Основные элементы оплаты и стимулирования труда в современных условиях
Введение
В условиях рыночной экономики отношения между наемным работником и предпринимателем строятся на новой основе. Цель предпринимателя это успех на рынке и, соответственно, получение прибыли. Цель наемных работников получить материальное вознаграждение и удовлетворение от работы. Предприниматель старается получить максимум прибыли при минимуме издержек (в т.ч. и на персонал). Наемные работники стараются получить большее материальное вознаграждение при меньшем объеме выполняемых работ. В нахождении компромисса между ожиданиями наемного работника и предпринимателя и состоит суть стимулирования работников в рыночной экономике.
Для предпринимателя люди являются наиболее ценным ресурсом, так как именно люди могут постоянно совершенствоваться. Соответственно, умело управляя людьми, можно постоянно совершенствовать организацию производства и увеличивать прибыль. Поэтому предприниматель должен хорошо разбираться в людях, знать их достоинства и недостатки, мотивы, которые побуждают их к труду.
Хорошее знание мотивации работников залог создания более совершенной системы стимулирования наемных работников.
С развитием социальных отношений в обществе меняются и потребности работников. В современной экономике помимо материального фактора большое значение имеют моральные стимулы и социальные льготы. Эволюционируют и материальные формы стимулирования наемных работников. В материальном вознаграждении увеличивается доля выплат по результатам хозяйственной деятельности предприятия, большее значение придается развитию у наемных работников корпоративного мышления, развивается система социальных льгот.
В то же время в условиях изменения форм собственности необходим комплексный подход к оценке влияния стимулирования на эффективность труда наемных работников и отношения между предпринимателем и наемными работниками, что обусловливает актуальность избранной темы.
В западной экономической литературе содержатся сведения по современным формам стимулирования наемных работников, но они разрозненны, отражают специфику отдельных стран и не применимы в чистом виде по отношению к российской экономике.
1. Житейские экономические категории: стоимость, цена, заработная плата
Стоимость как экономическая категория характерна лишь для товарного производства, для продуктов, предназначенных для обмена. Она представляет собой овеществленный в товаре общественный труд. В состав себестоимости продукции включают стоимость материальных затрат, отчисления на социальные нужды, амортизацию основных фондов, заработную плату и прочие затраты. Величина же стоимости товара в классической литературе определяется количеством общественно необходимого рабочего времени для его производства. Такой подход содержит принципиальную систематическую ошибку для общественного производства с ненулевым ссудным процентом. Дело в том, что выплаты процентов по кредиту в объеме учетной ставки ЦБ плюс 3% относятся на себестоимость продукции и тем самым деформируют ценообразование во всем народнохозяйственном комплексе.
Эта составляющая в себестоимости товара с длинным циклом производства может многократно превосходить его стоимость, определяемую без учета процентных платежей, тем более в экономике нашей страны, где учетная ставка ЦБ менялась за время перестройки в диапазоне 25–210% годовых.
В экономике господствует заблуждение, что процентные платежи завышают стоимость лишь тех товаров, производители которых берут деньги в кредит, а отказавшись от кредита можно отстроиться от этого системного изъяна. В действительности это не так, поскольку любое сырье, услуги инфраструктурных отраслей содержат долю процентов в своей себестоимости, ибо кредитуются водоканал, энергосистемы, транспорт, жилищники, строители и т.д. По данным М. Кеннеди («Деньги без процентов и инфляции, Lilalex, Швеция, 1993 г.) доля процентов в стоимости товаров и услуг повседневного спроса (вода, канализация, энергетика, плата за жилье) для относительно благополучной в плане процентных платежей ФРТ составляет величину порядка 50%. Стоимость является критерием выявления эффективности и общественной полезности отдельных технологических отраслей. Однако принципиально разное влияние процентной составляющей в разных сферах деятельности формирует ложные представления как о сравнительной эффективности отраслей, так и о кадрах, об их квалификации, умении организовать и вести дело. Так, даже высочайшая квалификация и трудолюбие аграрного сектора не могут получить адекватной оценки общества, так как результаты их усилий сводятся на нет из-за неэквивалентных процентных платежей, вызванных большой кредитоемкостью и длительным циклом оборота капитала.
Цена является денежным выражением стоимости товара. Однако наряду со стоимостью товара, цена связана кроме того и с соотношением спроса и предложения, ибо их несоответствие серьезным образом воздействует на цену. Если спрос превышает предложение, то это ведет к увеличению цены по отношению к стоимости. И наоборот – превышение предложения по отношению к спросу ведет к отклонению цены в зону ниже стоимости товара. При наличии широкой классификации цен выделим из нее оптовые и розничные цены, при этом розничные цены всегда превышают оптовые на сумму издержек торговли и ее прибыли. Цена на продукцию не может быть конкурентоспособной если в ее состав включены несопоставимые по размерам процентные платежи по всем видам кредитов, прямо или косвенно связанных с производством этой продукции и сырья для нее, с функционированием материальных, энергетических, транспортных систем, обеспечивающих это производство.
