При большом числе поставщиков и значительной номенклатуре потребляемых ресурсов норма транспортного запаса определяется аналитическим методом. Для этого из данных бухгалтерского учета за прошлый год берутся остатки товарно-материальных ценностей в пути на начало каждого квартала за минусом стоимости ресурсов, задержавшихся в пути сверх установленных сроков.
Средний остаток оплаченных материальных ценностей в пути определяется по формуле:
ОСср = (ОС1 + ОС2 + ОС3 + ОС4)/4;
где ОСср - средний остаток оплаченных материальных ценностей в пути;
ОС1 - ОС4 - остатки оплаченных материальных ценностей в пути на начало квартала за отчетный период;
4 - количество принятых к расчету квартальных остатков.
На основе исчисленного среднего остатка материальных ценностей в пути находится фактическое время пребывания средств в транспортном запасе по формуле:
П = ОСср / Зр;
где П — продолжительность нахождения товарно-материальных ценностей в пути в днях;
Зр — однодневный расход товарно-материальных ценностей по смете затрат на производство отчетного периода.
Если же материальные ресурсы поступают к потребителю раньше, чем производится оплата за них, транспортный запас не определяется.
Время, необходимое для приемки, разгрузки, сортировки, складирования и лабораторного анализа определяется путем хронометража этих работ в организации или на основе отчетных данных за предшествующий период. Чтобы сократить время разгрузки и складирования материалов, необходимо производить эти работы непрерывно, наиболее полно используя разгрузочные механизмы и внутризаводской транспорт.
Если полученные от поставщиков материалы не могут быть сразу пущены в производство, а требуют предварительной подготовки, то норма подготовительного запаса будет включать время, необходимое для этих операций.
Текущий складской запас определяется в зависимости от частоты поставок: чем чаще прибывают сырье и основные материалы на склад организации, тем меньше должен быть текущий складской запас. Интервалы между поставками устанавливаются на основе договора или исходя из фактических данных за истекшие один-два года. При этом разовые нетипичные поставки сырья и материалов при расчете длительности интервалов не учитываются.
Следует иметь в виду, что у организации запасы одних видов сырья и материалов могут быть максимальными в день получения очередной партии, а запасы других видов сырья и материалов снизятся до минимальных размеров. В связи с этим текущий складской запас сырья и материалов в днях рекомендуется принимать в размере 50%-ной продолжительности интервала между двумя смежными поставками.
В случаях, когда один и тот же материал поставляется разными поставщиками, средний интервал поставки определяется как средневзвешенная величина.
Гарантийный (страховой) запас необходим для того, чтобы удовлетворить потребность организации в сырье и материалах в период возможных перебоев в снабжении, в работе транспорта и при нарушении сроков поставки. Размер страхового запаса в днях рекомендуется устанавливать в пределах до 50% текущего запаса.
При подсчете норм оборотных средств для отдельных видов сырья и материалов в днях рассчитывается средневзвешенная норма оборотных средств.
1.3 Показатели оценки и пути повышения эффективности использования оборотных средств
Степень эффективности использования оборотных средств характеризуют следующие основные показатели: коэффициент оборачиваемости; длительность одного оборота; загрузка оборотных средств.
Коэффициент оборачиваемости (КО) определяется делением объема реализации продукции в оптовых ценах (РП), на средний остаток оборотных средств на предприятии (СО):
КО = (1)
Коэффициент оборачиваемости характеризует число кругооборотов, совершаемых оборотными средствами предприятия за определенный период (год, квартал), или показывает объем реализованной продукции, приходящийся на 1 руб. оборотных средств.
Из формулы видно, что увеличение числа оборотов ведет либо к росту выпуска продукции на 1 руб. оборотных средств, либо к тому, что на этот же объем продукции требуется затратить меньшую сумму оборотных средств.
Величина коэффициента загрузки оборотных средств (КЗ) обратна коэффициенту оборачиваемости. Данный показатель характеризует сумму оборотных средств, затраченных на 1 руб. реализованной продукции:
КЗ = (2)
Длительность одного оборота (в днях) находится делением количества дней в периоде (Д) на коэффициент оборачиваемости (КО):
Т = (3)
Чем меньше продолжительность оборота или больше число совершаемых оборотными средствами кругооборотов при том же объеме реализованной продукции, тем меньше требуется оборотных средств, и наоборот, чем быстрее оборотные средства совершают кругооборот, тем эффективнее они используются [7, с. 245-246].
Оборачиваемость оборотных средств характеризует эффективность их использования. От длительности оборота зависит величина запасов, затраты на их хранение, формирование величины прибыли.
Однако при определении показателя оборачиваемости требуется решить ряд вопросов: по какой методике рассчитывать показатель оборачиваемости: путем отношения стоимости реализованной продукции к среднегодовым остаткам оборотных средств или путем отношения затрат; как оценивать реализованную продукцию при расчете показателя оборачиваемости: в действующих ценах или сопоставимых; с налогами, вычитаемыми из реализации или без налогов от реализации; при расчете показателя оборачиваемости оборотных средств по реализации продукции последняя исчисляется в текущих или сопоставимых ценах, а среднегодовые остатки - по себестоимости.
Определение оборачиваемости оборотных средств по себестоимости реализованной продукции приводит к тому, что на предприятиях, где себестоимость продукции увеличивается, возрастает и коэффициент оборачиваемости, то есть сокращается длительность одного оборота; при снижении себестоимости, наоборот, оборачиваемость замедляется и увеличивается длительность одного оборота.
