Рефераты. Почему я выбрал профессию менеджера?

Особенности менеджмента


Прежде чем говорить об обучении менеджменту, необходимо отметить принципиальные особенности менеджмента как учебной дисциплины. Во-первых, менеджмент — это управление людьми в организации, их поведением и взаимодействием друг с другом, где на первом месте стоит человек с его интересами и возможностями. Во-вторых, это практическая дисциплина, в основе которой лежат не только знания, сколько действия и умения человека. Т.е. недостаточно объяснять происходящие явления, а необходимо уметь использовать существующие теории на практике. В-третьих, менеджмент — это междисциплинарная наука, включающая в себя концепции экономики, социологии, психологии, антропологии …, до исследования операций, теории систем и математики. В четвертых — истинность теорий и концепций менеджмента подтверждается успешным опытом деятельности организаций, т.е. их практической значимостью.

Другое отличие в том, что менеджер принимает на себя ответственность за результаты деятельности других людей, и в силу этого, обладает необходимыми полномочиями. Поскольку менеджер несет ответственность за получение результата, то ему платят не за размышления и знания, а за умение «добиться» результата от людей в его подчинении, т.е. за выполненную работу. Таким образом, работу самого менеджера оценивают по результатам работы всей организации.

Все вышеперечисленные особенности необходимо учитывать в содержании программ обучения и методике их преподавания.

Ключевым моментом в обучении менеджменту как профессии, является понятие работа менеджера, которое определяет уровень вознаграждения, и, как сказано выше, служит побудительной причиной к обучению и повышению профессионального уровня.

Поскольку результаты обучения выражаются в деятельности, то будущего менеджера необходимо подготовить к предстоящей работе. Важно отметить, что о работе менеджера судят не потому, что он делает и чего добивается, а по тому, как работают и каких результатов добиваются люди в его подчинении. Но в чем заключается и с чем связана работа самого менеджера? Каким образом можно научить выполнению работы?


Особенности работы менеджера


Работа менеджера включает в себя задачи, которые необходимо выполнить, чтобы организация достигла поставленных целей. Кроме того, именно работа, как деятельность, направленная на получение результата, является критерием оценки менеджера, главным измерителем его профессионализма и должна быть стержнем, вокруг которого выстраивается обучение. Подтверждением этому служит оценка выпускников школ бизнеса, основанная на их годовой зарплате, что является естественным и объективным измерителем качества обучения, содержания учебной программы и самих школ бизнеса в целом.

Понятие работы, как деятельности, направленной на получение результата, по Т. Котарбинскому можно разложить на элементы, присущие деятельности человека и выявить ее основные составляющие.

Работа — это, прежде всего результат, который можно измерить, оценить, использовать в другой работе или продать. Кроме того, любой работе свойственно преобразование исходного материала в готовое изделие, которое осуществляется по определенной технологии. Поскольку работа рассматривается как деятельность человека, то необходимо особо отметить работника, как человека, имеющего определенные намерения и осуществляющего действия в направлении достижения результата. Важным элементом, объединяющим человека и результат работы, является инструмент, применение которого позволяет воздействовать на материал, а способ воздействия отражает степень владения инструментом и определяет уровень получаемого результата.

Таким образом, если обучение является подготовкой к работе, то необходимо добиться понимания ее смысла, содержания, структуры, результата. Качество обучения в этом случае будет выражаться в знании технологии, владении инструментом и наличии намерений и проявляться в полученном результате.

Развитие кадров управления является в настоящее время ключевым элементом, позволяющим организации адаптироваться к изменениям и устойчиво развиваться. Для осознания происходящих во внешней среде преобразований и проведения организационных изменений нужны менеджеры, которые будут в состоянии ставить собственные цели и самостоятельно принимать решения, а не ждать указаний свыше или копировать действия других.

Содержание работы менеджера можно представить как набор задач и вопросов, которые находятся на «повестке дня». Проанализировав многообразие задач, можно выявить ключевые задачи, свойственные только работе менеджера, и не зависящие от уровня и стиля управления, выполнение которых позволяет объединить ресурсы в «живой и развивающийся организм», т.е. преобразовать материалы в изделие под названием организация и добиться поставленной цели. Согласно П. Друкеру можно выделить общие для всех менеджеров и характерные только для их работы пять основных задач.

1. Постановка целей. Эта задача включает постановку целей, определение их характеристик и подразумевает умение не только решать, что нужно сделать для достижения цели, но и найти, и сформулировать общую цель.

2. Организация работы — это анализ необходимых действий, решений и отношений, классификация и разделение работы, построение организационной структуры для координации выполнения работы.

3. Мотивация и общение — это комплексная задача по созданию из множества людей единомышленников, построению отношений с людьми, отношений их к работе и группового взаимодействия, стимулирование и вознаграждение за хорошую работу.

4. Измерение показателей — заключается в установлении показателей и критериев, отражающих эффективность выполнения отдельной работы и организации в целом, проведении анализа эффективности каждого работника, оценке и интерпретации.

5. Развитие своих подчиненных — заключается в развитии и профессиональном совершенствовании работников, помощи в раскрытии способностей, укреплении их личностных качеств и создании условий для саморазвития.

