Из основных вопросов, возникающих при учреждении малого предприятия, вопросы о правовом статусе и источников формирования имущества предприятия, а также распределении прибыли являются, пожалуй, главнейшими.
Таким образом, при создании и организации деятельности малого предприятия устав является важнейшим документом, определяющим правовой статус предприятия.
Согласно Гражданскому Кодексу РФ предприятия обязательно должно пройти государственную регистрацию.
Более того, в отличие от порядка создания предприятий, установленного Законом РФ о предприятиях в РФ, постановлением Совета Министров РФ от 8 августа 1990 года № 790 для малых предприятий установлены иные сроки регистрации. Вместо 30-ти дневного срока, отведенного этим законом на государственную регистрацию предприятием, для регистрации малого предприятия указанным постановлением установлен 2-х недельный срок с момента подачи заявления с приложением необходимых документов:
1. Заявление учредителя;
2. Устава предприятия;
3. Договора учредителей;
4. Свидетельства об уплате государственной пошлины.
Отказ в государственной регистрации малого предприятия возможен только в двух случаях:
- нарушение установленного законопорядка образования юридического лица; - при несоответствии его учредительных документов закону;
Данные государственной регистрации в десятидневный срок сообщаются в Министерство финансов РФ для включения в единый государственный реестр.
Итак, создание малого предприятия – это последовательность юридически значимых действий, в результате которых появляется в хозяйственной и экономических сферах новый самостоятельный хозяйствующий субъект с правами юридического лица, т.е. со всем обособленным имуществом, имеющий право от своего имени приобретать имущественные и личные не имущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, арбитраже или третейском суде.
Малое предприятие с момента обретения статуса юридического лица имеет право принимать и увольнять работников, осуществлять производственную, коммерческую и иную деятельность в соответствии со своим Уставом, несет обязанность уплачивать государству соответствующие налоги.
Т.о., при создании малого предприятия выделяют следующие этапы:
1. Разработка технико-экономического обоснования деятельности малого предприятия для определения целесообразности его создания.
Правильно рассчитанное технико-экономическое обоснование дает возможность организаторам малого предприятия четко определиться в технической и финансовой политике деятельности малого предприятия.
2. Принятие решения о создании малого предприятия и определение состава его учредителей.
3. Разработка Устава малого предприятия, его правовая экспертиза и утверждение Устава учредителем (учредителями).
4. Разработка договора о взаимоотношениях учредителей и малого предприятия, его правовая экспертиза и подписание сторонами.
5. Регистрация малого предприятия в исполнительных органах.
6. Открытие расчетного счета малого предприятия в банке. Для этого необходимо подготовить пакет документов, в который кроме учредительных документов, должны войти:
- свидетельство о регистрации
- протокол о назначении генерального директора
- приказ о назначении главного бухгалтера
- нотариально заверенная доверенность на фирменном бланке на получение выписок с расчетного счета.
- справка из пенсионного фонда, фонда медицинского страхования, фонда занятости и соцстраха.
- справка о дне выдачи заработной платы сотрудникам.
- образец печати предприятия.
7. Постановка на учет в финансовое управление.
Каждый из этих этапов требует времени, терпения, составления определенных документом и навыков взаимодействия со структурами власти и должностными лицами.
Лицензирование различных видов деятельности предприятия
В соответствии с Постановлением Правительства РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности» № 1418 от 24 декабря 1994 года, ряд видов предпринимательской деятельности подлежит лицензированию. В РФ отдельные виды предпринимательской деятельности осуществляются предприятиями, организациями и учреждениями независимо от организационно- правовой формы, а также физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица на основании лицензии специального разрешения органов, уполномоченных на ведение финансирования.
Лицензия – это официальный документ, который разрешает осуществление указанного в нем вида деятельности в течении установленного срок, а также определяются условия его осуществления.
Для получения лицензии заявитель представляет в органы, уполномоченные на выдачу разрешения на право заниматься лицензионной деятельностью. 1. Заявление о выдаче лицензии с указанием: для юридических лиц - наименование организационно правовой формы; - юридического адреса; - номера расчетного счета и соответствующего банка; для физических лиц - фамилии, имени, отчества; - паспортных данных (серия, номер, когда и кем выдан, место жительства); - вида деятельности; - срока действия лицензии. 2. Копии учредительных документов и, если они не заверены нотариусом, - с предъявлением оригиналов. 3. Копию свидетельства о государственной регистрации предприятия. 4. Документ, подтверждающий оплату рассмотрения заявления. 5. Справку налогового органа о постановке на учет или свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве предпринимателя со штампом налогового органа.
В зависимости от специфики деятельности в Положении о лицензировании соответствующего вида деятельности может быть предусмотрено представление иных документов.
Так, например для получения лицензии на осуществление страховой деятельности на территории РФ условиями лицензирования предусмотрено представление в Федеральную службу России по надзору за страховой деятельностью, кроме указанных документов дополнительно следующие: - бизнес-план на первый год деятельности; - расчет соотношения активов и обязательств; - положение о порядке формирования и использования страховых резервов; - план по перестрахованию; - план размещения средств, страховых резервов; - баланс на последнюю отчетную дату; - правила по видам страхования; - расчет страховых тарифов; - сведения о руководителе и его заместителе;
Все документы, представленные для получения лицензии, регистрируются органом, уполномоченным на ведение лицензионной деятельности, в течение 30 дней со дня получения заявления со всеми необходимыми документами; в случаях дополнительной экспертизы срок увеличивается до 60 дней.
