Необходимо сказать, что в жизненном цикле фирмы очень важное место принадлежит четвертой (последней) фазе. Появляющаяся «вилка» или дает фирме возможность развиваться в будущем, или приводит к умиранию экономической организации.
Возможности развития в организационном плане предоставляются самые разнообразные. Это – слияния и поглощения компаний, создание финансово-монополистических и финансово-промышленных групп. В результате, появляется новая внутрифирменная структура, отличная от предыдущей. Она может быть как более высокой иерархией (увеличивается количество «этажей» управления и, соответственно, затрат на координацию), так и более плоской (создание финансово-промышленных групп, переход к сетевым структурам и проч.)
Стадия отмирания организации не является необратимой. Это связано в первую очередь с тем, что в данной фазе имеется организационный прием (организационная технология), спасающий фирму от банкротства и гибели. Это тоже переход в иное качество, но не сопровождаемый увеличением размеров фирмы и ее бизнеса (этот тезис очень важен, когда мы рассматриваем жизненный цикл фирмы в его четвертой фазе, которая связана либо с позитивным развитием фирмы, либо – с негативным). В результате сильных и направленных действий фирмы могут пережить кризис и остаться в качестве реальных экономических субъектов, но достигается это большой ценой (уменьшение размеров бизнеса компаний, болезненная структурная перестройка, сокращение персонала, жесткая экономия на управленческих расходах, возможна и частичная потеря самостоятельности и суверенитета и проч.). Если реструктуризация потерпит неудачу, то уже ничто не может спасти фирму. Она прекращает свое существование, по крайней мере, в качестве самостоятельного участника рынка.
Основные показатели эффективности на различных стадиях можно свести в таблицу
Таблица 1. Основные показатели эффективности в зависимости от стадии жизненного цикла
Показатели
Платежеспособности
и ликвидности
Финансовой
устойчивости
Рентабельности
и деловой
активности
Рыночной
Рискованности
Этапы жизненного цикла
Зарождение
+
Рост
Зрелость
Спад
По показателям эффективности можно сделать вывод о степени эффективности деятельности предприятия на различных стадиях жизненного цикла. Поэтому для эффективного управления финансово-экономическим состоянием предприятия критерии оценки на разных этапах жизненного цикла различны. Это связанно с тем, что предприятие развивается во времени, и, начиная с зарождения, претерпевает коренные изменения в инвестировании, структуре активов и пассивов, в состоянии конкурентоспособности и деловой активности, основных средств и прочих факторов.
По мнению автора – управление по ключевым показателям эффективности деятельности и построение сбалансированной системы показателей является одним из современных инструментов стратегического управления.
Учитывая изложенное во 2-ой главе можно составить таблицу. В приведенной ниже сводной таблице приводятся цели и потребности предприятия, находящегося на разных стадиях жизненного цикла.
Таблица 2 Цели и потребности организации на разных стадиях жизненного цикла.
Цель
Потребность
Основные потребности для каждого периода жизненного цикла предприятия
становление
расширение
зрелость
Продажа новых продуктов; и/или освоение новых рынков
Исследования и разработки
х
Новые помещения
Новое оборудование
Замена оборудования
Дополнительный капитал
Дополнительные дебиторы
Инвестиции в нематериальные активы
Международная коммерческая деятельность
Уменьшение кредитного риска
Управление валютным риском
Уменьшение финансового риска
Управление риском процентных ставок
Увеличение финансовой эффективности
Управление книгой продаж
Управление балансом наличности
Смена владельца предприятия
План перехода прав собственности
Привлечение внешних инвесторов
Уменьшение других рисков
Консультации в области законодательства
Консультации по вопросам налогообложения
Консультации по бухучету
Страхование
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Основная концепция для описания жизненного цикла организации основывается на сопоставлении жизненного цикла организации с жизненным циклом продукции. Отсюда вытекают основные моменты жизненного цикла организации.
Перед тем как приступить к выпуску продукции стадия становления предполагает проведение специальных исследований и разработок по развитию и организации бизнеса. Начальные затраты на исследования и разработки потребуют от предприятия значительных расходов, что вызовет отток наличности. Только с ростом оборота основная часть расходов будет покрываться прибылью, и дефицит сменится доходами. Если начало бизнеса успешное, оборот предприятия будет быстро расти, по мере насыщения рынка продукцией, последует некоторый спад роста. Новое расширение производства возможно только в том случае, если предприятие найдет новые рынки сбыта или разработает новую продукцию, в противном случае во избежание банкротства необходима реструктуризация.
Также для описания жизненного цикла используются следующие методики:
· исходя из обретения экономическим субъектом динамического равновесия с внешней и внутренней средой;
· используя связь жизненного цикла с экономическим циклом и соответственно с динамикой объёмов производства;
· опираясь на биологические подходы и критерии освоения организацией своей рыночной ниши (аналогично экологической нише) и уровни «внутривидовой» конкуренции в ней;
· ряд подходов с системно-интеграционной точки зрения, когда организация рассматривается как сложная система, учитываются всевозможные факторы.
Для эффективного управления организацией менеджеру необходимо учитывать особенности управления на каждой из рассмотренных стадий ее жизненного цикла. И в каждой точке перегиба требуется смена типа топ-менеджера, так как перед организацией меняются задачи, и руководителю необходимы другие рабочие качества. Например, начинает дело обязательно менеджер-предприниматель, а на стадии интенсивного развития всегда более эффективен менеджер-роста, на стадии упадка – менеджер, владеющий технологиями антикризисного управления.
