Рефераты. Особенности аттестации персонала государственных и частных организаций

Особенности аттестации персонала государственных и частных организаций













КУРСОВАЯ РАБОТА

Дисциплина: Управление персоналом

Тема: Особенности аттестации персонала государственных и частных организаций



ВЫПОЛНИЛ:

студент группы

 (Ф. И.О.)

ПРОВЕРИЛ:

(ученая степень, звание)

 (Ф. И.О.)

Оценка

Подпись

«_____» _____________ 2011г.




Содержание

Введение

1. Основы аттестации персонала в организации

1.1 Сущность и понятие аттестации

1.2 Порядок проведения аттестации

1.3 Порядок использования результатов аттестации

2. Опыт аттестации персонала на примере военной организации

2.1 Организация работы кадровых органов по проведению аттестации персонала

2.2 Проблемы, выявленные в ходе организации аттестационной работы

3. Основные рекомендации по организации аттестации персонала

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

персонал организация аттестация кадровый


Введение


Переход к рыночной экономике на современном этапе развития России практически потребовал признания неравенства людей вообще и, по их профессиональным и личностным качествам, в частности.

Рынок обязывает работодателя и владельца трудового ресурса – гражданина искать показатели соответствия рабочего места и работника. И, если для сотрудников государственных организаций законодатель уже разработал основные критерии, то частному предпринимателю – руководителю производственной структуры предоставлена полная свобода действий в пределах, установленных законами.

Вопросы проверки профессиональной пригодности персонала, основные критерии проверки, периодичность проверки, глубина и избирательность проверки, использование ее результатов – лишь вершина айсберга необычайно интересного вопроса определения профессионального «веса» конкретного работника на рынке труда, как в государственных, так и в частных структурах.

Это и определяет актуальность избранной темы.

Целью исследования является изучение особенностей аттестования персонала государственных и частных организаций.

Задачи исследования:

-                     рассмотреть сущность аттестования, алгоритм его проведения и порядок использования результатов аттестации;

-                     на примере государственной организации проанализировать нормативно-правовую базу проведения аттестации, организацию работы кадровых органов по аттестованию персонала и проблемы, выявленные в ходе организации аттестационной работы;

-                     выработать рекомендации по организации аттестации персонала.

Объектом исследования является система управления и персонал военной организации.

Предметом исследования выступает аттестация персонала федеральной государственной структуры.

Эти вопросы рассмотрены в работах авторов Л.В. Азямовой, В.М. Анисимова, С.Ю. Головиной, А.Я. Кибанова, В.И. Курилова, М.В. Молодцова, Л.В. Труханович, А.В. Хижняковой, Д.Л. Щур и др.

Методы исследования - институциональный анализ, традиционный анализ научной литературы, анализ документов (традиционный или контент-анализ).

Исходя из задач исследования, сложилась следующая структура курсовой работы: введение, три главы, заключение, список использованной литературы и приложения.

Во введении обосновывается актуальность темы, определяются цель, задачи, объект и предмет исследования.

В первой главе «Основы аттестации персонала в организации» рассматривается сущность понятие аттестования, алгоритм его проведения и порядок использования результатов аттестации.

Во второй главе «Опыт аттестации персонала на примере государственной организации» проанализирована нормативно-правовая база проведения аттестации, организация работы кадровых органов по аттестованию персонала и проблемы, выявленные в ходе организации аттестационной работы на примере работы кадрового органа воинской части.

В третьей главе «Основные рекомендации по организации аттестации персонала» приведены предлагаемые направления работы по аттестации персонала.

В заключении излагаются основные выводы и рекомендации, полученные в процессе работы.

В приложениях приведены рабочие экземпляры документов кадровой службы войсковой части по аттестованию военнослужащих.



1.                Основы аттестации персонала в организации

1.1           Сущность и понятие аттестации

Аттестация как процедура, связанная с проверкой соответствия работника, организации или места приложения труда установленным требованиям, получает широкое распространение. Помимо ранее существовавшей аттестации специалистов и рабочих мест сегодня аттестации подлежат образовательные учреждения, различные хозяйствующие субъекты. Государственные экзамены в вузах ныне заменены итоговой аттестацией выпускников образовательных учреждений.

Еще древние говорили: "Государства погибают тогда, когда не могут более отличить хороших людей от дурных" (Антисфен)[1]. Данная потребность отличать лучших от остальных со временем вылилась в создание системы аттестации должностных лиц управленческих звеньев, иных категорий работников[2].

Аттестация - это предмет исследования не только юристов, но и управленцев, психологов, что необходимо учитывать в ходе подготовки и проведения аттестации.

Аттестация исследовалась в трудовом праве, но никогда не рассматривалась как самостоятельный институт.