В товарном производстве каждый из работников принимает участие в формировании дохода предприятия, в производстве некоторой части совокупного общественного продукта, национального дохода. В обмен на созданную им долю он получает встречное право на эквивалентную часть национального дохода, на удовлетворение личных потребностей. Эта часть национального дохода, получаемая в соответствии с затратами и результатами его труда и называется заработной платой. Бескризисное развитие общества возможно только в том случае, если сохраняется изначальный смысл заработной платы, как стоимостной категории, обеспечивающей эквивалентный товарный обмен. В случае формирования доходов и заработной платы без связи с созданием национального дохода (ссудный процент, доходы от спекуляций валютами, акциями и т.п.), страна не может не войти в инфляционные процессы и кризисы из-за прямого нарушения процедур товарного обмена, когда изымаемое из национального дохода через зарплату не подкреплено равноценным товарным взносом в этот доход. Именно поэтому заработная плата кредитно-финансовой системы, как и любой иной сферы обслуживания, должна формироваться исключительно как часть дохода сферы материального производства, функционирование которого она обслуживает.
Система формирования заработной платы в России в настоящее время согласована с вектором цели на разорение страны. При этом чем выше общественная значимость труда, тем по более низкой ставке занятые им оплачиваются. И напротив, труд, имеющий нулевую общественную пользу и тем более наносящий обществу вред, относится к разряду высокооплачиваемого. При этом в зону абсолютной нищеты попадают хлеборобы (хлеб всему голова), труженики села, учителя, врачи, военные и т.п. Высокая заработная плата имеет место в структурах, переливающих из пустого в порожнее (брокерские фирмы, биржи, банки), в отраслях, превращающих народное состояние (газ, нефть, лес и пр.) в груды бессмысленной долларовой макулатуры, подрывающих генетический потенциал народа с помощью табака, алкоголя, его наиболее опасной разновидности – пива, и других ядов, включая информационно-телевизионные наркотики, уродующие подрастающее поколение.
Заработная плата считается основным источником, обеспечивающим доступ к жизненным средствам для воспроизводства трудовых ресурсов нужной подготовки и качества. При этом полагается, что денежная система со ссудным процентом оказывает на всех одинаковое как положительное (при вкладах в банк), так и отрицательное (при займе в банке) воздействие. В действительности же, на базе ссудного процента мы имеем серьезную систему перераспределения доходов, когда после начисления заработной платы имеющие высокие доходы становятся еще богаче, а имеющие низкие доходы становятся еще беднее. В соответствии с расчетами, выполненными ранее упоминаемой М. Кеннеди потери от процентов низкообеспеченных семей в пять раз превосходят их процентные доходы. Такие тенденции работают в отношении 80% населения. И напротив, доходы от процентов самых высокообеспеченных семей в два раза превосходят их процентные расходы. Расчет выполнен для учетной ставки, равной 5.5% годовых. Для нашего случая (25% годовых) ситуация многократно усугубляется. Именно эта закулисная схема жестокой эксплуатации осталась вне поля зрения К. Маркса.
Страна, формирующая систему общественно полезной экономики, с помощью налогово-дотационной политики должна создавать равнопривлекательные с точки зрения заработной платы условия для всех отраслей народного хозяйства.
1.1 Сущность и принципы управленческого контроля
Управленческий (внутренний) контроль является одной из основных функций менеджмента. Деятельность организации требует, чтобы контроль, как и планирование, с которым он теснейшим образом связан, был непрерывным процессом. Процесс контроля состоит из трех основных элементов:
• определение перечня нормативных документов (бюджеты, планы, положения, стандарты, приказы, штатные расписания, договора, бухгалтерские документы и др.), характеризующих деятельность организации и подлежащих контролю, а также источников информации об их исполнении. Определение «точек контроля», то есть наиболее подходящих мест для осуществления контрольных действий,
• снятие информации о реальном положении дел в разрезе ранее определенного перечня документов и сопоставление ее с нормативными документами; определение степени отклонения,
• устранение причин порождающих отклонения, а в случае необходимости, корректировка управленческих и производственных процессов. Контроль призван решать следующие задачи:
• своевременно обнаруживать неизбежные в деятельности любой организации нарушения, ошибки, злоупотребления и оперативно принимать меры для их устранения,
• оценить работу организации и ее персонала за определенный период времени, а также эффективность и надежность управления ею,
• создать основу для соответствующей мотивации персонала организации,
• разработать превентивные меры для недопущения в будущем неудовлетворительных результатов деятельности,
Цели контроля будут достигнуты только в том случае, если он осуществляется в соответствии с пятью нижеперечисленными принципами:
• контроль должен быть всеохватывающим, то есть держать в поле зрения основные сферы деятельности организации,
• контроль не должен быть чрезмерным и мелочным, так как это ухудшает морально-психологический климат в организации,
• контроль должен быть гибким, то есть соответствовать изменениям в стратегии и структуре организации,
• контроль должен быть объективным, то есть непредвзятым и нацеленным на конкретные процессы, результаты, людей,
• контроль должен быть экономичным, чтобы выгоды, приносимые контролем, превышали затраты на его проведение.
На практике существует три основных вида управленческого контроля: предварительный, текущий и итоговый.
Предварительный контроль осуществляется на стадии проверки готовности организации, ее персонала, системы управления, производственных процессов к заявленной деятельности. Текущий контроль ведется в двух формах: стратегический контроль и оперативный контроль. Стратегический контроль нацелен на оценку степени достижения организацией конечных целей и эффективности использования ресурсов при этом; наиболее широко используемый оперативный контроль ориентирован на текущую производственную и хозяйственную деятельность организации. Итоговый контроль связан с всесторонним анализом и оценкой выполнения организацией своих планов, принятых организацией на определенный период (например, год) и составлением новых планов на будущий период.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6