Основанием для отказа в выдаче лицензии является:
1. Наличие в документах, предъявленных заявителем, недостоверной или искаженной информацией.
2. Отрицательное экспертное заключение, установившее несоответствие условиям, необходимым для осуществления данного вида деятельности, и условиями безопасности.
Уведомление об отказе в выдаче лицензии предоставляется заявителю в письменном виде в 3-х дневный срок после принятия соответствующего решения с указанием причины отказа.
В лицензии учитываются: - наименование органа выдавшего лицензию; - для юридических лиц: o наименование и юридический адрес предприятия получающего лицензию. - для физических лиц: o фамилия, имя, отчество; o паспортные данные; - вид деятельности, на осуществление которой выдаётся лицензия; - срок действия лицензии; - условия осуществления данного вида деятельности; - регистрационные номер лицензии и дата выдачи.
Сроки действия лицензии осуществляются в зависимости от специфики вида деятельности, но не менее 3-х лет; продление срока производится в том же порядке, что и получение.
Лицензия выдается отдельно на каждый вид деятельности, передача лицензии другому физическому или юридическому лицу запрещается.
При ликвидации предприятия лицензия теряет юридическую силу.
Решения и действия органов, уполномоченных на ведение лицензионной деятельности, могут быть обжалованы в установленном порядке в судебные органы.
Организационно-экономическая характеристика
ЗАО санаторий «Голубая волна»
3.1. Организационные вопросы.
Закрытое акционерное общество санаторий «Голубая волна» создано в результате реорганизации общества с ограниченной ответственностью пансионат санаторного типа «Голубая волна», зарегистрированного отделом регистрации предприятий и предпринимательской деятельности Администрации города Геленджика Краснодарского края. Закрытое акционерное общество санаторий «Голубая волна» зарегистрировано 17 сентября 1998 года, номер предприятия в городском реестре 2404, свидетельство серия ОРП № 71/098.
Учредителями общества являются: акционерная компания «Алмазы России – Саха» (АК «АЛРОСА») и Ростовский областной союз потребительских обществ.
Общество является коммерческой организацией, основной целью деятельности которого является извлечение прибыли.
Для достижения основной цели Общества осуществляет следующие виды деятельности: - организация лечения и отдыха граждан, оздоровительные услуги; - транспортные услуги; - организация торговли товарами народного потребления; - организация спортивно-туристической деятельности.
Органами управления Общества является: - общее собрание акционеров Общества – высший орган управления; - Генеральный директор Общества – исполнительный орган управления.
Первоначальными задачами управления предприятия в условиях рынка является:
1. маркетинговые исследования, изучение конъюнктуры рынка, прогнозирование сбыта продукции, определение предполагаемого дохода.
2. подбор и расстановка кадров.
3. обеспечение производственного цикла материальными ресурсами, учет и контроль рационального использования материальных ресурсов.
4. выбор оптимального варианта плана, обеспечивающего максимальный доход.
5. прогнозирование объема реализации и сбыта, оперативное реагирование на покупную способность заказчика.
В целом эффективность управления зависит от выбора организационной структуры. Так организационная структура ЗАО «Голубая волна» представлено на рисунке 3.1.
3.2 Экономическая характеристика ЗАО «Голубая волна» за 1998 год.
|№ |Основные |Ед.|1996г. |1997г.|1998г.|Отклонения | |п/п|показатели |из.|факт. | | |+/- | | | | | |факт |факт |1998г. к | | | | | | | |1997г. | |1. |Кол-во путевок |шт |1978 |2182 |2714 |+ 532 | |2. |Одслуж. |к/д|41264 |40420 |64836 |+ 24416 | | |койко-дн. | | | | | | |3. |Выручка от реал.|т.р|4727,7 |7054,0|11889 |+ 4834,2 | | |путевок. | | | | | | |4. |Выручка от доп. |т.р| |112,5 |247,0 |+ 134,5 | | |видов услуг. | | | | | | |5. |Выручка от реал.|т.р|375,3 |144,3 |159,0 |+ 14,7 | | |товаров. | | | | | | |6. |Прочие орерац. |т.р|29,3 |37,6 |67,0 |+ 29,4 | | |доходы. | | | | | | |7. |Нереализ. доходы|т.р|18,5 |1671,9|788,0 |- 883,9 | |8. |Итого доходов |т.р|5150,8 |9021,1|13150 |+ 4128,9 | |9. |Себест. реал. |т.р|8944,3 |7511,5|11874 |+ 4362,5 | | |пут. | | | | | | |10.|Покупн. |т.р|321,1 |119,5 |126,0 |+ 6,5 | | |стоимость | | | | | | | |товаров | | | | | | |11.|Прочие операц. |т.р|301,2 |319,4 |472,0 |+ 152,6 | | |расходы | | | | | | |12.|Расходы от доп. |т.р| |83,4 |248,0 |+ 164,6 | | |видов услуг | | | | | | |13.|Внереализ. |т.р|68,3 |1345,3|375,0 |- 970,3 | | |расход. | | | | | | |14.|Издержки обращ. |т.р|187,4 |170,5 |74,0 |- 96,5 | |15.|Отвлеч. |т.р|380,3 |292,9 |473,0 |+ 180,1 | | |средства. | | | | | | |16.|Итого расходов |т.р|10202,6|9842,5|13642 |+ 3799,5 | |17.|Прибыль, убыток |т.р|- |- |-492,0|+ 329,4 | | | | |5051,8 |821,4 | | | |18.|Себестоимость |р. |216-75 |185-83|183-13|- 2-70 | | |к/д | | | | | |
Страницы: 1, 2, 3