Рефераты. Организация и проведение коллективных акций протеста

6) пикетирование - форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации;

7) уведомление о проведении публичного мероприятия - документ, посредством которого органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, сообщается информация о проведении публичного мероприятия в целях обеспечения при его проведении безопасности и правопорядка;

8) регламент проведения публичного мероприятия - документ, содержащий повременное расписание (почасовой план) основных этапов проведения публичного мероприятия с указанием лиц, ответственных за проведение каждого этапа;

9) территории, непосредственно прилегающие к зданиям и другим объектам, - земельные участки, границы которых определяются решениями органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органов местного самоуправления в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере землеустройства, землепользования и градостроительства.

Проведение публичного мероприятия основывается на следующих принципах:

1) законность - соблюдение положений Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, иных законодательных актов Российской Федерации;

2) добровольность участия в публичном мероприятии.

К организации публичного мероприятия относятся:

1) оповещение возможных участников публичного мероприятия и подача уведомления о проведении публичного мероприятия в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления;

2) проведение предварительной агитации;

3) изготовление и распространение средств наглядной агитации;

4) другие действия, не противоречащие законодательству Российской Федерации, совершаемые в целях подготовки и проведения публичного мероприятия.

Организатором публичного мероприятия могут быть один или несколько граждан Российской Федерации (организатором демонстраций, шествий и пикетирований - гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, митингов и собраний - 16 лет), политические партии, другие общественные объединения и религиозные объединения, их региональные отделения и иные структурные подразделения, взявшие на себя обязательство по организации и проведению публичного мероприятия.


2. Анализ и хроника коллективных акций протеста в РФ


2.1 Предпосылки коллективных акций протеста в России


Если в СССР доли расходов на оплату труда и пенсионное обеспечение в конце 1990-х годов составляли соответственно 45 и 8 процентов, то за годы реформ они существенно уменьшились и в настоящее время равны 23 и 5,5 процентам ВВП. В перспективе, по прогнозным оценкам Минэкономразвития и Пенсионного фонда Российской Федерации, они будут медленно расти и приблизятся в 2025 году по оплате труда - к 26 процентам ВВП, по пенсионному обеспечению - к 6 процентам ВВП, а их совокупная величина составит 32 процента ВВП, что в два раза ниже уровня, которого достигли экономически развитые страны в 1980-е годы.

Столь удручающая динамика с базовыми доходами населения за достаточно длительный исторический период - 1990-2025 годы - свидетельствует об отсутствии не только стратегических ориентиров по достижению необходимого качества жизни населения на индустриальном и постиндустриальном этапах общественного развития, но и необходимого общественного консенсуса по их выработке.

Важнейшая причина отставания цивилизованных институтов доходов и социального страхования находится в глубоких пластах организации общественной жизни и правосознания населения. Она состоит в крайне слабом и малоразвитом гражданском обществе, которое ещё не способно к чёткой артикуляции своих прав и их отстаиванию. В конечном итоге механизмы социального партнёрства пока базируются на довольно рыхлой платформе, а их формы носят в основном имитационный характер.

Сложившаяся в России система социального партнёрства унаследовала многое из советского прошлого, когда важнейшие условия организации трудовой и социальной жизни не обсуждались и не входили в первоочередной перечень вопросов в ходе коллективных переговоров. И сейчас подавляющее большинство коллективных договоров в России не регулируют и не гарантируют заработную плату трудящихся. Достаточно в связи с этим отметить, что за последние годы только на 3 процентах предприятий в кол. договорах были определены обязательства работодателей по повышению заработной платы работников.

Забастовки и акции протеста работников в целях достижения более выгодных для себя условий труда пока ещё относительно редки, хотя картина меняется. В 2007 году в стране произошло около 35 крупных забастовок (в 2006 году их было 8), большинство из которых закончились успешно.

В настоящее время российский социум зачастую носит формальный характер, выступает показателем демонстрационного социального согласия и цивилизованности трудовых отношений. В действительности его роль принципиально иная. Он призван служить средством достижения справедливого распределения доходов, обеспечения безопасных и здоровых условий труда, надёжной и достаточной страховой защиты от социальных рисков, применения на деле производственной демократии при нормировании и организации труда.

В ходе социального диалога важно рассматривать не второстепенные, а узловые проблемы трудовых отношений. Реформы, которые произошли в России, кардинально изменили сам подход к регулированию социально-трудовой сферы. От централизованного и тотального регулирования государством всех сторон трудовой жизни страна перешла к экономико-правовой модели, при которой вопросы найма рабочей силы - то есть заработной платы, режимов труда и отдыха, социальных гарантий - стали регулироваться по следующей схеме:

Ø    минимальная заработная плата и минимальные социальные гарантии регулируются с помощью Закона (в основном в форме Трудового кодекса), то есть общегосударственными нормативами оплаты труда и государственным контролем за их соблюдением;

Ø    более высокие уровни заработной платы и социальных гарантий отданы в сферу договорных отношений работодателей и работников, то есть зависят от возможностей и доброй воли собственников предприятий и сплочённости трудовых коллективов.

