Рефераты. Организационная структура p> Организационная структура - это своего рода альтернатива штатному расписанию, структурному срезу по персоналу, хорошо знакомому старшему поколению руководителей. На советских предприятиях это был основной структурообразующий документ организации: сначала расписывались все должности, к ним привязывался фонд оплаты труда, а поскольку он нормировался, то структурные изменения могли быть только следствием изменения штатного расписания. Сейчас штатное расписание отражает структуру компании весьма условно. Вместо этого руководитель может издать приказ или положение об организационной структуре компании, выделив основные структурные звенья, направлениях деятельности, задачи, которые они решают, права и обязанности. Смысл этого документа в том, что он является исходным для всех остальных управленческих действий. Без такого первого шага невозможен и регулярный менеджмент - его просто некуда будет внедрять.

Тенденции изменений организационных структур

на Западе и в России

Все мы выросли и до сих пор живем в условиях почти безраздельного господства Линейно-функционального типа структуры управления. (массовое распространение он получил в годы индустриализации, когда системы управления были скопированы с лучших американских и немецких предприятий вместе со станками и технологиями). Между тем сегодня на Западе классические линейно-функциональные структуры присущи мелким и части средних фирм. Для крупных компаний доминирующим стал дивизиональный подход
(«подразделение» - англ.): по некоторым оценкам, от линено-функциональных структур к дивизиональным перешло 95% из пятисот крупнейших компаний США.

Причины, по которым произошел массовый исход крупных фирм из проверенной десятилетиями модели управления, хорошо известны. Вкратце они таковы: растущая диверсификация бизнеса и трудности в управлении непохожими друг на друга или географически удаленными предприятиями из одного центра.
Начало популярности дивизиональной структуры относится к 50-м годам. Именно тогда Америку и другие страны Запада охватила вторая волна специализации управления (первая – в конце прошлого века – привела к созданию линейно- функциональной структуры). На этот раз западные корпорации переживали децентрализацию управления, предоставляя оперативно-производственную и финансовую самостоятельность своим производственным единицам.

Линейно-функциональная схема построения компании

( схема №
4 )

Руководство компании

Линейная служба Функциональная служба

Маркетинг
Бизнес Учет Финансы Экономика Персо-

план нал

Производ - ственные звенья

В линейно-функциональных структурах производственные звенья наделены только функциями организации (линейными), а остальные, «штабные», функции управления реализуются на верхнем уровне. (см.сх №4) В дивизиональных же структурах часть или даже все «штабные» функции (финансовое управление, учет, планирование и т.д.) придаются производственным звеньям. Это позволяет им частично или полностью взять насебя ответственность за разработку, производство и сбыт своей продукции. В резутальте управленческие ресурсы верхнего эшелона компании высвобождаются для решения стратегических задач (сх.№5).

Дивизиональная сх. построения компании

Руководство компании


Дивизиональная служба Функциональная службы

Лине йная

Маркет Бизнес Учет Финан Экно Пер

инг план сы ика со служба

нал

Функциональные службы

Линейно-функциональные структуры: их приемущества имели решающее значение в условиях слабо меняющегося технологического уклада, массового крупносерийного производства, когда основную долю в общем числе занятых составляют производственные рабочие, а в составе служащих более половины - конторский персонал. Эффективно руководить такоймассой исполнителей можно только в рамках линейно-функциональных структур.
В сущности, все недостатки линейно-функциональных структур, не позволяющие имс оперативно приспособиться к быстро меняющимся условиям рынка, сводится к одному: затруднено движение информации. Это относится как к горизонтальным так и к вертикальным.
1. медленно принимаются решения, поскольку обсуждение проблем происходит по всей иерархической цепочке снизу вверх внутри каждого функционального подразделения.
1. качество решений на высшем уровне определяется уже не столько компетентностью самих руководителей и специалистов, сколько надежностью и достоверностью поступившей к ним информации. Поскольку у руководителей среднего звена появляются возможности влиять на решения вышестоящих менеджеров в собственных интересах или в интересах своей функциональной службы, линейно-функциональная структура порождает «ведомственность» внутри компании - со всеми отрицательными последствиями этого явления.

С известной долей условностиможно сказать, что квинтэссенцией слабых сторон линейно-функциональной структуры является характерный для нее тип руководителя. Многие из высших руководителей, выросших и сделавших карьеру в рамках таких оргструктур, никогда в жизни сами не начинали нового бизнеса, не стояли у истоков нового предприятия, продукта или вида услуг.
Их деятельность поэому пронизана инстинктивным стремлением максимально уменьшить риск при принятии важного решения и не брать на себя большой ответственности.

Именно эту болезнь в первую очередь и был призван излечить дивизиональный подход. Однако предоставление широких полномочий производственным отделениям и их руководителям выдвинуло на первый план другую проблему: сочетание самостоятельности отделений и их ответственности за общие для корпорации конечные результаты. Интересы «низов» и «верхов» здесь совпадают далеко не всегда.

Кроме того, дивизиональный подход порождает дублирование функций управления, что означан рост управленческого аппрата компании в целом. Но, ссылаясь на опыт западных компаний, что расходы эти оправданны, так как в результате компания становится более мобильной в условиях жесткой конкуренции. Однако эффект наступает не автоматически. Здесь тоже возможна угроза неуправляемости, поскольку на сей раз в подразделениях компании возникает многоуровневая иерархия, потоки информации и управленчекие решения опять движутся только по вертикали, а это затрудняет интеграцию разных сфер управленческой деятельности на ключевых направлениях.