Эти основные задачи — базовые элементы содержания работы любого менеджера. Каждая из задач требует особых качеств и квалификации. Умение решать одну из задач еще не делает человека менеджером. Знание основных задач позволит оценить и сконцентрированность направленность программ обучения и развить умение решать подобные задачи на практике, т.е. обеспечить готовность менеджера к работе. Каждый работник может улучшить свою деятельность в качестве менеджера, совершенствуя выполнение именно этих задач, поскольку при отсутствии умения решать одну из задач невозможно считать себя настоящим менеджером. Интересно отметить, что эти пять задач, слабо корреспондируются с 20—30 предметами, обычно представленными в программах обучения менеджменту. Таким образом, для эффективной работы в качестве менеджера необходимо концентрировать свое внимание на выполнении основных задач, а при выборе или составлении программ обучения уделять внимание возможности развития знаний и умений, способствующих решению этих задач.


Структура работы менеджера


Однако, помимо содержательной стороны работы, знания того, что делать, чему учить и какие предметы вводить в программу обучения, существует процессуальная сторона обучения, которая не только показывает, как надо делать, но и является основой для построения методики обучения. Учитывая наличие содержательной стороны деятельности — в виде пяти основных задач и процессуальной — в виде методов обучения менеджменту, можно представить работу менеджера в рамках предложенной Т. Котарбинским модели работы.

Что является инструментом менеджера: организация, теории, люди или информация?

Организация не может быть инструментом, поскольку сама является изделием и создается в процессе деятельности менеджера. Теории и концепции скорее являются ориентиром для действий менеджера, технологией использования инструмента. Если же считать людей инструментом, то получается, что человек лишается самостоятельной активности, свободы действия, что может ввести менеджера в заблуждение. Одним из важных умений менеджера является способность слушать и читать, говорить и излагать свои мысли на бумаге, умение доводить до людей свои мысли и идеи и понимать других людей. На этом основывается умение мотивировать работников, без которых менеджер не может рассчитывать на успех.

Таким образом, инструментом менеджера является информация в виде написанного или произнесенного слова, с помощью которого он организует, направляет и мотивирует людей для эффективного выполнения работы.

Материал в работе менеджера, в отличие от большинства других профессий, представляет собой человека, и менеджер решает, как лучше его всего «использовать». Преобразование материала осуществляется при помощи информации, которая позволяет построить отношения между людьми, что, в конечном счете, приводит к созданию организации. Может показаться, что это техническая задача, которая предполагает каждому человеку свое место в «механизме» под названием организация. Ограниченность такого технократического подхода состоит в том, что такие качества человека, как инициатива, творческая активность и предприимчивость остаются не востребованными при создании организации и не используются в ее работе. Человек сам в состоянии не только контролировать количество и качество проделанной работы, но и решать, что и как ему делать.

Технологией в работе менеджера являются знания, следование которым приводит к преобразованию материала в изделие. Другими словами, многочисленные теории и концепции лишь показывают, что и как нужно сделать, для того чтобы создать организацию и добиться ее эффективной работы.

Способом и методом в работе менеджера являются образцы поведения, роли, которые позволяют эффективно использовать имеющийся инструмент и достичь поставленной цели. Многообразие поведения менеджера заключается в трех направлениях: непосредственном действии, воздействии на людей и управлении информацией. Ролевой аспект поведения менеджера описан Г. Минцбергом в виде трех основных ролей — по принятию решений, межличностной и информационной.

Результатом работы менеджера является создаваемый организацией продукт, который служит основанием для получения соответствующего вознаграждения, что собственно, и заложено в программах долевого участия в прибылях, бонусах, опционах, которые являются естественной оценкой работы менеджера.

Если посмотреть на структуру работы менеджера (рис.2), то можно выделить три характерные области, которые являются составляющими успешного выполнения работы и предметами обучения, освоение которых должно гарантировать владение работой, следовательно, и получение высоких результатов и соответствующего вознаграждения. К этим характерным областям можно отнести следующие. Первое, самое очевидное и наиболее часто встречаемое в учебных программах — область знаний, отражающая технологии, используемые в работе менеджера. Второе — область умений и навыков, которые заключаются во владении инструментом и способах его применения для достижения цели. Освоение умений требует методики, основанной на практических действиях со стороны слушателя. Третье — область намерений и поведения, которые меньше всего предоставлены программами и методами обучения, но играющие ключевую роль в получении результата, а значит и во всем обучении менеджменту. Наличие трех составляющих работы подтверждается разными ролями, присущими менеджерам, которые представляют собой владение менеджером разными составляющими работы: знанием концепций, умением пользоваться инструментом и собственными намерениями.

В подтверждение вышесказанному можно отметить три стиля управления по Г. Минцбергу, различающиеся способом выполнения работы. Первый, внешний, поддающийся непосредственному наблюдению способ — это управление посредством действий самого менеджера. В этом случае, содержание работы менеджера — это анализ ситуации и принятие решений, участие в проектах и ведение переговоров. Второй — управление людьми, посредством их побуждения к выполнению тех или иных действий. Третий — управление информацией, через которую оказывается воздействие на работников.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.