По мнению автора, важнейшим принципом поддержания эффективности функционирования предприятия является постоянный контроль финансово-экономических показателей с целью обнаружения сигналов о надвигающемся снижении эффективности и немедленной реакции на эти сигналы. Основные мероприятия, которые позволяют повысить эффективность деятельности предприятий на каждом этапе жизненного цикла:
· к мероприятиям этапа зарождения можно отнести такие, как постепенное внедрение на рынок, проведение активного маркетинга и налаживание связей с поставщиками и кредиторами. На этапе зарождения предприятия особое внимание должно уделяться показателям платежеспособности и финансовой устойчивости.
· на этапе роста следует проводить модернизацию производства, обеспечивать рост качества продукции и держать под контролем заемную политику фирм. На этапе роста важными становятся показатели оборачиваемости и рентабельности продаж.
· на этапе зрелости наступает черед мероприятий по интенсивной модернизации и диверсификации производства, осуществляется поиск новых контрагентов. Для поддержания эффективного функционирования предприятия в период зрелости необходимо контролировать состояние показателей рентабельности продаж, рентабельности активов и собственного капитала, оборачиваемости.
· в период спада опять наступает время проводить усиленный маркетинг, а также требуется повышение квалификации работников и увеличение объема производства.
Наиболее важными показателями эффективности деятельности предприятия являются показатели платежеспособности и ликвидности, финансовой устойчивости рентабельности и деловой активности, рыночной активности и рискованности. Правильно оперируя данными показателями, менеджер обязан поддерживать эффективность деятельности предприятия на необходимом уровне, т.к. повышение эффективности, является решающим материальным фактором реализации цели существования производства.
Переходя к созданию условий для экономического роста, к обеспечению высокого качества товаров и услуг, организация должна выбрать стратегический или оперативный тип управления, отвечающий особенностям и задачам этого этапа.
Управленческая эффективность предприятия означает такую структуру управления на предприятии, при которой обеспечивается отсутствие текучести кадров, четкость и последовательность принимаемых управленческих решений, распределения ответственности, контроль за их исполнением, постоянство партнеров и поставщиков, каналов сбыта и т.д.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Библиографическое описание книг, имеющих одного-трёх авторов:
· Абчук В.А. Курс предпринимательства. – СПб.: Альфа, 2001.
· Акулов В. Теория организации – М., 2003.
· Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы. – М.: ФиС.
· Басовский Л.Е. Управление качеством. – М.: Инфра-М, 2001.
· Бусыгин А.В. Предпринимательство. – М.: Инфра-М, 1999.
· Волков О.И. Экономика предприятия. – М., Инфра-М, 2001
· Гончарук В.А. Развитие предприятия. – М.: Дело, 2000.
· Гpибoв B.А., Гpyзинoв B.Р. Экономика предприятий – М, ФиС, 2001.
· Гуияр Ф., Келли Дж. Преобразование организации. — М: Издательство «Дело», 2000.
· Карпик А.Е. Экономика предприятия. – М.: Инфра-М, 2001.
· Ковалев В.В. Методы оценки инвестиционных проектов. – М.: ФиС, 1998.
· Лафта Дж.К. Эффективность менеджмента организации. – М.: РДП, 1999.
· Лебедев В.А. Управление затратами на предприятии. – СПб.: Бизнес, 2000.
· Лифиц И.М. Теория и практика оценки конкурентоспособности товара. – М.: Юрайт-М, 2001.
· Минцберг Г. Структурирование организаций // Стратегический процесс. – СПб: Издательство «Питер», 2001.
· Николаева С.А. Принципы формирования и калькулирования себестоимости. – М.: Аналитика, 1997.
· Попов Е., Хмелькова Н. Эволюционная теория предприятия. – Екатеринбург, 2002.
· Райзберг Б.А. Основы бизнеса. – М.: Ось-89, 2000.
· Рябцев И.М. Менеджмент: Учебное пособие. – Ростов-на-Дону, 1999.
· Сергеев П.В. Экономика предприятия. – М.: ФиС, 2001.
· Томпсон А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. – М.: Инфра-М, 2000.
· Уткин Э.А. Цены, ценообразование, ценовая политика. – М.: ЭКМОС, 2000
· Шейн Э. Организационная культура и лидерство. — СПб: Издательство «Питер», 2002.
2. Библиографическое описание книг без автора, но с редактором:
· Экономика предприятия // Под ред. Семенова В.М., 1998
· Экономика предприятия // Под ред. Горфинкеля В.Я. – М., Юнити, 2000
· Экономика и статистика фирм // Под ред. Ильенковой С.Д. – М., ФиС, 2001
3. Библиографическое описание статей из периодических изданий:
· Лавизина О. Некоторые аспекты управления жизненным циклом организации, понимаемой как социальная система // Менеджмент в России и за рубежом. 2003, №5.
· Пименова А.Л., Нагуманова Р.В. Актуальные аспекты теории эффективности в контексте жизненных циклов предприятий // Проблемы современной экономики. 2006, № 3
[1] Акулов В. Теория организации – М., 2003.
[2] Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы. – М.: ФиС.
[3] Лафта Дж.К. Эффективность менеджмента организации. – М.: РДП, 1999.
[4] Попов Е., Хмелькова Н. Эволюционная теория предприятия. — Екатеринбург, 2002.
[5] Сергеев П.В. Экономика предприятия. – М.: ФиС, 2001.
[6] Гончарук В.А. Развитие предприятия. М.: Дело, 2000.
Страницы: 1, 2, 3, 4