"Третья волна" отличается сосредоточением внимания на особых личностных качествах предпринимателя и на роли предпринимательства как регулирующего начала в уравновешивающей экономической системе.
Современный этап развития теории предпринимательской функции можно отнести к "четвертой волне", появление которой связывается с переносом акцента на управленческий аспект в анализе действий предпринимателя, а, следовательно - с переходом на междисциплинарный уровень анализа проблем предпринимательства[3].
В Большом энциклопедическом словаре содержится следующая трактовка предпринимательства: предпринимательство - инициативная, самостоятельная деятельность граждан без образования юридического лица, направленная на получение прибыли или личного дохода, осуществляемая от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность или от имени чьего-то и под чью-то имущественную ответственность. Предприниматель может осуществлять любые виды хозяйственной деятельности, если они не запрещены законом, с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя[5]. Это определение достаточно четкое. Но с точки зрения науки менеджмент нам более подходит следующая трактовка исследуемой категории.
В ряде научных работ под предпринимательством понимается деятельность, осуществляемая небольшой группой лиц, или предприятие, управляемое одним собственником[6]. Здесь трактовка предпринимательства тесно переплетается с понятием предприниматель, идет привязка к конкретному человеку.
Тоже самое можно сказать и в отношении следующей трактовки. «Предпринимательство» - это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями критериях.[7]
Итак, в работе под предпринимательством понимается особый вид экономической активности, которая основана на самостоятельной инициативе, ответственности и инновационной предпринимательской идее.
В основу этого определения легло такое понятие как экономическая активность, которая представляет собой форму участия индивида в общественном производстве и способ получения финансовых средств для обеспечения жизнедеятельности его самого и членов его семьи.
В работе к предпринимательству будут относиться субъекты малого и среднего бизнеса.
Малое предприятие (фирма) может быть отнесено к категории как к малого, так и среднего предпринимательства, в зависимости от критериев оценки тех или иных международных и государственных органов, от нормы критериев оценки, различных для предприятий, работающих в разных отраслях экономики одной страны. Поэтому под субъектом предпринимательства будем подразумевать субъекты и среднего предпринимательства.
Согласно Федеральному закону от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке предпринимательства в Российской Федерации», к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся:
§ коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней: в промышленности - 100 человек; в строительстве - 100 человек; на транспорте - 100 человек; в сельском хозяйстве - 60 человек; в научно-технической сфере - 60 человек; в оптовой торговле - 50 человек; в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек; в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек;
§ индивидуальные предприниматели без образования юридического лица.
В виду отсутствия статистических данных о численности индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица (в квартальном разрезе) и объеме оборота обзор в основном относится только к первой группе субъектов предпринимательства.
Предпринимательской формой участия индивида в общественном производстве является одна функциональная общественная обязанность или их комбинация, когда он выступает в качестве:
· собственника каких-либо объектов, недвижимости и т. д., приносящих ему постоянный и гарантированный доход;
· наемного работника, продающего свою рабочую силу;
· индивидуального производителя;
· государственного или муниципального служащего;
· менеджера;
· пенсионера;
· учащегося или студента;
· безработного;
· занятого оборонно-охранной деятельностью;
· вовлеченного в экономически преступную деятельность[8].
Предпринимательство выступает в качестве особого вида экономической активности, ибо его начальный этап связан, как правило, лишь с идеей - результатом мыслительной деятельности, впоследствии принимающей материализованную форму.
Предпринимательство характеризуется обязательным наличием инновационного момента, такого как производство нового продукта, новая система управления производством, качеством, внедрение новых методов организации производства или новых технологий.
Основным субъектом предпринимательской активности выступает предприниматель. Это следующее центральное понятие нашего дипломного исследования. Поэтому остановимся на трактовке понятия «предприниматель» подробнее.
В рамках юридического похода к определению понятия «предприниматель» предприниматель - это владелец предприятия, фирмы, а также вообще деятель в экономической, финансовой сфере.
В рамках психологического подхода - предприниматель – это предприимчивый и практичный человек[9].
Данное определение наиболее полно демонстрирует социально-экономическую роль предпринимателя как новатора, как единицу, лежащую в основе развития страны и т.п.
Движущим мотивом предпринимательской деятельности является получение предпринимательского дохода, который идет на развитие этой деятельности и на самообогащение. Здесь речь о чисто экономических мотивах. В литературе нередко отмечают и другой фактор - самоутверждение личности, когда предпринимательство становится не просто деятельностью, а образом жизни.
Прежде всего, среди субстанциональных качеств, которыми должен обладать предприниматель, нужно назвать следующие умения (способности):
· принимать нестандартные новаторские решения в стандартных и особенно в неопределенных ситуациях;
· генерировать новые производственные и коммерческие идеи, оценивать их перспективность с точки зрения получения дополнительного дохода;
· оперативно оценивать инновации с позиции их конечной эффективности; оценивать рыночную конъюнктуру с позиции получения дополнительной прибыли;
· рисковать;
· анализировать информацию и делать правильные с позиции рыночной конъюнктуры выводы[10].
Эти способности предпринимателя реализуются в совокупности основных способностей его практической деятельности. Среди них:
· изучение потребностей покупателей и их платежеспособности;
· определение параметров изделий, вида производства, объемов выпуска товаров, намеченных к производству, рынков сбыта и каналов движения продукции;
· выявление, исходя из намеченной производственной программы необходимых сырьевых ресурсов и рынков, где нужное сырье можно закупить по наиболее низким ценам;
· выбор наиболее совершенной технологической схемы производства и источник ее постоянного обновления;
· организация и управление производством товаров, намеченных к продаже (См. рис. 2).
Рисунок 2
Взаимосвязь предпринимателя и предпринимательской деятельности
Нужно отметить, что предприниматель — не единственный субъект предпринимательской деятельности, хотя он и является основным.
В систему предпринимательской деятельности наравне с предпринимателем входит также:
1.потребитель как основной контрагент предпринимателя,
2.государство, которое в различных ситуациях может выступать в качестве помощника или противника.
3.наемный работник (если, конечно, предприниматель работает не в одиночку),
4. партнеры по предпринимательству (если производство не носит изолированного от общественных связей характера) (См. рис.1).
Рисунок 1
Субъекты предпринимательской деятельности
Итак, разберем поочередно взаимосвязь и взаимовлияние каждого субъекта предпринимательской деятельности.
1. Во взаимоотношениях предпринимателя и потребителя предприниматель относится к категории активного субъекта, а потребителю свойственна, прежде всего, пассивная роль. При анализе стороны этих взаимоотношений потребитель выполняет роль индикатора предпринимательского процесса. Это понятно, поэтому все то, что составляет предмет деятельности предпринимателя, имеет право на реализацию только в случае позитивной (положительной) экспертной оценки потребителя. Такая оценка осуществляется потребителем и выступает как готовность последнего приобрести тот или иной товар. Предприниматель, при планировании и организации своей деятельности никоим образом не может игнорировать настроения, желания, интересы, ожидания, оценки потребителя.
Таким образом, целью предпринимателя выступает необходимость "завоевать' потребителя, создать круг собственных потребителей.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16