Если руководство дороги заинтересовано в успехе работника на новом рабочем месте, оно должно всегда помнить, что организация — это общественная система, а каждый работник это личность. Когда новый человек приходит на дорогу , он приносит с собой ранее приобретенные опыт и взгляды, которые могут вписаться или не вписаться в новые рамки.

Если руководитель не прилагает активных усилий для организации адаптации новых подчиненных, последние могут разочароваться из-за несбыточности своих надежд, могут посчитать что в поведении следует руководствоваться опытом, приобретенным на предыдущей работе, или прийти к другим неправильным заключениям о своей работе. Руководитель должен также помнить о том, что кое-что из того, что новички узнают в ходе своей адаптации, может оказаться для них просто шоком.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Успех предприятия во многом зависит от того, на­сколько грамотный и профессионально подготовлен­ный персонал на нем трудится. Поэтому одним из при­оритетных направлений в работе каждой дороги является непрерывное профессио­нальное обучение кадров.

Организация обучения персонала на предприятии возможна в различных масштабах и формах, границы между которыми достаточно условны. Можно выделить:

подготовку, осуществляемую внешними организациями,

создание собственного учебного центра,

смешанные формы.

Из российских компаний далеко не все могут позволить себе собственные центры подготовки кадров. В России сейчас собственные центры обучения и подготовки персонала имеют в основном только крупные заводы, железная дорога и нефтяные компании. Если для последних собственные центры обучения – это инструмент развития предприятия, создаваемый за счет специальных непроизводственных фондов, то заводы и железные дороги относятся к тем предприятиям, где свой учебный центр – это производственная необходимость. На технологичном производстве, где необходимы конкретные производственные навыки и знания, без специального обучения не обойтись.

Обучение рабочих кадров на предприятии отличается тем, что рабочие в большей степени овладевают практическими знаниями и навыками, чем учащиеся профтехучилищ. Эта форма обучения также отличается своей практической направленностью, непосредственной связью с производственными функциями рабочего, предоставляет, как правило, значительные возможности для повторения и закрепления вновь изученного. В этом смысле данный вид обучения является оптимальным для выработки навыков, требуемых для выполнения текущих производственных задач. В тоже время, такое обучение часто бывает слишком специальным для развития потенциала рабочего, формирования принципиально новых поведенческих и профессиональных компетенций, поскольку не даёт рабочему возможности абстрагироваться от сегодняшней ситуации на рабочем месте и выйти за рамки традиционного поведения. Для достижения таких целей более эффективны программы обучения вне рабочего места.

Серьёзным недостатком подготовки рабочих кадров на производстве является то, что подготовка и переподготовка нередко осуществляется без учёта их общеобразовательного уровня, то есть в одну и ту же группу включаются ученики как с высоким, так и с низким уровнем общеобразовательной подготовки.

В ходе овладения профессией на производстве рабочие получают слабые экономические знания. Не предусматриваются практические занятия по организации и экономике производства, на которых рабочие могли бы овладеть навыками самостоятельного экономического анализа.

Многие недостатки в подготовке и переподготовке рабочих кадров на производстве связаны с подбором преподавателей и инструкторов производственного обучения. Нередко к обучению рабочих привлекаются лица, которые не имеют склонности к этой работе, не владеют педагогическими навыками, не обладают достаточным уровнем образования и профессионального мастерства.








Список используемой литературы:

1.     Дятлов В.А., Кибанов А.Я., Пихало В.Т. Управление персоналом. М.: ПРИОР, 1998.

2.     Кричевский Р.Л. «Если Вы – руководитель…», М.: 1997

3.     Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. Пер. с англ. М.: Дело,1992.

4.     Травин В.В., Дятлов В.А. «Основы кадрового менеджмента», М.: ЮНИТИ, 1995

5.     Управление персоналом организации. Учебник / Под ред. Кибанова А.Я. М.: ИНФРА-М, 1997.

6.     Управление персоналом. Учебно-практическое пособие для вузов/ Под ред. Кибанова А.Я., М.,1999

7.     Шекшня С.В. «Управление персоналом современной организации», М.: ЗАО Бизнес-школа «Интел-синтез», 1998

8.     В.И.Шкатулла Настольная книга менеджера по кадрам. М.: Изд. группа Норма-ИНФРА-М, 1998

9.     Ховард К., Коротков Э. « Принципы менеджмента: Управление в системе цивилизованного предпринимательства»: Учеб. Пособие. – М.: ИНФРА – М, 1996

10. Думать о завтрашнем дне.\ Б.В. Анисимов\\ Локомотив, 2003, №2, с 9 – 10.

11. Профессиональная подготовка и обучение кадров на станции. \ Е.В. Рубцов\\  Железнодорожный транспорт, 1997, №1, с 23 – 25.

12. Наш персонал лучше всего.\ М. Евневич \\ Top-Manager, 2003, №24, с 13 -17.

13. Договорные отношения «ВУЗ – предприятие».\ В.М. Самуилов\\ Железнодорожный транспорт, 1997, №2, с 65 – 69.

9. Совершенствование обучения работников ведущих профессий.\ В.Г.Козубенко\\ Железнодорожный транспорт, 1997, №3, с 32 – 35.

10. Кадры для депо готовим сами. \ Грознецкая Ю.В\\ Локомотив, 2003, №2, с 9 – 10.

11. Проблемы демонополизации отдельных сфер деятельности федерального железнодорожного транспорта и доступности инфраструктуры железных дорог для пользователей различных форм собственности \Иванков М.В. \\ Экономика железных дорог, 2000, N 9, с 5 - 15.







Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.