Процесс
консультирования включает двух партнеров — консультанта и клиента. Клиент решил
оплатить профессиональные услуги консультанта на определенных условиях.
Следовательно, на время действия договора о консультировании, знания и опыт
консультанта работают на решение проблемы клиента. То есть, стороны стремятся
достичь одной и той ж цели. Действительность, однако, намного сложнее.
Совершенно независимо от технической значимости и качества, совет консультанта
может быть понят и принят или отвергнут клиентом. Отказ может иметь множество
форм. В истории консультирования отмечены тысячи случаев, когда отличные отчеты
были похоронены в столах руководителей и никогда не воплощены в жизнь, хотя
формально и приняты. Это подчеркивает, что критически важно построить и
поддерживать эффективные взаимоотношения между консультантом и клиентом. Опыт
показывает, что это нелегко. Чтобы добиться успеха, как консультанты, так и
клиенты должны быть знакомы с человеческим и другими факторами, влияющими на их
взаимоотношения, и осведомлены об ошибках, которых следует избегать во время
совместной работы при выполнении задания.
Они должны быть
готовы сделать все возможное, чтобы построить взаимоотношения, делающие
эффективным вмешательство независимого профессионала. Клиент и консультант
могут по-разному смотреть на ожидаемый исход и пути выполнения задания.
Определение проблемы консультантом и клиентом может различаться по многим
причинам. Часто руководители слишком глубоко погружены в частную ситуацию, или
же создали проблему сами. Они могут воспринимать симптомы, но не реальную
проблему, или предпочесть, чтобы консультант сам "раскрыл" ряд ее
существенных аспектов.
Сопоставить
определения проблемы консультанта и клиента — значит заложить основу для
здоровых рабочих отношений на всем протяжении выполнения задания. Как
консультант, так и клиент должны быть готовы исправить свои первоначальные
определения и выработать совместное.
Во-вторых, и
консультант, и клиент должны прояснить, чего они хотят достичь, и как измерить
полученные результаты. Это может потребовать обмена мнениями о том, как каждая
сторона рассматривает консультирование, насколько далеко должен продвинуться
консультант в работе по согласованному заданию, и какова его ответственность
перед клиентом. В-третьих, важно определить роли, которые будут выполнять
консультант и клиент, как они будут участвовать в выполнении задания. Во время
выполнения задания различные непредусмотренные события и новые факты могут заставить
пересмотреть первоначальные определения ожиданий и ролей. Стороны должны
помнить об этой возможности и быть достаточно гибкими, чтобы корректировать
свои соглашения и организацию работы. В зависимости от ситуации, и того, что
ждет клиент, возможны разные определения ролей консультанта и методы
вмешательства. Тем не менее, основной целью всегда должно быть создание и
поддержание истинного отношения сотрудничества. Это золотое правило
консультирования. Степень и форма взаимоотношения "клиент — консультант"
будет меняться от случая к случаю, но всегда должен сохраняться сильный дух
сотрудничества, который характеризуется общим желанием успешно выполнить
задание, доверием и уважением, а также пониманием роли своего партнера.