Рефераты. Организация и управление торговым предприятием

По мере продолжения экономических преобразований в стране на рынке платных услуг происходят серьезные структурные сдвиги. Возрастает удельный вес новых видов услуг, не свойственных экономике дореформенной России - правового характера, платного образования и здравоохранения, причем часть из них выходит из теневого оборота (например репетиторство) и становится элементом реальной экономической структуры экономики.

Функционирование потребительского рынка обеспечивает соответствующая инфраструктура, т.е. его составные части, носящие подчиненный, вспомогательный характер и обеспечивающие нормальную деятельность рыночной системы в целом. Экономисты определяют инфраструктуру рынка как "совокупность организационно-правовых форм, опосредствующих движение товаров и услуг, акты купли-продажи, или совокупность институтов, систем, служб, предприятий, обслуживающих рынок и выполняющих определенные функции по обеспечению нормального режима его функционирования.


Вопрос 2


Уровень и процесс стратегического планирования развития розничной организации


Стратегия розничной торговли (retail strategy) представляет собой общий план, или схему действий, которой руководствуется розничная фирма. В идеале, стратегия должна быть рассчитана как минимум на один год вперед и в ней должны найти свое отражение миссия, цели, тип потребительского рынка, характер деятельности (как в целом, так и конкретные виды - businessvector.ru) и механизмы контроля соответствующей розничной компании. Без четко определенной и интегрированной комплексной стратегии розничный торговец может запутаться в своих проблемах и окажется не в состоянии справиться с влиянием неблагоприятных факторов внешней среды.

Процесс стратегического планирования розничной торговли имеет несколько важных достоинств.

• Предполагает тщательный анализ требований для разных типов розничной торговли.

• Позволяет в первом приближении сформулировать цели розничной фирмы.

• Фирма получает представление о том, как выделиться среди конкурентов и выработать предложение, привлекательное для определенной группы потребителей.

• Розничный торговец изучает экономические и правовые условия, в которых ему предстоит работать, а также своих конкурентов.

• Обеспечивается координация всей деятельности фирмы.

• Появляется возможность прогнозировать кризисы и нередко избегать их.

Стратегическое планирование может осуществляться владельцами (владельцем) фирмы, профессиональными менеджерами или теми и другими вместе. Когда человек продвигается вверх по служебной лестнице в розничной торговле, важным показателем его эффективности и делового потенциала является то, принимает ли он на себя долю ответственности за планирование, увеличивается ли эта доля по мере карьерного роста, каковы результаты такого планирования. Даже в сфере "семейного бизнеса" большинстве фирм, демонстрирующих высокие темпы роста, имеет стратегические планы.

Процесс стратегического планирования в компании состоит из нескольких этапов:

1.                 Определение миссии и целей организации.

2.                 Анализ среды, включающий в себя сбор информации, анализ сильных и слабых сторон фирмы, а также ее потенциальных возможностей на основании имеющейся внешней и внутренней информации.

3.                 Выбор стратегии.

4.                 Реализация стратегии.

5.                 Оценка и контроль выполнения.

Этапы планирования и реализации стратегии розничной торговли взаимозависимы Чаще всего фирма начинает процесс планирования с разработки общего плана, который детализируется и становится все более конкретным по мере прояснения тех или иных возможностей, а также их вероятных результатов. Далее мы подробно рассмотрим все этапы разработки всесторонней интегрированной стратегии розничной торговли.

Поставщиками-посредниками могут быть оптовые предприятия общенационального, регионального уровня различного товарного ассортимента (специализации), составляющие основу системы оптовой структуры на потребительском рынке оптовые посредники (дистрибьюторы, предприятия-брокеры, предприятия-агенты, дилеры), а также организаторы оптового оборота (оптовые ярмарки, аукционы, товарные биржа, оптовые и мелкооптовые рынки, магазины-склады и т. п.).

Оптовые посредники в условиях рыночной экономики приобретают самостоятельное значение в сфере закупочной деятельности.

Дистрибьютор - фирма, осуществляющая сбыт на основе оптовых закупок у крупных промышленных фирм-производителей готовой продукции. Это относительно крупная фирма, располагающая собственными складами и устанавливающая длительные контрактные отношения с промышленниками.

