Рефераты. Основные проблемы управления в школе

Процесс управления школой означает целеполагание. Трудно установить на каком этапе у воспитуемого формируется то или иное качество личности, но постановка цели и планирование позволяет прогнозировать основные условия становления личности. Основная особенность целеполагания в школе в том, что вся система педагогического процесса тесно связана с возрастными и индивидуально-психологическими особенностями учащихся.

Можно определённо заявить, что целевая ориентация в школе - образовательная и социальная; масштабы цели - как внутри организации, так и городские, и региональные; по количеству целей - многоцелевая, множественность целей определяется разнообразием функций учебного процесса: как воспитание, образование, развитие личности; время действия - периодически: как на год, на полугодие, на четверть, на неделю.


По времени достижения цели составляется древо целей. Согласно


следующей схеме:



Далее согласно целеполаганию составляется план работы.

 

3.2 Основные технологии, используемые в школе для достижения целей


Технологию управления в школе можно представить как целостную систему методов и процессов образования, разделив на несколько модулей, согласно целеполаганию:

слежение за рынком труда позволяет выявлять новые профессии, и своевременно изменять направление развития учебного процесса, либо акцентировать внимание на определённых предметах;

контроль достаточности знаний учащихся помогает выявить недостатки обучения и вовремя принять меры по их устранению;

систематизация проблемных областей и возможные пути решения в дальнейшем;

управление качеством и доступностью информации;

сертификация специалистов, возможность повышения квалификации и категории учителей и как выход, повышение уровня преподавания;

поддержка молодых специалистов, возможность дальнейшего обучения, поддержка инициативы в коллективе;

внедрение инновационных технологий, а именно компьютеризация учебного процесса для облегчения деятельности учителей;

увеличение внеучебных мероприятий с привлечением большего числа преподавателей для развития духа коллективизма, ощущения "плеча", понижения конфликтности.


3.3 Разработка стратегии и планирование в школе


В школе выделяют перспективные, годовые, текущие планы работы. Основные требования к планированию: - целенаправленность, определённая целевая установка, базирующаяся на опыте работы школы, заключенная в постановке частных целей к участникам образовательного процесса; - перспективность планирования, когда цели воспринимаются осознано, как близкие и понятные; - комплексность, означает применение различных средств, форм, методов, видов деятельности; - объективность, как соотношение возможностей учеников и учителей.

Соблюдение этих требований необходимо, но в школе, к сожалению, пренебрегают этими требованиями и в результате получают недостаточную обоснованность, неконкретность, несогласованность своих действий, что ведёт к нарушению системы работы школы.

Базисный учебный план школы - стабильный, но даёт определённые возможности для внесения собственных корректив, а значит и возможности творческой реализации учителя и возможности заинтересовать учащихся. План состоит из двух частей: инвариативной - базовой, которая соответствует федеральной программе и несёт в себе чёткий объём информации для учеников; вариативная часть - обеспечивает индивидуальный характер обучения, учитель самостоятельно может выбрать стиль преподавания и внести разнообразие в учебный процесс. Необходимым требованием плана является соблюдение минимального количества часов на изучение каждого предмета, соблюдение допустимой нагрузки на учащегося, расчёт определённого времени на выполнение домашней работы. Планы составляются каждым учителем, по каждому предмету, как на год, так и на полугодие и на четверть.

Разделение компетенции в области образования отражается в учебных планах посредством выделения федерального, регионального и школьного компонента:

федеральный компонент - обеспечивает единство школьного образования в стране и включает в себя базовые предметы общенационального и общекультурного значения, т.е. создаёт условия получения необходимого минимума знаний, умений и навыков (не менее75%);

региональный - отвечает потребностям региона, изучение природных, экономических и социокультурных особенностей региона (не менее 10%);

школьный компонент обеспечивает вариативность образования, специфику школы, полную реализацию образовательного заказа (не менее 10%).

Учебный план школы разрабатывается самостоятельно с учётом: устава школы, образовательной программы, кадрового состава, учебно-методического обеспечения, материально-технического обеспечения. При этом составляется чёткая схема учебного процесса с указанием количества часов на каждый предмет, тему, самостоятельную работу и контроля.

Составление плана воспитательной работы проводится с составлением графика запланированных мероприятий с указанием целей, задач, места проведения, расходы, количество задействованных, организаторы и ответственные за мероприятие, обеспечение безопасности и др. аспекты.

В данной школе все планы реализуются на 100 %, это связано с чётким планом учебного процесса и программой школы.

Есть и недостатки в планировании. Например планы по ведению воспитательной работы, она сведена к минимуму, а хотелось бы расширить саму воспитательную деятельность, недостаток финансирования приводит к невозможности реализации дополнительных мероприятий.

