Рефераты. Организация корпоративного управления не примере СК "Сибакадемстрой"

1.4 Цели объединения предприятий в корпорации


Основными целями объединения предприятий в корпорации являются:

- увеличение рыночной доли

- повышение качества товаров

- снижение издержек по сравнению с конкурентами

- расширение ассортимента продуктов и повышение их привлекательности

- укрепление репутации перед потребителями

- повышение качества обслуживания

- расширение применения инноваций

- укрепление конкурентных позиций на международном уровне

- рост доходов

- рост дивидендов

- увеличение доходов на инвестируемый капитал

- повышение кредитного и облигационного рейтингов

- рост потоков наличности

- повышение курсов акций

- улучшение и оптимизация структуры источников доходов.


1.5 Процесс функционирования корпорации


Корпорация, как открытая целостная система, находится в постоянном взаимодействии с окружающей ее внешней средой, получая извне материальные, финансовые (денежный капитал), трудовые (человеческий капитал), сырьевые, технические и информационные (документы, массивы информации) ресурсы (средства обеспечения производства).

В процессе своей деятельности корпорация осуществляет функцию обработки и преобразования поступающих в нее ресурсов и информации в продукцию и услуги, получает прибыль, определенную рыночную долю и возможность оказания влияния на окружающую среду (Приложение 1, Схема 2).


1.6 Организационная структура корпорации


Под организационной структурой управления корпорации понимается устойчивая к кризисным ситуациям и прочим негативным проявлениям целостная совокупность внутренних и обособленных структурных подразделений, расположенных в иерархической последовательности, обусловленная миссией и стратегическими целями корпорации, с наличием вертикальных и горизонтальных взаимосвязей, установленных в соответствии с законодательными и внутренними корпоративными нормами, отличающаяся высоким уровнем динамизма и адаптированности к возможным изменениям внутренней и внешней среды функционирования корпорации.

В целях обеспечения стабильного положения корпорации, ее организационная структура управления должна максимально отвечать поставленным целям и быть в наибольшей степени приспособлена к условиям внешней среды. В этой связи мероприятия по оптимизации организационной структуры управления помимо таких этапов, как установка критериев оценки организационной структуры управления согласно выработанной антикризисной стратегии и анализ действующей организационной структуры управления должны включать в себя также анализ факторов внешней среды: анализ макроокружения, анализ непосредственного окружения.

При построении организационной структуры корпорации должны соблюдаться следующие основные принципы:

-   организационная структура должна отражать корпоративные цели и задачи и соответствовать условиям внешней среды;

-   оптимальное разделение труда по уровням иерархии;

-        Общее собрание, наблюдательный совет, правление

2.                СОВРЕМЕННЫЕ НАУЧНЫЕ ГИПОТЕЗЫ И ПРИНЦИПЫ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ


Одни авторы понимают под корпоративным управлением совокупность внутренних управленческих процессов компании, другие ограничивают это понятие рамками функционирования совета директоров. Неудивительно, что значительное число публикаций в российской прессе обращается к теме корпоративного управления в контексте нарушения прав миноритарных акционеров (Приложение 2, ,Схема 3).

Наиболее удачным нам представляется определение, сформулированное одним из крупнейших американских институциональных инвесторов TIAACREF: «Корпоративное управление - это набор механизмов, используемых для поддержания адекватного баланса между правами акционеров и потребностями совета директоров и менеджмента в процессе управления компанией». Как правило, корпоративное управление подразумевает взаимодействие трех основных групп интересов - акционеров, совета директоров и топ–менеджеров.

Основная задача корпоративного управления - поддерживать баланс ответственности между этими группами интересов: совета директоров перед акционерами, менеджмента перед советом директоров, собственников крупных пакетов акций перед миноритариями, наконец, корпорации перед обществом.


2.1 Постулаты теории корпоративного управления


Очевидно, что долгое время господствовавшая в экономике неоклассическая теория с ее постулатами «всеобщего совершенства» не могла не оказать влияния на разрабатываемые модели и инструменты (см. таблицу 2.1).

Таблица 2.1 - Постулаты неоклассической теории

Постулаты неоклассической теории

Модели и теории, основанные на этих постулатах

Информация совершенна и доступна всем агентам в равной степени

Теорема Миллера-Модильяни

Проблемы принуждения в экономике не существует

Модель оценки финансовых активов (САРМ)

Существует возможность составления полного и совершенного контракта

Портфельная теория

Существующие рынки конкурентны

Общая теория равновесия

Существует полный набор рынков

...