Анализ ситуации (situation analysis) — это беспристрастная оценка благоприятных возможностей и угроз, с которыми может столкнуться существующая или будущая розничная компания. Анализ ситуации должен дать ответы на два вопроса общего характера — каково текущее положение фирмы и в каком направлении ей следует двигаться. Для розничного торговца проанализировать ситуацию — это значит, руководствуясь миссией своей организации, оценить различные варианты формы собственности и управления, а также выбрать категорию товаров или услуг, которые он собирается продавать.

Чтобы стратегия розничной торговли была успешной, в ней должны учитываться возможные изменения экономической ситуации и предусматриваться механизмы адаптации к ним. Поэтому в хорошей фирме полностью анализируют все благоприятные возможности и вероятные угрозы. Возможности — это благоприятные ситуации на рынке, которыми еще не успели воспользоваться другие розничные торговцы. Компания Ikea добилась успеха, поскольку первой предложила потребителям широчайший выбор мебели по более низким ценам (т.е. со значительными скидками). Угрозы — это факторы рынка и внешней среды, которые могут неблагоприятно повлиять на розничных торговцев, если те на них не отреагируют (а иногда, даже если и отреагируют). Например, кинотеатров с одним залом в некоторых регионах практически больше нет, поскольку им нечего было противопоставить "нашествию" кинотеатров, имеющих несколько залов.

Чтобы удовлетворить запросы потребителей и опередить конкурентов, фирма должна своевременно улавливать новые тенденции и, вместе с тем, не опережать развитие событий настолько, что потребители окажутся просто не готовы к переменам (к тому же тенденции бывают ложными). Запоздалая реакция может означать упущенную благоприятную возможность, но зато и риск тоже снижается. Занимаясь стратегическим планированием, необходимо учитывать природу рыночных факторов (в плане вероятности некоторых событий и масштаба возможных изменений), их влияние на бизнес данного розничного торговца, а также время, требуемое для адекватного реагирования. Скорость реакции фирмы на новую ситуацию на рынке зависит от того, какая именно часть стратегии этой фирмы потребует соответствующей модификации. Скорректировать ассортимент товаров — например, включить в него какую-нибудь чрезвычайно популярную и модную новинку — можно намного быстрее, чем изменить местоположение фирмы, её стратегию ценообразования или продвижения. Новой розничной компании приспособиться к новым тенденциям гораздо проще, чем существующим фирмам с уже устоявшимся имиджем, действующими договорами об аренде и ограниченной площадью торговых залов.

И хотя рынок создает немало проблем именно для мелких розничных фирм, те из них, кто хорошо подготовились к ведению своего бизнеса, вполне способны выдержать конкуренцию со стороны более крупных фирм. В ходе анализа ситуации розничный торговец, особенно начинающий или размышляющий о серьезном изменении своей стратегии, должен честно и глубоко оценить себя и свои возможности. Конечно, и отдельные люди, и компания в целом должны быть честолюбивыми и настойчивыми, но переоценка своих способностей и перспектив может иметь катастрофические последствия, если в ее результате неправильно выбрано конкретное направление бизнеса, не хватает ресурсов или недооцениваются возможности конкурентов.


Задание 3


Цель задания: выявление практического использования принципов управления.

Содержание задания: проанализируйте состав административных принципов управления, приведенных в табл. 1 и покажите, в чем Вы видите их использование в построении системы управления торговой организации, и их приоритетность.


Таблица 1. Принципы классической или административной школы управления (Анри Файоля).

Принцип

Содержание принципа

1.Разделение труда

Специализация работ для эффективного использования труда работающего.

2.Полномочия и ответственность

Делегирование полномочий каждому работающему, ответственность за выполнение работы.

3.Дисциплина

Выполнение условий соглашения между рабочими и руководством, применение санкций к нарушителям дисциплины.

4.Единоначалие

Получение распоряжений и отчет только перед одним непосредственным начальником.

5.Единство действий

Объединение действий с одинаковой целью в группы и работа по единому плану.

6.Подчиненность личных интересов

Преимущество интересов организации перед индивидуальными интересами.

7.Вознаграждение

Получение работниками справедливого вознаграждения за работу.

8.Централизация

Достижение лучших результатов при правильном соотношении между централизацией и децентрализацией.

9.Скалярная цепь

Передача распоряжений и осуществление коммуникаций между уровнями иерархии через непрерывную цепь команд («цепь начальников»).

10. Порядок

Рабочее место для каждого работника и каждый работник на своем месте.