Т.о., не исключено, что попытка двигаться по «магистральному пути» развития оргструктур обернется для компании всего-навсего бегом по кругу.
Эту опасность должны в полной мере учитывать российские организации,
«прозябившие» в линейно-функциональном прошлом и потому особенно легко способные поддаться соблазну покончить с ним раз и навсегда.


Линейно-функциональная схема построения компании

( схема №
4 )

Руководство компании

Линейная служба Функциональная служба

Маркетинг
Бизнес Учет Финансы Экономика Персо-

план нал

Производ - ственные звенья

В линейно-функциональных структурах производственные звенья наделены только функциями организации (линейными), а остальные, «штабные», функции управления реализуются на верхнем уровне. (см.сх №4) В дивизиональных же структурах часть или даже все «штабные» функции (финансовое управление, учет, планирование и т.д.) придаются производственным звеньям. Это позволяет им частично или полностью взять насебя ответственность за разработку, производство и сбыт своей продукции. В резутальте управленческие ресурсы верхнего эшелона компании высвобождаются для решения стратегических задач (сх.№5).

Дивизиональная сх. построения компании

Руководство компании


Дивизиональная служба Функциональная службы

Лине йная

Маркет Бизнес Учет Финан Экно Пер

инг план сы ика со служба

нал

Функциональные службы

Линейно-функциональные структуры: их приемущества имели решающее значение в условиях слабо меняющегося технологического уклада, массового крупносерийного производства, когда основную долю в общем числе занятых составляют производственные рабочие, а в составе служащих более половины - конторский персонал. Эффективно руководить такоймассой исполнителей можно только в рамках линейно-функциональных структур.
В сущности, все недостатки линейно-функциональных структур, не позволяющие имс оперативно приспособиться к быстро меняющимся условиям рынка, сводится к одному: затруднено движение информации. Это относится как к горизонтальным так и к вертикальным.
3. медленно принимаются решения, поскольку обсуждение проблем происходит по всей иерархической цепочке снизу вверх внутри каждого функционального подразделения.
3. качество решений на высшем уровне определяется уже не столько компетентностью самих руководителей и специалистов, сколько надежностью и достоверностью поступившей к ним информации. Поскольку у руководителей среднего звена появляются возможности влиять на решения вышестоящих менеджеров в собственных интересах или в интересах своей функциональной службы, линейно-функциональная структура порождает «ведомственность» внутри компании - со всеми отрицательными последствиями этого явления.

С известной долей условностиможно сказать, что квинтэссенцией слабых сторон линейно-функциональной структуры является характерный для нее тип руководителя. Многие из высших руководителей, выросших и сделавших карьеру в рамках таких оргструктур, никогда в жизни сами не начинали нового бизнеса, не стояли у истоков нового предприятия, продукта или вида услуг.
Их деятельность поэому пронизана инстинктивным стремлением максимально уменьшить риск при принятии важного решения и не брать на себя большой ответственности.

Именно эту болезнь в первую очередь и был призван излечить дивизиональный подход. Однако предоставление широких полномочий производственным отделениям и их руководителям выдвинуло на первый план другую проблему: сочетание самостоятельности отделений и их ответственности за общие для корпорации конечные результаты. Интересы «низов» и «верхов» здесь совпадают далеко не всегда.

Кроме того, дивизиональный подход порождает дублирование функций управления, что означан рост управленческого аппрата компании в целом. Но, ссылаясь на опыт западных компаний, что расходы эти оправданны, так как в результате компания становится более мобильной в условиях жесткой конкуренции. Однако эффект наступает не автоматически. Здесь тоже возможна угроза неуправляемости, поскольку на сей раз в подразделениях компании возникает многоуровневая иерархия, потоки информации и управленчекие решения опять движутся только по вертикали, а это затрудняет интеграцию разных сфер управленческой деятельности на ключевых направлениях.

Т.о., не исключено, что попытка двигаться по «магистральному пути» развития оргструктур обернется для компании всего-навсего бегом по кругу.
Эту опасность должны в полной мере учитывать российские организации,
«прозябавшие» в линейно-функциональном прошлом и потому особенно легко способные поддаться соблазну покончить с ним раз и навсегда.

-----------------------
Высший уровень управления Главный руководитель (президент, директор)

Средний уровень управления Руководители департамента (управляющие)

Низший уровень управления Руководители групп, бригад, участков

Рабочие

Высший уровень управления

Средний уровень

Средний уровень

Средний уровень

Низший уровень

Низший уровень

Низший уровень

Низший уровень

Низший уровень

Низший уровень

Низший уровень

Низший уровень

Низший уровень

Маркетинг

Кадры

Материально-техническое снабжение

Финансы

Президент

Отделение электронной измерительной аппаратуры

Отделение средств производства

Отделение индикаторных ламп

Инструментальное отделение

Инженер-ная служба

Произ-водство

Бухгал-терия

Сбыт

Инженер-ная служба

Произ-водство

Бухгал-терия

Сбыт

Вице-президент группы энергопользования и обслуживания

Отдел обслуживания потребителей

Отдел использования энергии в жилищно-бытовом секторе

Отдел использования энергии в торговле

Отдел использования энергии в промышленности

Маркетинг

Основные компоненты

Экономика

Учет

Логистика

Бизнес-план

Финансы

Структуры



Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.