¨ антимонопольное регулирование не разрешает дальнейшее расширение бизнеса в рамках данной отрасли;
¨ могут быть сокращены потери от налогов;
¨ может быть облегчен выход на мировые рынки;
¨ могут быть привлечены новые квалифицированные служащие либо же лучше использован потенциал имеющихся менеджеров.
Основными стратегиями диверсифицированного роста являются:
¨ стратегия центрированной диверсификации базируется на поиске и использовании дополнительных возможностей производства новых продуктов, которые заключены в существующем бизнесе;
¨ стратегия горизонтальной диверсификации предполагает поиск возможностей роста на существующем рынке за счет новой продукции, требующей новой технологии, отличной от используемой;
¨ стратегия конгломеративной диверсификации состоит в том, что фирма расширяется за счет производства технологически не связанных с уже производимыми новых продуктов, которые реализуются на новых рынках.
Четвертым типом эталонных стратегий развития бизнеса являются стратегии сокращения. Они реализуются тогда, когда фирма нуждается в перегруппировке сил после длительного периода роста или в связи с необходимостью повышения эффективности, когда наблюдаются спады и кардинальные изменения в экономике, такие, как, например, структурная перестройка.
Выделяют 4 типа стратегии целенаправленного сокращения бизнеса:
¨ стратегия ликвидации представляет собой предельный случай стратегии сокращения и осуществляется тогда, когда фирма не может вести дальнейший бизнес;
¨ стратегия «сбора урожая» предполагает отказ от долгосрочного взгляда на бизнес в пользу максимального получения доходов в краткосрочной перспективе;
¨ стратегия сокращения заключается в том, что фирма закрывает или продает одно из своих подразделений или бизнесов, чтобы осуществить долгосрочное изменение границ ведения бизнеса;
¨ стратегия сокращения расходов достаточно близка к стратегии сокращения, так как ее основной идеей является поиск возможностей уменьшения издержек и проведению соответствующих мероприятий по сокращению затрат. Реализация ее носит временный характер.
В реальной практике фирма может одновременно реализовать несколько стратегий.
Процесс выбора стратегии включает в себя следующие основные шаги:
¨ уяснение текущей стратегии;
¨ проведение анализа портфеля бизнеса;
¨ выбор стратегии фирмы и оценка выбранной стратегии.
Существуют по пять внешних и внутренних факторов, которые необходимо оценить, чтобы разобраться с реализуемой стратегией.
Внешние факторы:
а) размах деятельности фирмы и степень разнообразия производимой продукции;
б) общей характер и природа недавних приобретений фирмы;
в) структура и направленность деятельности фирмы;
г) возможности на которые ориентирована фирма;
д) отношение к внешним угрозам.
Внутренние факторы:
а) цели фирмы;
б) критерии распределения ресурсов;
в) отношение к финансовому риску;
г) уровень и степень концентрации усилий в области НИОКР;
д) стратегии отдельных функциональных сфер (маркетинг, производство, кадры, финансы).
Управление персоналом начинается с выработки кадровой политики, учитывающей стратегические цели фирмы и условия формирования рынка труда. Фактор формирования кадровой политики можно выразить графически:
Внешние факторы
Состояние организации
Цели и миссия
Структура и квалификация
Позиция высшего руководства
Технология управления персоналом предприятия охватывает широкий спектр функций: найм, отбор, прием персонала, оценка, аттестация, профориентация, адаптация, организация труда, управление конфликтами, обучение, повышение квалификации, управление деловой карьерой, высвобождение персонала. Стратегическое управление призвано обеспечивать как эффективное взаимодействие организации с внешней средой, так и обоюдополезное взаимодействие человека с организацией.
Каждой общей стратегии фирмы соответствует целый набор кадровых стратегий и они в окончательном виде зависят от ситуации в которой находится организация.
Как правило, специалисты несмотря на продолжающиеся дискуссии, сходятся в том, что полный жизненный цикл организации обязательно включает такие стадии, как формировании организации, ее интенсивный рост, стабилизацию и спад. Причем последняя стадия вовсе не обязательно должна завершаться «смертью» или ликвидацией организации. Вполне возможным считается и вариант «возрождения». Это мы можем увидеть на графике:
Стадии жизни организации
3
1 2 4
Время
Циклы развития организации
1 – формирование организации; 2 – интенсивный рост;
3 – стабилизация; 4 – кризис.
На каждой стадии организация реализует специфическую стратегию развития
Стадия
Тип стратегии
Стратегии
Особенности персонала
1
2
4
Формирование организации
Предпринимательская, т.е. привлечение внимание к товару
Принимаются проекты с высокой степенью риска и минимальным количеством действий. В процессе внимания – быстрое осуществление ближайших мер.
Работники – новаторы, инициативные, готовые рисковать, не бояться ответственности. Малая сменяемость ведущих сотрудников
Интенсивный рост
Динамический рост. Рост объемов и качества услуг, числа структур.
Степень риска – меньшая. Сопоставление текущих целей и создание фундамента будущего. Письменная фиксация политики фирмы и основных процедур.
Организационная закрепленность, тесное взаимодействие, гибкость в изменяющихся условиях, проблемная ориентация персонала.
Стабилизация
Прибыльность поддерживание равновесия
Сохранение существующего уровня прибыльности, минимизация затрат, возможно прекращение найма. Хорошо развита управленческая структура. Созданы и действуют различного рода правила (процедуры)
Служащие, достигающие максимальных результатов (количества и качества) при невысоком уровне затрат и низком уровне риска
Спад – прекращение нерентабельного, затратного производства.
Ликвидация части производства. Продажа с max. выгодой, как финансовой, так и психологической.
Продажа активов, устранение возможных убытков, в будущем – сокращение работников.
Работники, не приверженные фирме, готовые работать короткое время, узко ориентированные.
Возрождение.
Предпринимательская / ликвидация – снижение объемов, поиск нового продукта и путей оптимизации деятельности.
Основное – спасти предприятие. Осуществляются действия по сокращению затрат с целью выжить в ближайшее время и обрести стабильность на длительную перспективу.
Гибкость к изменяющимся условиям, ориентация на долгосрочные цели, самоотверженность, готовность переносить временный дискомфорт в условиях и оплате труда.
Укрупнено можно выделить 3 фактора, оказывающих воздействие на людей в организации:
Первый – иерархическая структура организации, где основное средство воздействия – это отношение власти – подчинения, контроля и давления на человека сверху.
Второй – культура, т.е. вырабатываемая организацией система ценностей, социальных норм, установок поведения.
Третий – рынок, т.е. сеть равноправных отношений, основанных на купле – продаже продукции и услуг, отношениях собственности, равновесии интересов продавца и покупателем.
Страницы: 1, 2, 3, 4