11.Справедливость

Справедливое проведение в жизнь правил и соглашений на всех уровнях скалярной цепи.

12.Стабильность персонала

Установка работающих на лояльность к организации и долгосрочную работу.

13.Инициатива

Поощрение работающих к выработке независимых суждений в границах их полномочий и работ.

14.Корпоративный дух

Гармония интересов персонала и организации («в единении – сила»).


Следует подчеркнуть, что функции и принципы менеджмента, сформулированные Анри Файолем, выдержали проверку временем и являются актуальными и сейчас. Его постулат, выражающийся в том, что управление является непрерывным процессом, начиная с планирования и заканчивая контролем, является альфой и омегой бизнес-науки и по сей день.

Рассматривая организацию так я вижу использование и применение принципов управления:

1. Разделение труда, т.е. специализация, необходима для эффективного использования рабочей силы, применительно ко всем видам труда, как управленческого, так и исполнительского.

2. Власть и ответственность связаны между собой, причем последняя является следствием первой.

3. Дисциплина. Понимая дисциплину как уважение соглашений, рассчитанных на то, чтобы обеспечить повиновение, прилежание, энергичность и внешнее проявление уважения, необходимо наличие хороших руководителей на всех уровнях. Из всех средств воздействия па подчиненных в целях укрепления дисциплины одним из самых действенных является личный пример начальника.

4. Единоначалие оно обеспечивает единство точки зрения, единство действия и единство распорядительства. Поэтому оно имеет тенденцию к преобладанию в организации.

5. Единство руководства. Деятельность на предприятии должна руководствоваться единым планом.

6. Подчинение частных интересов общим. На предприятии интересы служащего или группы служащих не должны ставиться выше интересов предприятия; интересы государства должны быть выше интересов гражданина или группы граждан.

7. Вознаграждение. Методы стимулирования труда должны быть справедливыми и доставлять максимально возможное удовлетворение сотрудникам и работодателям на предприятии.

8. Централизация. Не прибегая к термину «централизация власти», можно говорить о степени концентрации или рассредоточения власти. Конкретные обстоятельства будут определять, какой вариант «даст лучший общий результат».

9. Скалярная цепь, т.е., «цепь начальников» от самого высшего до самого низшего ранга, от которой не нужно отказываться, но которую следует сократить, если слишком тщательное следование ей может нанести вред.

10. Порядок, т.е. «всему (каждому) свое место, и вес (каждый) на своем (его или ее) месте».

11. Справедливость. Лояльность и преданность персонала должны обеспечиваться уважительным и справедливым отношением администрации к подчиненным.

12. Стабильность рабочего места для персонала. Излишняя текучесть кадров является одновременно и причиной, и следствием плохого управления, и указывает на связанные с этим опасности и издержки.

13. Инициатива. Поскольку это «доставляет большое удовлетворение всякому мыслящему человеку», это призывает администраторов «поступиться личным тщеславием», с тем, чтобы подчиненные получили возможность проявить личную инициативу.

14. Корпоративный дух, т.е. принцип «в единении — сила».

Приводя перечень этих принципов, Файоль указывал, что он не стремился дать исчерпывающее их изложение, а попытался описать лишь те из них, которые ему приходилось чаще всего применять, поскольку даже незначительная кодификация принципов является необходимой во всяком деле)

С точки зрения персонала, приоритетность можно проставить в таком порядке: Разделение труда, Вознаграждение, Корпоративный дух, Инициатива, Стабильность персонала, Порядок, Справедливость

С точки зрения начальства, приоритетность можно выставить в такой последовательности: Дисциплина, Полномочия и ответственность, Единство действий, Единоначалие, Централизация, Порядок, Стабильность персонала, Инициатива, Разделение труда, Корпоративный дух, Подчиненность личных интересов, Справедливость, Скалярная цепь, Вознаграждение.


Список использованной литературы


1. Варли, Рафик.- Основы управления розничной торговлей. М., изд. Дом Гребенникова, 2005. с. 454.

2. Егоров В.Ф. Организация торговли. СПб; Питер, 2004г., с.352

3. Дион Д., Топпинг Т. Розничная торговля. М., Альпина, Бизнес-Бук, 2005. с.200

4. Организация и управление торговым предприятием. Учебник под редакцией Брагина Л.А., Данько Т.П., М., ИНФРА-М, 2005, с.303.


Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.