 

3.4 Разработка организационной структуры школы


По уровням рассмотрение структуры школы представлено ранее в пункте 2.2 Тип структуры управления в школе - бюрократический. Оргструктура - дивизиональная. При такой организации управления ключевыми фигурами становятся руководители функциональных подсистем, это усиливает вертикаль иерархии управления. Чёткая система обязанностей и прав, разделение общей задачи на составные части, обезличенность во взаимоотношениях персонала, жёсткое разделение функций заместителей директора прописаны в должностных обязанностях. Выделение структурных компонентов подчёркивает сложность внутренней организации педагогического процесса и необходимость своевременной корректировке каждого компонента в зависимости от целей. Каждый фактор и компонент должны быть постоянно в поле зрения организаторов и руководителей.

Как говорилось ранее, школа только стремится к децентрализации, на самом деле делегирование полномочий практически отсутствует. На предпоследней планёрке от директора заместителям поступило предложение: разработать план и схему привлечения дополнительных средств, но результата не последовало и это предложение не получило продолжения.

Функциональную схему можно представить следующим образом:



Из этой схему чётко просматривается иерархия и распределение полномочий. Норма управления соответствует необходимым стандартам. Коммуникация структуры школы традиционная. Приказ директора для заместителей в письменной или устной форме, перерабатывается заместителем и передаётся вниз по ступеням. В обратном направлении предусмотрены отчёты как в письменной, так и в устной форме. Выполнение коммуникационных процессов постоянно и проходит полностью с условием чётких рамок указаний или отчётов.


3.5 Выбор системы мотивации


В данной школе существует несколько приёмов мотивации:

а) фонд стимулирования и поощрения или директорский фонд: из этого фонда насчитываются премиальные для учителей, которые по результатам работы показали лучшие результаты или принимают активное участие в работе школы;

б) повышение категории для учителей: каждый учитель может повысить свой разряд и соответственно свою зарплату, но чаще учителя недооценивают свою компетентность и не претендуют на более высокую категорию, здесь директору приходится убеждать педагогов подать заявку на повышение;

в) выдача сертификатов и благодарностей проводится с учётом заслуг в школе и за каждое проведённое мероприятие, далее эти поощрения засчитываются при аттестации.

Таким образом проходит стимулирование персонала для достижения целей школы.


3.6 Разработка системы контроля


Внутришкольный контроль - процесс сложный из-за отсутствия обоснованной системы критериев оценки образовательного процесса, особенно его воспитательной части.

К контролю в школе предъявляют следующие требования: - систематичность: регулярное проведение контроля; - объективность: соответствие с требованиями государственных стандартов; - действенность: результаты контроля должны приводить к позитивным изменениям, устранению выявленных недостатков; - компетентность проверяющего, владеющего методикой контроля, умеющего выделить достоинства и недостатки, прогнозировать результат.

Внутришкольный контроль имеет следующие направления: выполнение государственных образовательных программ, определение качества знаний, определение уровня воспитанности учащихся, качество преподавания предметов и воспитательной работы, работа с педагогами, совместная деятельность школы, семьи и общественности, исполнение нормативных документов.

Эффективность контроля в данной школе определяется по двум критериям: основной - традиционный школьный контроль осуществляется на 100%; ситуационный - в зависимости от результатов основного контроля. После проведения основного этапа контроля получают результаты, исходя из этих результатов, при наличии отрицательных результатов делают последующий дополнительный контроль. И по результатам, собранных воедино, планируют дальнейшие действия.



4. Управленческие решения по практической реализации разработки


Как говорилось ранее в школе много организационных проблем. Основные проблемы - недостаток финансирования и недостаток воспитательной работы.

Так же говорилось ранее о внесении предложений по этим проблемам, но они не получают отклика от заместителей, учителей и родителей. Поэтому я разработала следующее предложение.

Предложение: привлечение дополнительных средств для нужд школы и проведения мероприятий для повышения уровня воспитательной работы.

Миссия разработки: - улучшение процесса воспитания; - укрепление и расширение внешних связей; - улучшение материальной базы школы; - создание резервного фонда школы; - укрепление внутренних взаимосвязей в школе.

Цели разработки: - укрепление взаимодействия всех внутренних и внешних структур; - расширение внешних связей; - проведение мероприятий, повышающий духовно-нравственный уровень учащихся; - создание единой команды, состоящей из педагогов школы; - улучшение атмосферы в классах и отношений между учителем и учеником; - улучшение материально-технической базы школы; - повышение уровня информационных процессов школы.

Планирование.

В связи с проектом я разработала следующий план.1. Сбор информации для реализации проекта.2. Анализ полученной информации.3. Организация структуры проекта.4. Разработка дальнейших действий.5. Подведение итогов реализации проекта.

Организация проекта.

Сбор информации.

Для реализации этого пункта необходимо:

1. Провести анкетирование в школе для учителей, учащихся и их родителей. Анкета не должна включать вопросы частного и личного характера, одним из требований анкетирования будет анонимность, тогда есть возможность получить объективные результаты. Основные вопросы анкетирования: - необходимы ли школе дополнительные мероприятия; - необходимы ли школе дополнительные средства; - согласие на участие в мероприятиях школы. Анкетирование для учителей проводит директор, а для учащихся и родителей классные руководители. Обработку результатов можно поручить одному из заместителей, например, заместителю по воспитательной работе.

