В социологической литературе можно выделить еще один, с нашей точки зрения, наименее популярный и менее продуктивный подход, сводящий свободное время ко всему объему внерабочего времени. По сути представители этой точки зрения делят весь бюджет времени человека на две части: на рабочую и нерабочую, пренебрегая тем самым признаком собственно свободного времени как периода, не обремененного рутинной необходимостью.
Следует особо подчеркнуть, что выделенные подходы к изучению свободного времени находятся между собой в творческом взаимодействии и диалектической взаимосвязи, определяющей целостность процесса исследования феномена свободного времени.
1.2 Типы использования свободного времени
При всем многообразии личных интересов и общественных возможностей, определяющих формы использования свободного времени, оно может быть классифицировано по типам, на основании преобладания в нем конкретных социально значимых видов индивидуальной деятельности. При этом исследователи, расходясь в деталях, единодушны в главном: они выделяют следующие основные типы использования свободного времени. [7,294]
1. Творческий тип. Само название свидетельствует о том, что из всех видов деятельности, характерных для индивида, наибольшей значимостью и притягательностью для него обладают те, в рамках которых он реализует свои творческие замыслы. При этом совершенно не важно, каков конечный продукт этого творчества, духовный или материальный, находится ли он в сфере быта, техники или искусства. Творческая деятельность личности может быть направлена как на создание оригинального продукта, так и на осуществление репродуктивной деятельности, т.е. воспроизводящей нечто уже существующее, например, копирование понравившейся картины. Главным для данного типа реализации свободного времени является то, что индивид из всех доступных ему в свободный период видов деятельности выбирает такую, которая направлена на его самовыражение и самоутверждение в том или ином творческом акте.
2. Культурно-потребительский тип. Его примечательная особенность состоит в том, что индивид расходует свое свободное время на общение с духовными ценностями и повышает свою духовную культуру. Это посещение музеев, выставок, театров и кинотеатров, а также чтение художественной литературы и разнообразной продукции периодической печати, прослушивание радиопередач и аудиозаписей, просмотр телевизионных программ и видеозаписей. Учитывая то обстоятельство, что за последние годы наш отечественный печатный и музыкальный мир, равно как и фонд видеопродукции, пополнились далеко не лучшими образцами отечественной и особенно зарубежной культуры, надо отметить, что потребление такой «духовной» продукции культуры индивида не повышает.
3. Рекреативный тип. К нему относятся все виды отдыха и развлекательной деятельности, в частности, такие, как спорт, занятие рыбной ловлей, туризм, посещение ресторанов, кафе, танцевальных вечеров, устройство дружеских вечеринок, общение с родственниками и т.д.
Совершенно ясно, что первый и второй тип времяпровождения более содержательны и возвышены, чем третий, однако из этого не следует, что он должен быть исключен из общественной и личной жизни, тем более, что в реальной жизни большинства людей эти типы проведения свободного времени часто чередуются.
Социологические исследования показывают, что типы проведения свободного времени определяются множеством социальных факторов. К числу наиболее значимых относятся возраст индивида, место его жительства, уровень образования и культуры, материальные доходы и др.
Установлено также, что чем выше социальный статус личности, тем, как правило, выше тип проведения свободного времени, и наоборот. Данные социологических опросов убедительно свидетельствуют о том, что с ростом образовательного уровня граждан возрастает и их ориентация на первые два типа проведения свободного времени.
1.3 Свободное время в жизни общества
Складывающиеся в обществе экономические, политические, правовые и прочие общественные отношения, а также уровень технической оснащенности общественного производства, определяют величину и в значительной мере структуру и содержание свободного времени индивида. Для их выявления в социологии исследуется распределение общего бюджета времени с выделением основных его частей: рабочего и внерабочего времени
Их соотношение за истекшее столетие заметно изменилось в лучшую сторону благодаря бурному развитию науки и техники и связанным с ними повышением производительности труда.
В настоящий период в России продолжительность чистого рабочего времени у рабочих и инженерно-технических работников (ИТР) на основном месте работы в неспециализированных областях производства равна 8 часам. Было бы ошибкой полагать, что остальные 16 часов суточного времени, не занятые на работе, – это свободное время. Они составляют внерабочее время, которое имеет довольно сложную и динамичную структуру, т.е. определенную форму взаимосвязи составляющих его элементов. [7,296]
Элементы этой структуры и связи между ними меняются в зависимости от ряда социально-политических, экономических, возрастных, географических и прочих условий. Так, социологические исследования, проводимые в стране в 80-е – 90-е годы, убедительно показали, что общий недельный бюджет времени в этот период распределялся следующим образом.
Рабочее время: 52 часа у мужчин и 38,3, – у женщин. Внерабочее время:
• время, расходуемое на домашнее хозяйство и бытовые потребности, – 16,2 часа у мужчин и 26,9 часа – у женщин;
• время, потраченное на физиологические потребности, – 68,4 часа у мужчин и 73,6 часа – у женщин.
Общая трудовая нагрузка, т.е. рабочее время и время, расходуемое на домашнее хозяйство и бытовые потребности, составляло 68,2 часа в неделю у мужчин и 65,2 часа у женщин.