Понятно, что такая модель регулирования трудовых отношений далека от совершенства. В чем её слабость? Она состоит в том, что у большинства собственников и менеджеров предприятий отсутствует культура социального диалога, они неохотно по собственной инициативе идут на кардинальное улучшение условий найма. Напротив, когда возникают эти вопросы со стороны наёмного персонала, работодатели, как правило, воспринимают их в штыки. Такова природа рыночного самосознания частных предпринимателей России.

В этих условиях для профсоюзов остаётся сложный путь переговоров, а для трудовых коллективов последним средством, к которому они вынуждены прибегать, становится забастовка. Разумеется, что это не лучший способ добиваться справедливости и отстаивать свои права. Ведь он сопряжён с массовыми переживаниями персонала предприятий, снижением уровня доверия трудовых коллективов к руководству компаний, длительными психологическими перегрузками людей, потерями качества труда и нарушениями ритмичности работы предприятий.


2.2 Акции протеста горняков в г. Москве


4, 5 и 6 октября 2005 г. Независимый профсоюз горняков России (НПГ России) провел публичные акции (пикетирования и митинги) протеста против тяжелого материального положения горняков-пенсионеров в Москве у зданий Министерства здравоохранения и социального развития РФ, Правительства РФ и Государственной Думы Федерального Собрания РФ.

Участниками этих акций стали представители горняков из Кемеровской, Свердловской, Челябинской, Ростовской областей и Республики Коми. В эти же дни мероприятия в поддержку акций в столице были проведены в ряде населенных пунктов угледобывающих и горнодобывающих регионов страны.

Основными лозунгами акций стали: «Работникам, занятым на подземных и открытых горных работах, и пенсионерам-горнякам – пенсию чиновника – 75% заработка»; «Размер базовой части трудовой пенсии всем гражданам страны – не ниже минимального прожиточного уровня».

НПГ России от префектуры ЦАО Москвы получены разрешения на проведение 4 октября 2005 г. с 10-ти часов до 13-ти часов пикетирования здания Минздравсоцразвития РФ по адресу: г. Москва, Рахмановский пер, д. 3/25; проведение 5 октября 2005 г. с 10-ти часов до 13-ти часов митинга у Дома правительства РФ на “Горбатом мосту”.

6 октября 2005 г. профсоюзу было предложено провести пикет не у центрального входа в здание Государственной Думы РФ по адресу: г. Москва, улица Охотный ряд, дом 1, а на пл. Революции, у памятника К. Марксу. Однако с переносом места пикета профсоюз не согласился.

В сентябре 2005 г. независимый профсоюз горняков России письменно известил президента РФ, председателя правительства РФ, руководство обеих палат Федерального Собрания РФ о проведении этих акций протеста. В письме указывалось:

«Профсоюз обеспокоен отсутствием нормального диалога между населением и правительством (министерствами и ведомствами). Отсутствие диалога, обмена мнениями и позициями приводит зачастую к созданию социальной напряженности в различных слоях общества, вынуждает граждан к акциям прямого действия с целью получения ответов или решения вопросов.

Ярким примером этого является ситуация с положением пенсионеров-шахтеров, сложившаяся при проведении пенсионной реформы. Подавляющее большинство горняков-пенсионеров и работающих шахтеров считают, что при проведении этой реформы с ними поступили несправедливо и незаконно. Размер пенсии горняков был приравнен к пенсиям работников других отраслей. Хотя, согласно ранее действующему законодательству, государственная пенсия работникам, занятым на подземных и открытых горных работах, устанавливалась в размере 75% заработка. И горняцкая (шахтерская) пенсия практически на 50% превышала другие пенсии.

Не были также сохранены и (или) преобразованы в полном объеме пенсионные права, приобретенные работниками, занятыми на подземных и открытых горных работах, на основании ранее действовавшего законодательства, условия назначения пенсии по старости ранее достижения положенного возраста и правила исчисления периодов работы.

Различные общественные организации и лично граждане страны неоднократно обращались к органам государственной власти и президенту РФ с предложением решить вопрос о восстановлении справедливости и увеличении пенсий горнякам. Даже Совет народных депутатов Кемеровской области в апреле 2004 г. выступил с законодательной инициативой об увеличении базовой части трудовой пенсии шахтерам.

Однако многочисленные обращения организаций и граждан, законодательные инициативы по улучшению уровня пенсионного обеспечения работников, занятых на подземных и открытых горных работах, игнорируются органами государственной власти - как исполнительной, так и законодательной, что вынуждает НПГ России провести коллективные акции протеста».

НПГ России, признавая, что ряд государственных деятелей выразили готовность к встречам и диалогу по поставленным проблемам, и понимая обеспокоенность тех, кто обращается к профсоюзу с предложениями воздержаться от проведения широкомасштабных акций протеста с целью недопущения их использования в своих целях деструктивными силами, все-таки решил, что проведение коллективных акций протеста горняков в Москве и ряде регионов страны целесообразно. Потому что невозможно добиться изменения недальновидной позиции от Министерства здравоохранения и социального развития РФ и Министерства финансов РФ только путем переговоров.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.