дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты);
дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты);
краткосрочные финансовые вложения (займы, предоставленные организациям на срок менее 12 месяцев);
денежные средства;
прочие денежные средства;
прочие оборотные активы.
Величина оборотных средств на начало отчетного периода: 918 124 398 тыс. руб.
Величина оборотных средств на конец отчетного периода: 1 195 404 517 тыс. руб.
Коэффициент оборачиваемости оборотных средств = выручка от реализации продукции/средний остаток оборотного капитала.
Коэффициент оборачиваемости за отчетный период:
Ко = 1 774 979 437/1 195 404 517 = 1,48 оборота;
Коэффициент оборачиваемости за аналогичный период предыдущего года:
Ко = 1 632 652 981/918 124 398 = 1,79 оборота.
За отчетный период коэффициент оборачиваемости снизился и составил 1,48 оборота, что показывает более эффективное использование оборотного капитала (за год каждый рубль, вложенный в оборотный капитал, совершил 1,48 оборота).
Основные топливо-энергетические ресурсы, используемые предприятием:
природный газ;
электроэнергия;
тепловая энергия.
Реализация мероприятий в соответствии с Программой энергосбережения в ОАО «Газпром» на период 2007–2010 гг., позволила достичь в отчетном году суммарной экономии топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) дочерними обществами ОАО «Газпром», включенными в Программу, в объеме 3,6 млн т у. т. (при плане 2,4 млн т у. т.).
По энергоносителям основная доля энергосбережения (свыше 96 %) приходится на природный газ; на экономию электроэнергии – 2,4 %; на тепловую энергию – 0,7 %.
Основная доля сэкономленных ТЭР приходится на магистральный транспорт (84,6 %) и добычу газа, газового конденсата и нефти (13,5 %).
Капитал
Величина капитала на начало отчетного периода: 4 553 015 138 тыс. руб.
Величина капитала на конец отчетного периода: 5 221 417 160 тыс. руб.
Величина абсолютного отклонения составляет 668 402 022 тыс. руб., то есть за отчетный период размер капитала увеличился на 15 %.
Существующие источники привлечения капитала:
Выручка от продажи объектов основных средств и иных внеоборотных активов;
Выручка от продажи ценных бумаг и иных финансовых вложений;
Полученные дивиденды;
Полученные проценты;
Поступления от займов и кредитов, предоставленных другим организациям;
Погашение ценных бумаг и иных финансовых вложений.
Оборачиваемость капитала за отчетный период:
Ко = 1 774 979 437/5 221 417 160 = 0,34 оборота;
Оборачиваемость капитала за аналогичный период предыдущего года:
Ко = 1 632 652 981/4 553 015 138 = 0,36 оборота.
За отчетный период оборачиваемость капитала снизилась и составила 0,34 оборота, что показывает более эффективное использование капитала (за год каждый рубль, вложенный в капитал, совершил 0,34 оборота).
Технологии и информация
Вовлечение ОАО «Газпром» в процессы глобализации газового бизнеса и усиление его позиции в условиях либерализации рынков, реструктуризация в вертикально-интегрированную энергетическую компанию – все это требует активизировать поиск перспективных технологий и нестандартных решений для обеспечения значимых конкурентных преимуществ. Одним из таких методов было создание Научно-технического совета ОАО «Газпром», основной целью которого было решение вопросов, связанных с формированием единой инновационной и научно-технической политики Общества.
По заказу ОАО «Газпром» в 2007 г. выполнены научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) на сумму 2,5 млрд. руб., в том числе научно-исследовательскими организациями Группы Газпром – на сумму 2,2 млрд. руб. 95 % используемых технологий соответствуют современным требованиям.
Общее количество принадлежащих Газпрому патентов составило 1 497, годовой экономический эффект от их использования превысил 2 млрд. руб.
Разработана уникальная технология подготовки запасов углеводородов промышленных категорий при минимальном объеме дорогостоящего поисково-разведочного бурения. Применение этой технологии для Штокмановского месторождения позволило подготовить свыше 3,5 трлн. м3 газа промышленных категорий всего семью поисково-разведочными скважинами, при этом затраты на подготовку 1 м3 запасов газа были сокращены в десятки раз. В 2007 г. данная разработка удостоена Премии Правительства Российской Федерации в области науки и техники. В настоящее время эта технология используется для подготовки запасов углеводородного сырья Северо-Каменномысского месторождения в Обской губе и обоснования запасов месторождений шельфа арктических морей.