2. Через интернет "одноклассники" рассылается письмо с предложением оказать посильную помощь школе, но не конкретную денежную поддержку, а согласие в перспективе оказания помощи. Учитывая возможности интернета и информационных технологий, это не составит большого труда. Если учитывать, что школе 50 лет количество выпускников огромно и наверняка найдутся люди, желающие поддержать свою родную школу. Подведение итогов можно поручить другому заместителю директора, например, заместителю по информационным технологиям.

3. Не так давно школа отметила своё 50-летие, на юбилей были приглашены выпускники школы, которые добились наибольшего успеха в жизни. Можно воспользоваться этими связями. Если составить реальное предложение оказать влияние или непосредственно принять участие в жизни школы, нет сомнений, можно заручиться поддержкой этих людей. Этот пункт реализуется, самым "привлекательным" сотрудником школы.

4. Привлечение родителей для оказания поддержки школы. Этот пункт носит не финансовый характер. Поддержка со стороны родителей - активное участие в проекте. В проведении целого ряда мероприятий, связанных с данным предприятием. В данном проекте главная роль отведена родителям, на них ложится вся работа по реализации проекта. Поэтому необходимо реальное согласие родителей на данное предложение.

Подведение итогов и результатов сбора информации. Можно в процентном соотношении, подвести результаты анкетирования и рассылки предложений. Подсчитывается: - количество учащихся согласных на проведение мероприятий; - количество родителей согласных на проведение мероприятий; - количество родителей согласных на участие в деятельности школы; - количество выпускников, которые откликнулись на предложение; - оценка этих откликов в целом.

В случае получения отрицательных результатов исследования по проекту, необходимо дальнейшие действия прекратить и выбрать другое предложение по поставленным проблемам. Результаты можно использовать для других целей, например, для оценки направленности воспитательного процесса или для защиты диссертации по теме: упадок активности участников образовательного процесса в современном мире.

В случае положительного результата необходимо приступить к реализации данного проекта.

Организация структуры проекта.

Полученные результаты нудно представить на согласование: - педагогическому совету; - совету старшеклассников; - родительскому собранию.

На всех этих собраниях выдвигаются и выбираются представители в общешкольный комитет, достаточно по 2-3 человека из каждого класса, основной состав этого комитета - родители.

Далее проводится собрание общешкольного комитета в составе: директора, всех заместителей, всех представителей комитета. На этом собрании проводится выбор председателя общешкольного комитета и обсуждение всех необходимых вопросов по проекту, а именно: - разработка и согласование правил и процедур проекта; - постановка задач по проекту; - разделение полномочий и обязанностей; - назначение ответственных за реализацию задач; - планирование дальнейших действий.

Необходимо, чтобы участники собрания не просто присутствовали, но и реально подготовились к собранию, например, у заместителя директора по воспитательной части должен быть составлен план мероприятий, которые нужно провести в школе, а у заместителя директора по хозяйственной части должен быть список материального резерва в школе.

Дальнейшая работа комитета будет исходить из этого результатов этого собрания. И прогнозировать эти результаты на данном этапе невозможно. Для каждого мероприятия необходимо подготовить подробную смету и уже каждый, сведённый к минимуму счёт представляют на рассмотрение плательщику, который оплачивает непосредственно счёт. Таким образом, суммы будут достаточно малы, и помощь не будет связана с получением наличных средств. Если всё же найдутся спонсоры, готовые предоставить денежные средства, организуется фонд, назначается ответственный и на общих собраниях определяется приоритет выделения средств.


Заключение


Реализация этого проекта вполне реальна и не требует больших усилий от коллектива школы. Основная работа ложится на родителей, и всё будет зависеть от их активности. По окончании курсовой работы можно определённо сделать следующие выводы: - в школе, как организации, выполняются все функции и процессы управления; - организация прямо зависит от действий руководителей, приведут их действия к росту, стабильности или упадку школы; - данный проект должен получить одобрение и поддержку руководителей школы, только в этом случае возможны перспективы проекта; - возможно, я попробую реализовать этот проект в дальнейшем, т.к. моя дочь ученица этой школы, и мне бы очень хотелось, достойного образования и воспитания для неё.


Список литературы


1.                 "Основы менеджмента" Мескан, Альберт, Хедоури.

2.                 "Менеджмент" Переверзев М.П.

3.                 "Управление в системе образования" Панферова Н. Н.

4.                 Нормативно-законодательные акты РФ.

5.                 Устав МОУ СОШ №65 с углублённым изучением отдельных предметов.

6.                 Учебные планы школы.

7.                 "Технологии познания" Кузнецов С.В.

8.                 Должностные инструкции.

9.                 "Сибирский учитель".

10.            "Управление персоналом в образовательном учреждении".

11.            "НМК" Хохлова Н. С.


Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.