Известно, что трудовое право оказывает влияние на социально-экономические отношения. Новое действующее законодательство о труде скорректировано и приведено в соответствие с требованиями рыночной экономики и рынка труда. Динамика трудового права определяется технологическими, организационными и социальными изменениями в сфере труда, имеющими в современных условиях глобальный характер[3]. Это относится и к правовому регулированию аттестации, как к одной из важнейших организационно-правовых форм проверки и оценки профессиональной подготовки, способствующей более рациональному использованию творческого потенциала каждого аттестуемого работника.

С принятием в декабре 2001 г. Трудового кодекса РФ (далее - ТК РФ) понятийный аппарат трудового законодательства претерпел значительные изменения: на уровне закона были даны определения многим терминам, уточнен смысл отдельных терминов, введен ряд новых понятий. Одним из таких новых понятий, введенных новым ТК РФ, стало понятие "аттестация", нашедшее свое закрепление в подпункте б п. 3 ст. 81 ТК РФ.

Однако в настоящее время в законодательстве отсутствует легальное определение понятия "аттестация". Что касается научной, учебной и популярной юридической литературы, то следует отметить, что в ней понятие аттестации трактуется далеко не однозначно, что отрицательно влияет на правоприменительную практику.

Положение усугубляется тем, что круг правоприменителей трудового законодательства гораздо шире, чем у других отраслей: здесь кроме профессиональных юристов и работодатели, и работники, и профсоюзы, и многие другие органы и организации. Поэтому его понятия в большей степени, чем понятия других отраслей права, нуждаются в аутентическом толковании, которое позволит избежать двусмысленности, неоднозначности в понимании смысла[4].

Анализ понятия "аттестация" можно начать с Энциклопедического юридического словаря, в котором сказано, что "аттестация должностная - определение квалификации работника с целью проверки соответствия занимаемой должности"[5]. Более подробное понятие аттестации содержится в Российской юридической энциклопедии[6]. В данном определении упоминается о служебной роли аттестации как правового явления - определение уровня профессиональной подготовки работника.

По мнению Л.В. Труханович и Д.Л. Щур, аттестация работников - "определение квалификации работника, уровня его знаний и соответствия занимаемой должности. Аттестация призвана содействовать выявлению общего кадрового потенциала, созданию резерва руководящих работников и специалистов"[7].

В.М. Анисимов дает определение понятия "аттестация кадров" и говорит, что это - "проверка, определение соответствия деловой квалификации, уровня знаний и навыков работника, иных общественно значимых качеств занимаемой должности". По его мнению, "аттестация - одна из важнейших форм публичного контроля (проверки) качества профессиональной деятельности работника"[8].

В вышеизложенных определениях заложено общепринятое понимание аттестации и прослеживается основная цель ее проведения. Опираясь на данные определения понятия "аттестации" и обобщив их, можно сказать, что аттестация - это периодическая, комплексная проверка квалификации (уровня профессиональной подготовки, знаний, навыков) работника с целью определения соответствия занимаемой должности (выполняемой работе).

Некоторые правоведы рассматривают аттестацию в широком и узком смыслах. В.И. Курилов считает, что "определение квалификации, уровня знаний работника, учащегося, гражданина, соответствия его деловых и политических качеств определенной профессии, специальности, квалификации или должности можно назвать аттестацией в широком смысле"[9]. По его мнению, аттестация работников в узком смысле - "это проводимая предприятием, учреждением, организацией с помощью аттестационной комиссии, в целях постоянного повышения деловой квалификации и идейно-политического уровня работников, улучшения их подбора и расстановки, периодическая проверка деловых, политических, организационных, моральных и личностных качеств работников определенной категории в специальной организационной форме"[10].

Л.В. Азямова считает, что "основой для аттестации работников служит комплексная оценка их деятельности, включая профессиональные, деловые, духовно-нравственные и личные качества работника, а также результаты его труда, на основе системы соответствующих показателей, характеризующих степень достижения работником конкретных целей, его соответствия (несоответствия) занимаемой должности"[11].

А.В. Хижнякова в понятие "аттестация сотрудников" вкладывает периодическую комплексную проверку уровня деловых, личностных и моральных качеств работника по соответствующей, занимаемой им должности[12].

Действительно, когда во времена Союза ССР аттестация неразрывно связывалась с проверкой не только деловых, но и политических, моральных и личных качеств, это было понятно, это обусловливалось спецификой времени. Проверка уровня моральных, духовно-нравственных качеств работника, о которых говорят А.В. Хижнякова, Л.В. Азямова, а также В.И. Курилов, не может служить основанием для определения уровня квалификации и признания работника соответствующим или несоответствующим занимаемой должности (выполняемой работе). Оценка данных качеств может присутствовать лишь при аттестации определенных категорий работников исходя из осуществляемой ими деятельности (например: педагогические работники, государственные служащие, прокуроры и т.д.), что должно определяться соответствующими нормативными правовыми актами.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.