Анри Файоль[1]
разработчик теории административного управления в начале 20 века выделил 5
исходных функций административного процесса: предвидение, организация,
распорядительство, согласование, контроль.
Предвидеть- изучать будущее, устанавливать программу
действий. Организовывать – строить двойной организм предприятия (материальный
и социальный). Распоряжаться – приводить в действие персонал предприятия.
Согласовывать – связывать, объединять, сочетать все действия и усилия.
Контролировать- наблюдать, что бы всё происходило по установленным правилам и
отданным распоряжениям.
В течение 20 столетия содержание функций и название
некоторых претерпело существенные изменения в сравнении с теми, которые
приведены в работах А. Фойля. Это обусловлено изменениями в экономике и
социальной структуре общества.
Все функции менеджмента можно разделить по двум признакам:
по содержа-
нию процесса управления (основные функции) и по направлению
воздействия на объекты управления (специфические или конкретные функции).
Основные функции являются основополагающими всего процесса
менеджмента, а специфические функции отражают особенности конкретной
управленческой деятельности работников. Они изучаются специальными
дисциплинами:
- товароведение, организация коммерческой деятельности,
бухгалтерский
учет,планирование, правоведение и др.
Наиболее полное содержание менеджмента как процесса
отражают основные функции. Они являются общим условием управления социальными
и социально - экономическими процессами.
Прогнозирование – это предвидение результатов деятельности
предприятия.
Целеполагание- это постановка и формирование
целей в соответствии с потребностью общества в производимой предприятием
продукции (услугах), в обеспечении ресурсообеспеченности целей и
реализуемости.
Цели – это конкретные желаемые результаты, которых стремится
достичь коллектив в процессе своей деятельности.
Цели могут быть различные: экономические, социальные,
маркетинговые и др.
Социально-экономические и в особенности
производственно-хозяйственные системы являются многоцелевыми.
Основная задача менеджеров – добиться реальных конечных
результатов деятельности. Менеджеры должны правильно определить, уяснить свои
цели, поставить цели персоналу с тем, чтобы определить и уточнить исходные
данные, выяснить сильные и слабые стороны системы и эффективно их использовать.
Менеджер должен постоянно контролировать цели и результаты
их достиже-
ния. В процессе управления осуществляется постоянный процесс
согласования и определение взаимного соответствия целей и результатов.
Схема 2. Основные функции управления.
1.1. Планирование.
Планирование – основная функция менеджмента
представляет собой вид деятельности по формированию средств воздействия,
обеспечивающих достижение поставленных целей. Планирование применяется к важным
решениям, определяющим дальнейшее развитие фирмы. Согласно концепции немецкого
профессора Д.Хана планирование - это ориентированный в будущее систематический
процесс принятия решений. Сущность планирования проявляется в конкретизации
целей развития фирмы и каждого подразделения в отдельности на установленный
период: определение хозяйственных задач, средств их достижения, сроков и
последовательности реализации, выявление материальных трудовых и финансовых
ресурсов для решения поставленных задач. Планирование дает возможность
заблаговременно учесть внутренние и внешние факторы, обеспечивающие
благоприятные условия для нормального функционирования и развития фирмы,
предприятия или др. структурного подразделения.
В зависимости от содержания целей и задач можно выделить
следующие формы планирования и виды планов: