Рефераты. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации персонала

Недостатки лекционной подачи материала:

·                   низкая активность слушателей, невозможность получения обратной связи снижают эффективность усвоения учебного материала.

·                   невозможность учета различий в образовательном уровне и профессиональном опыте слушателей;

·                   высокие требования к мастерству лектора. Далеко не каждый преподаватель всегда эмоционально разнообразен и способен добиться высокого уровня внимания и активности («включенности») слушателей на всем протяжении лекции.

·                   проведение лекционных занятий обычно жестко привязано к учебному расписанию. В случае отсутствия учащегося на занятиях ему бывает трудно восстановить пропущенный материал в полном объеме.

2. Семинар

Преимущества семинарских занятий:

·                   семинарские занятия позволяют контролировать степень понимания слушателями пройденного материала. С этой целью им задаются вопросы или даются практические задания по пройденному ранее материалу;

·                   семинар помогает обучающимся лучше понять непонятое на лекции или при чтении дополнительно рекомендованной литературы;

·                   семинары позволяют преподавателю за счет двусторонней коммуникации в процессе занятий установить более прочные связи между материалом, который слушатели получили на лекции, и теми знаниями и опытом, которым они располагают в настоящий момент.

Недостатки семинаров:

·                   семинары, в отличие от лекций, проводятся в относительно не больших группах по 8-25 человек;

·                   ведущий семинара должен быть опытным и коммуникабельным человеком.

3. Видеообучение.

Преимущества видеообучения:

·                   связь с практикой: в основе сюжетов лежат реальные события, происходившие на конкретных рабочих местах;

·                   наглядность и доступность подачи материала. Видео максимально приближено к жизни, с его помощью возможно показать объекты и процессы в деталях и в движении;

·                   возможность самообучения и повторения. Любой сотрудник в удобное для него время может взять видеокурс и самостоятельно изучить тему, просматривая фильм и следуя предложенным инструкциям;

·                   возможность многократного использования при групповых занятиях и индивидуально как для новых сотрудников, которым необходима адаптация к должности и повышения предыдущего уровня развития деловых навыков, так и для давно работающих сотрудников, чтобы освежить их знания, познакомить с новациями;

·                   удобство использования: обучение может производиться в удобном темпе, в удобном месте, в удобное время, что психологически комфортно для большинства людей;

·                   видео — самая экономная форма обучения. Организация может купить видеокурс один раз, а использовать его неоднократно.

Недостатки видеообучения:

·                   любой просмотр оставляет участников пассивными, не давая им возможности задавать вопросы, обсуждать. (Поэтому необходимо использовать видео как один из приемов организации групповой работы);

·                   кино- и видеофильмы не позволяют учитывать индивидуальные различия в образовательном уровне и профессиональном опыте обучающихся;

·                   при отсутствии внешнего контроля, когда никто не заставляет сотрудника «расти и совершенствоваться», довольно остро встает проблема внутренней мотивации. Для многих людей очень трудно бывает организовать себя, выделить время на учебу, заняться повышением своей квалификации или переобучением);

·                   при просмотре видеофильмов исключается такой мощный фактор воздействия на обучающихся, как личность преподавателя. Убежденность, энергетика, личное обаяние преподавателя повышают готовность слушателей к усвоению учебного материала.

4. Дистанционное обучение.

Преимущества дистанционного обучения

·                   в учебный процесс можно вовлечь большое число сотрудников;

·                   обучение осуществляется на рабочем месте;

·                   сотрудники меньше отрываются от своих обязанностей;

·                   возможность выбора удобного времени для обучения;

·                   знания, приобретенные в процессе обучения можно тут же применить на практике.

5. Кейс-обучение.

Преимущества метода:

·                   каждый участник имеет возможность сопоставить свое мнение с мнением других участников;

·                   актуальность решаемых проблем и их тесная связь с профессиональным опытом участников;

·                   высокая мотивация и высокая степень активности участников.

Недостатки метода:

·                   плохо организованное обсуждение может потребовать слишком много времени;

·                   можно не достичь желаемых результатов, если участники не обладают необходимыми знаниями и опытом;

·                   высокий уровень требований к квалификации преподавателя, который должен правильно организовать работу и задать направление обсуждения, чтобы добиться желаемого результата.

6. Деловая игра.

Преимущества деловых игр:

·                   позволяют всесторонне исследовать проблему, подготовить и принять решение.