Это противоречит задаче повышения эффективности производства, и в первую очередь за счет снижения себестоимости. Если исчислять показатель оборачиваемости в действующих ценах, то он не сопоставим в динамике. Поэтому стоимость реализованной продукции целесообразно использовать при расчете показателей эффективности в сопоставимых ценах.
При этом из стоимости реализованной продукции налоги от реализации (НДС, акцизы и др.) должны исключаться, поскольку они не принимают участия в формировании оборотных средств, прибыли, оборачиваемости активов [4, с. 71-72].
Сопоставимость показателей оборачиваемости на различных предприятиях и на отдельно взятом предприятии при отсутствии единой методики исчисления этого показателя практически невозможна.
В таком случае нельзя выявить и количественно соизмерить влияние отдельных факторов на изменение оборачиваемости и длительности одного оборота при разработке мероприятий по управлению оборотными активами, обеспечивающих повышение эффективности их использования [2, с. 74].
Эффект ускорения оборачиваемости оборотных средств выражается в высвобождении, уменьшении потребности в них в связи с улучшением их использования. Различают абсолютное и относительное высвобождение оборотных средств. Абсолютное высвобождение отражает прямое уменьшение потребности в оборотных средствах.
Относительное высвобождение отражает изменение как величины оборотных средств, так и объема реализованной продукции. Чтобы его определить, нужно исчислить потребность в оборотных средствах за отчетный год исходя из физического оборота по реализации продукции за этот период и оборачиваемости за предыдущий год.
Разность этих показателей дает сумму высвобождения средств. Величина высвободившихся оборотных средств (В) определяется:
В = (4)
где Вр - выручка от реализации продукции в отчетном периоде, руб.;
Д1 и Д2об - средняя длительность оборота в базисном и планируемом периоде, дни;
Дп - длительность расчетного периода, дни.
Оборотные средства находятся одновременно на всех стадиях и во всех формах производства, что обеспечивает его непрерывность и бесперебойную работу предприятия. Поэтому в следующей части работы рассмотрим обеспеченность и эффективность использования оборотных средств сельскохозяйственного предприятия ООО «Россия».
2 Анализ управления оборотным капиталом на сельскохозяйственном предприятии ООО«Россия»
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
Колхоз «Россия» (с 2007 года ООО «Россия») организован в 1958 году на базе объединения шести мелких колхозов.
Землепользования хозяйства расположены в Алейско - Рубцовской степи в центральной части Новичихинского района в 250 км юго – западнее краевого центра города Барнаула.На территории расположены два населенных пункта: с. Новичиха и с. Мамонтово. Центральная усадьба расположена в с.Новичиха, расположенном в 45 км от ближайшей железнодорожной станции Поспелихи.
Территория хозяйства представляет собой слабо – волнистую равнину с общим уклоном на северо – запад.
Рек на территории хозяйства нет. Источниками водоснабжения для хозяйственных нужд служат искусственно созданные пруды.
Основное производственное направление хозяйства – зерновое. Всего сельскохозяйственных угодий в хозяйстве 10777 га. Основной товарной культурой является пшеница, она занимает 67% посевных площадей.
В ООО «Россия» есть еще одно производственное направление – животноводство. Общее поголовье КРС – 769 голов. В хозяйстве имеются кони.
Главными конкурентами хозяйства можно назвать ООО «Тернистый путь», ООО «Долговское».
Юридический адрес: 659730, Российская Федерация, Алтайский Край, Новичихинский район, с. Новичиха, ул. Первомайская 1.
В 2007 году хозяйство реорганизовано из колхоза «Россия» в ООО «Россия», у общества появляется учредитель. У общества с 2007 года новый устав.
Учредителем общества является Балаков Александр Анатольевич.
Нас интересует организационная структура предприятия. Выделяем финансовый блок:
Форма ведения бухгалтерского учета на предприятии журнально – ордерная.
Рассмотрим более подробно кто и какие функции управления финансами выполняет в части финансового блока:
1) Учредитель фактически не принимает участия в работе организации. Он утверждает годовые отчеты, бухгалтерские балансы, распределяет прибыли и убытки назначает и смещает директора.
2) Директор подотчетен Учредителю и им контролируется. Он должен выполнять весь комплекс мер по обеспечению нормального функционирования общества. В его обязанности входит:
- решение всех финансовых вопросов;
- выдача доверенностей, совершение сделок;
- издание приказов о назначении, увольнении, поощрении и т.д.
- рассмотрение и подпись финансовых документов;
Утверждение годовых отчетов, бухгалтерских балансов, распределение прибылей и убытков не входят в компетенцию директора. Это полномочия Учредителя общества (они оговорены в уставе). Директора назначает и смещает Учредитель.
3) В обязанности финансового менеджера (главного бухгалтера) входит:
- финансовый анализ и планирование;
- определение количества фондов, требующихся организации;
- принятие инвестиционных решений;
- выделение денежных средств на определенное недвижимое имущество (имущество, находящееся в собственности организации). Главный бухгалтер принимает решения в отношении состава и типа приобретаемого имущества, а также по вопросам модификации или замены имущества, особенно когда имущество неэкономично или устарело;
- принятие решений по финансированию и структуре капитала (получение ссуд на благоприятных условиях, т. е. по пониженной процентной ставке или с очень небольшими ограничениями);
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6