Несомненно, многие из данных постулатов служили вынужденными допущениями, принятыми для удобства и простоты анализа. Тем не менее, подобные ограничения накладывали свой отпечаток на модели, используемые бизнесом для решения практических задач, что, в свою очередь, сказывалось на конечном результате.


2.2           Основные принципы теории корпоративного управления


Рассмотрим основные понятия, аксиоматические условия и принципы теории корпоративного управления, идентификационные признаки для отнесения субъектов бизнеса к категории корпорации, остановимся на организационно-правовых характеристиках корпоративных формирований: корпораций, концернов, финансово-промышленных групп, холдингов и т.д., на особенностях приватизации в России и их влиянии на формирование моделей корпоративного управления (инсайдерское, аутсайдерское). Большое внимание уделим методам и механизму корпоративного управления.

В апреле 1999 года в специальном документе, одобренном Организацией экономического сотрудничества и развития (она объединяет 29 стран с развитой рыночной экономикой), было сформулировано следующее определение корпоративного управления: «Корпоративное управление относится к внутренним средствам обеспечения деятельности корпораций и контроля над ними... Одним из ключевых элементов для повышения экономической эффективности является корпоративное управление, включающее комплекс отношений между правлением (менеджментом, администрацией) компании, ее советом директоров (наблюдательным советом), акционерами и другими заинтересованными лицами (стейкхолдерами). Корпоративное управление также определяет механизмы, с помощью которых формулируются цели компании, определяются средства их достижения и контроля над ее деятельностью».

Введение принципов корпоративного управления в России должно происходить по двум направлениям: в общегосударственном масштабе и непосредственно на предприятиях. Отметим первоочередные действия, которые необходимы на предприятиях. Всего их шесть. Во-первых, каждая компания в рамках общей стратегии должна выработать четкую дивидендную политику.

Во-вторых, корпоративное управление должно строиться на принципах стратегического управления.

В-третьих, уставные и организационно-правовые документы должны четко регламентировать баланс интересов акционеров, менеджмента, персонала и других участников бизнес-процесса.

В-четвертых, корпоративное управление неразрывно связано с понятием корпоративной культуры.

В-пятых, корпоративное управление предполагает полноценный и регулярный контроль всех видов менеджмента на предприятии.

Для выполнения более активного контроля со стороны акционеров и работников целесообразно создать следующие комитеты при совете директоров:

-        по внутреннему аудиту;

-        по контролю назначений (персоналу и мотивации);

-        по контролю крупных сделок и оценке рисков;

-        по отношениям с органами государственной власти и местного саморегулирования;

-        по работе с акционерами и урегулированию корпоративных конфликтов;

-        по стратегическому развитию.

В-шестых, корпоративное управление предусматривает активное взаимодействие акционерного общества с рынком ценных бумаг (особенно, если это открытое общество).

Эффективная система корпоративного управления должна обеспечивать выполнение советом директоров и менеджментом своей основной обязанности - следить за соблюдением интересов акционеров при принятии важнейших корпоративных решений.

Классический способ решения агентской проблемы - создание в компании системы сдержек и противовесов. Как показывает практика, такая система базируется на следующих четырех принципах:

·                     Наличие в составе совета директоров независимых членов, не являющихся исполнительными директорами компании.

·                     Настройка мотивации членов совета директоров и топ-менеджеров компании на соблюдение интересов акционеров.

·                     Максимально возможная финансовая и управленческая прозрачность компании.

·                     Равноправное и справедливое отношение ко всем акционерам. Особое внимание должно уделяться защите интересов миноритариев.

Воплощение в компании этих принципов - непростая задача даже в странах со зрелыми и устойчивыми рынками капитала. Многочисленные противоречия и столкновения интересов, возникающие в процессе их реализации, требуют постоянного поиска компромиссов.

Один из таких непростых моментов – степень прозрачности и информационной открытости корпорации. Излишняя открытость может привести к утечке стратегически важной информации. С другой стороны, закрытость может побудить менеджеров действовать в ущерб интересам акционеров. Можно отметить следующие виды корпоративных структур:

Классификация структур по преобладанию персонала; Административно-управленческие; Технические; Экспертные; Производственные.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.