Свободное время составляло 31,1 часа у мужчин и 29,0 часа – у женщин.
В следующее десятилетие реформенного периода (1990–2000 гг.) у очень значительной части работающего населения свободное время не только существенно сократилось, но и ухудшило свои качественные показатели. Одной из важнейших причин этого явилось резкое снижение уровня материальной жизни, изменившее содержание свободного времени, т.е. совокупность видов деятельности и занятий, заполнявших это время.
Из свободного времени преобладающей части трудящегося населения исчезли или существенно сократили свои пропорции те формы его проведения, которые очень сильно зависели от семейного бюджета, в частности, посещение театров, кинотеатров, кафе, ресторанов, поездки в санатории и дома отдыха и т.д.
Опросы, проведенные среди российских женщин в 2002 г., показали, что возможности проведения досуга оценивали как «хорошо» лишь 13,8% респондентов, «удовлетворительно» – 44,1%, «плохо» – 42,0%. [7,297]
Возможности отдыха во время отпуска были оценены как хорошие 9,9% опрошенных женщин, как удовлетворительные – 30,6% и как плохие – 59,5%.
Очень близки к указанным оценки возможностей в получении необходимых знаний и образования
Сокращение объема или ухудшение качества проведения свободного времени – это очень важный показатель общественной дестабилизации. Можно сказать, что свободное время как социальное явление представляет собой одну из немногих сторон общественной жизни, в которой как в зеркале отражается специфика протекающих в обществе процессов, их положительное или отрицательное для индивидов значение.
Примечательной особенностью свободного времени является то, что при всей его социальной ценности его неограниченный рост не всегда является показателем оптимизации общественной и личной жизни, так как его увеличение может быть результатом растущей невостребованности трудоспособного населения, как это произошло в нашей стране в 90-е годы, в период массового снижения темпов промышленного производства и развала большого количества предприятий.
В такие периоды индивидуальное восприятие свободного времени как ценности резко снижается и возрастает ценность рабочего времени. Именно эти процессы были отмечены в социологических исследованиях в 1999–2000 годах, свидетельствуя о растущем ухудшении жизни рабочего населения.
Таким образом, можно заключить, что свободное время, его объем и качество его заполнения являются чутким индикатором материального и духовного уровня общественной и личной жизни. Резкое сокращение или увеличение его объема для многих социальных групп свидетельствует о столь же резких изменениях в обществе.
Признавая влияние значительных изменений в обществе на качество и содержание свободного времени, уместно рассмотреть и роль научно-технического прогресса в досуговой жизни людей.
Социологические наблюдения показывают, что развитие науки и техники в XX столетии решительным образом изменили содержание и качество свободного времени. Причем это изменение не может быть оценено однозначным образом.
Так, возросший уровень технической оснащенности производства активно способствовал высвобождению человека из непосредственного процесса труда, превращая человека во многих отраслях производства в квалифицированного «наблюдателя» за ходом производственного процесса вместо непосредственного исполнителя. Совершенно ясно, что это прямо способствовало увеличению свободного времени работников без отрицательных последствий для уровня их материальной жизни.
Наряду с этим развитие науки и техники приводило к возрастанию технической оснащенности быта, что также способствовало росту свободного времени. Однако его содержание не всегда становилось положительно насыщенным. Яркой иллюстрацией этого факта являются результаты социологического исследования, проведенного в Ульяновске в среде интеллигенции. В исследовании проводилась сопоставительная характеристика досуговой деятельности интеллигенции Ульяновска (Симбирска) в конце XIX – начале XX в. и в 2000 г.
Было установлено, что для интеллигенции Симбирска были характерны такие формы проведения досуга, как интеллектуальные игры (карты, шахматы); постоянное посещение театра; встреча Нового года в драматическом театре; эстетическое воспитание детей; пешие прогулки по городу; зимой – катание на коньках, на лыжах; любительские концерты, посещение выставок и музеев; домашний театр, музицирование. У мужчин к этому добавлялись охота, рыбалка, чтение.
Данные 2000 г. показывали, что «современная интеллигенция начала утрачивать привычку к активному творческому досугу или даже утратила ее». Вместо перечисленных форм отдыха и интеллектуальных занятий в свободное время господствующее место занял просмотр телепередач и фильмов по видео, составлявший от 13 до 14 часов в неделю. [7,299]
Одним словом, при возрастании технических возможностей, способных расширить культурные горизонты в использовании свободного времени и способствовать духовному развитию личности, происходит вялое потребление низкосортной видеопродукции типа (боевиков, триллеров, эротики и пр.), разрушающим образом действующей на духовную культуру индивида.
Такое положение дел в сфере свободного времени остро ставит вопрос о необходимости его регулирования и должного наполнения соответствующим этическими, эстетическими и общекулыурными ценностями.
Разумеется, это не может быть сделано диктаторскими средствами, но закон, защищающий целостность и духовное здоровье общества и индивида, должен быть на высоте.
Повышению качественного состояния свободного времени в огромной степени будет способствовать рост материального состояния трудящегося населения нашей страны, развитие и организация социальной инфраструктуры, воспитание активного ценностного отношения людей к образцам высокой духовной культуры, ее всестороннее усвоение.
Страницы: 1, 2, 3