·                   позволяют обучить сотрудников моделировать реальные ситуации, действовать эффективно;

·                   позволяют оценить готовность и умения персонала решать те или иные проблемы;

Деловая игра предполагает наличие определенного сценария, правил работы и вводной информации, определяющей ход содержания игры.

Проведение игры проходит три этапа: подготовка, непосредственное проведение и разбор хода игры, и подведение итогов.

Особенно интересен и содержателен разбор игр, когда при ее проведении используется видеозапись.

7.Групповая форма обучения.

Преимущества работы в группах:

·                   развитие самостоятельности сотрудников;

·                   формирование у сотрудников навыка принятия решения;

·                   повышение мотивации сотрудников за счет того, что они осознают степень своего влияния на ситуацию внутри организации. Обучение в рабочих группах

8. Ротация.

Преимущества метода ротация:

·                   оказывает положительное влияние на мотивацию сотрудника;

·                   помогает преодолевать стресс, вызываемый однообразными производственными функциями;

·                   расширяет социальные контакты на рабочем месте.


Варианты оценки потребностей в обучающих программах


Анализ потребностей в обучении может быть проведен как в целом для всей организации, так и для отдельных групп сотрудников.

Методика выявления потребностей в обучении строится на следующих основных принципах: обучение необходимо только в том случае, если преследует конкретную цель. Цель обучения может быть определена только при условии, что выявлены и проанализированы потребности в обучении персонала. Выявленные потребности должны быть обобщены с целью выделения приоритетных областей для обучения и форм обучения.

Оценка потребности в обучении проводится для того чтобы:

1. Определить уровень знаний, навыков, компетенций, необходимых для достижения поставленных руководством компании задач;

2. Оценить существующий уровень компетенций сотрудников;

3. Определить области развития персонала компании;

4. Сформировать программу обучения персонала в соответствии с целями развития организации и выявленными областями развития.

Методы выявления потребностей в обучении:

·                   интервью или индивидуальные консультационные сессии с клиентом (обычно собственником или директором предприятия);

·                   структурированное интервью с ключевыми руководителями;

·                   проведение анкетирования или собеседования с сотрудниками, которые примут участие в обучении;

·                   проведение тестирования с целью определения уровня мотивации к развитию и самосовершенствованию у сотрудников, которые примут участие в обучении;

·                   анализ структуры компании;

·                   анализ должностных инструкций сотрудников, которые примут участие в обучении.

После оценки и сведения информации о потребностях в обучении, делается сводный отчет и составляется программа необходимых обучающих курсов, соответствующих методов обучения, способных обеспечить качественное обучение сотрудников по выявленным целям, и включающих контроль за усвоением полученных знаний.


Заключение


Эффективное управление персоналом выдвинулось в число практических задач, факторов экономического успеха. Оно призвано обеспечить благоприятную среду, в которой реализуется трудовой потенциал, развиваются личные способности, люди получают удовлетворение от выполненной работы и общественное признание своих достижений.

В современных условиях быстрого устаревания профессиональных знаний способность организации постоянно повышать квалификацию своих сотрудников является одним из важнейших факторов успеха. Управление профессиональным обучением персонала превратилось в важнейший элемент управления современной организацией.

Сегодня организации рассматривают профессиональное обучение как непрерывный процесс, оказывающий непосредственное влияние на достижение организационных целей, и управляют им соответствующим образом.

Цикл профессионального обучения начинается с определения потребностей, которое состоит в выявлении несоответствия между требованиями организации к профессиональным знаниям и навыкам своих сотрудников и теми знаниями и навыками, которыми они обладают.

Разработка и реализация программ профессионального обучения может осуществляться как самой организацией, так и специализированными компаниями, в каждой конкретной ситуации выбор определяется анализом преимуществ и недостатков каждого варианта. Выбор конкретных методов обучения определяется стоящими перед программой целями, характеристиками обучающихся и находящимися в распоряжении организации ресурсами.


Список литературы


1.       Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. Изд-е 3 перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ, 2000. – 501 с.

2.       Пугачев В.П. Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персоналом: Учебник для студентов ВУЗов (серия «Управление персоналом»). – М.: АСПЕКТ ПРЕСС, 2002. – 288 с.

3.       Управление персоналом: Учебник. / Под ред. А.Я. Кибанова. – М.: ИНФРА-М, 1997. – 512 с.


Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.