Советом директоров ОАО «Газпром» одобрено создание венчурного фонда инновационных технологий, который позволит обеспечить эффективный управленческий и финансовый механизм реализации полного инновационного цикла, доведения научно-технических разработок ОАО «Газпром» до стадии серийного производства, поставки новой техники требуемого качества и в необходимых объемах.
Таблица 1 - Анализ эффективности использования ресурсов (ОАО «Газпром»)
Показатели
Предшествующий год
Текущий год
Отклонение
абс.показатель
%
1.Выручка от реализации продукции, тыс. руб.
1 632 652 981
1 774 979 437
142 326 456
9
2.Себестоимость реализованной продукции, тыс.руб.
592 118 000
723 781 021
131 663 021
22
3.Прибыль от реализованной продукции, тыс.руб.
1 040 534 981
1 051 198 416
10 663 435
1
4.Среднесписочная численность трудящихся, чел.
5678
5768
90
2
5.Среднегодовая стоимость ОПФ, тыс.руб. (остаточная стоимость)
2 629 294 466
2 678 629 547
49 335 081
6.Фондоотдача ОПФ, руб./руб.
0,62
0,66
0,04
3
7.Фондовооруженность труда, руб./чел.
463067,01
464394,86
1327,85
0,3
8.Производительность труда, руб./чел.
287540,15
307728,75
20188,60
7
9.Объем произведенной товарной продукции, тыс.руб.
10.Среднегодовая сумма капитала, тыс.руб.
4 553 015 138
5 221 417 160
668 402 022
15
11. Коэффициент оборачиваемости капитала
0,36
0,34
-0,02
-6
12. Оборачиваемость оборотных средств
1,79
1,48
-0,31
-17
13.Производительность организации как системы, руб./руб.
2,76
2,45
-11
Проанализировав эффективность использования ресурсов, можно подвести следующие итоги:
за текущий год на 22% увеличилась себестоимость реализованной продукции, что противоречит проводимой организацией политики оптимизации затрат;
достаточно низкие показатели выручки и прибыли от реализованной продукции, а также фондоотдачи ОПФ;
увеличение среднегодовой стоимости ОПФ может быть вызвано двумя основным причинам: переоценка основных фондов и введение в производство нового оборудования;
за текущий период наблюдается увеличение производительности труда на 7% и среднегодовой суммы капитала на 15%, что имеет немаловажное значение для достижения организацией своих стратегических и тактических целей;
по сравнению с предыдущим годом в 2007 году снизились коэффициенты оборачиваемости капитала и оборотных средств, что показывает ускорение оборачиваемости каждого рубля, вложенного в капитал или оборотные фонды;
снижение производительности организации как системы на 11% и как следствие снижение рентабельности свидетельствует о наличии двух главных причин: неэффективность проведения финансовой политики в 2007 году и негативное влияние внешних факторов на деятельность ОАО «Газпром».
4. АНАЛИЗ ФАКТОРОВ ВНУТРЕННЕЙ И ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ. SWOT-АНАЛИЗ
К факторам внутренней среды относят: цели, задачи, технологию, структуру и персонал. Обследование внутренней среды будет рассмотрено на следующих функциональных областях: маркетинг, финансы, производство (операции), персонал, организационная структура.
Анализ функций маркетинга
Основной целью маркетинга Группы Газпром является повышение реализации продукции не только на внутреннем рынке, но и на международных рынках Дальнего зарубежья, СНГ и Балтии.
По следующим направлениям в 2007 году реализовано:
Россия – 307,0 млрд. м3 газа;
Дальнее зарубежье – 168,5 млрд. м3 газа;
СНГ и Балтия – 100,9 млрд. м3 газа.
Общий объем продаж газа Газпромом в 2007 г. составил 576,4 млрд. м3.
Позиция Газпрома во взаимодействии с государственными органами в области выработки стратегии развития российского газового рынка заключается в сокращении регулируемого и соответствующем расширении нерегулируемого секторов с формированием трехсекторной структуры оптового рынка.
Приоритетами стратегии развития внутреннего рынка газа являются:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8