Рассмотрим более подробно представленные в таблице
4 характеристики стратегий фирм и их отличительные особенности.
1. Высшее руководство в США само проводит анализ
экономической обстановки. В отличие от них, в Японии высшее руководство лишь
определяет общее направление такого анализа и предоставляет эти сведения
низовому уровню для проведения анализа.
2. Японские компании в отличие от американских
редко стремятся расширяться за счет покупки других компаний, принадлежащих к
растущим отраслям бизнеса, или посредством избавления от отделений, которые
развиваются недостаточно динамично.
3. Поскольку японские компании в первую очередь
думают о внутренних источниках развития, они обращают на процесс экономического
роста больше внимания, чем американские. И, несмотря на то, что средний темп
роста может быть ниже за счет сохранения нединамично развивающихся финансов,
моральный дух в этой ситуации будет высок, а это по мнению руководителей
японских фирм приведет к положительным результатам.
4. В Японии предметом особого внимания является
увеличение объема продаж. Менеджеры, в частности, заботятся об активизации
человеческих ресурсов даже больше, чем о движении денежных средств.
Диверсификация при этом оказывается возможной благодаря временному
игнорированию краткосрочных целей даже в том случае, когда кажется, что
компания действует нелогично.
Американские же компании, в отличие от первых,
вкладывают больше средств в исследования, совершенствование продукции.
5. Японские компании обращают особое внимание на
производственный процесс, и стратегиям, направленным на совершенствование
производственных операций, отдают большее предпочтение.
6. Вместе с тем, в обеих странах компании в ходе
своего роста используют все более и более связанные с риском (венчурного типа)
производственные стратегии.
В сравнении стратегий американских и японских
корпораций полезно выделить две их типа: (ч) - основанный на человеческих
отношениях и (с) - стратегический тип . При этом два других типа стратегии -
венчурный и бюрократический, который следует определенным устойчивым принципам
- существуют внутри (ч) и (с). Способ, каким менеджеры противостоят изменениям
экономической конъюнктуры, обуславливают необходимость тех или иных незначительных
усовершенствований стратегии, но основные черты ее остаются неизменными. Таким
образом, стратегическое управление в Японии не предусматривает составления
правил распределения капитала, как это делается в США. Напротив, правила
распределения капитала естественным образом развивается в самой организации и
компания лишь ждет более четкого развертывания тенденций - тогда правило
совершенствуется и определяется его содержание.