Рефераты. Оценка персонала
Одна из важнейших методических проблем - кто должен
оценивать работника. В практике большинства фирм этим занимается менеджер -
управляющий. Кроме него в ряде случаев этим занимаются:
1.
комитет из
нескольких контролеров. Такой подход имеет то преимущество, что он исключает
предвзятость, возможную при проведении оценки одним начальником;
2.
коллеги
оцениваемого. Чтобы эта система приносила плоды, необходимо, чтобы они знали
уровень результативности его труда, верили друг другу и не стремились выиграть
один у другого возможность повышения зарплаты и повышения по службе;
3.
подчиненные
оцениваемого;
4.
кто-либо, не
имеющий непосредственного отношения к рабочей ситуации. Этот вариант требует
больших затрат, чем другие, и в основном используется для оценки работника на
каком-либо очень важном посту. Возможно использование подобного варианта также
в случаях, если необходимо бороться с обвинениями в предвзятости и
предрассудках. Следует принять во внимание, что при использовании данного
подхода лицо, производящее оценку, не будет иметь такого объема информации, как
при предшествующих четырех вариантах;
5.
самооценка. В
данном случае - работник оценивает себя при помощи методов, используемых
другими оценщиками. Этот подход используется скорее для развития навыков
самоанализа у работников, нежели для оценки результативности труда;
6.
использование
комбинации перечисленных форм оценки: оценка контролера может быть подтверждена
самооценкой, а результаты оценки начальником могут сравниваться с оценкой
подчиненных или коллег. Двухстороннее (оценщик - оцениваемый) обсуждение
результатов оценки дает хорошие предложения для высшего руководства.
Методы оценки, при которых сотрудников оценивает непосредственный
руководитель, являются традиционными для большинства современных
компаний. Они эффективны в крупных иерархических организациях, действующих в
условиях достаточно стабильной внешней среды.
В тоже время, этим методам присущ ряд недостатков, делающих их
неадекватными для современных динамичных компаний, которые функционируют в
условиях глобальной конкуренции. Традиционные методы:
Þ
сфокусированы на отдельном
работнике, оценивая его вне организационного контекста. Сотрудник
подразделения, провалившего стратегически важный проект, может получить высшую
аттестационную оценку.
Þ
основываются исключительно
на оценке сотрудника руководителем. Фактически руководитель находится в
положении "царя и бога" по отношению к подчиненному - он определяет
его задачи, контролирует и оценивает в конце года. Полностью игнорируется
мнение других контрагентов аттестуемого - коллег по организации, подчиненных, руководителей
более высокого уровня, клиентов, поставщиков.
Þ
ориентированы в прошлое и
не учитывают долгосрочные перспективы развития организации и сотрудника.
Неудовлетворенность многих организаций традиционными методами
аттестации побудила их начать активные поиски новых подходов к оценке
персонала, в большей степени соответствующих реалиям сегодняшнего дня. Можно
выделить несколько направлений в развитии нетрадиционных методов:
1.
новые методы
аттестации рассматривают рабочую группу (подразделение, бригаду, временный
коллектив) в качестве основной единицы организации, делают акцент на оценку
работника его коллегами и способность работать в группе.
2.
оценка отдельного
сотрудника и рабочей группы производится с учетом результатов работы всей
организации.
3.
во внимание
принимается не только (а во многих случаях и не столько) успешное выполнение
сегодняшних функций, сколько способность к профессиональному развитию и
освоению новых профессий и навыков.
В целевых и плановых оценках, а также в текущих оценках условно
различают три группы методов:
q
количественные – это все методы с числовой оценкой уровня
качеств работника. Среди них наиболее простыми и эффективными считают метод
коэффициентов и балльный . Применение компьютеров и других средств
вычислительной техники позволяет оперативно производить расчеты и в итоге
получать достаточно объективные оценки труда работника. Эти методы не только
достаточно просты, но и носят открытый характер, так как позволяют каждому
самостоятельно посчитать по достаточно строгой методике "свои
коэффициенты" или "баллы", оценить результативность своего
труда.
q
качественные – это методы биографического описания, деловой характеристики,
специального устного отзыва, эталона, а также оценки на основе обсуждения. Эти
оценки соответствуют конкретному набору качеств. Замечено, что методы
биографического описания, устного отзыва и характеристик в хозяйственной
практике чаще всего применяются при найме и перемещении работников, а методы
эталона (оценка фактических качеств работника в сравнении с моделью) и
дискуссий - преимущественно при назначении руководителей.
q
комбинированные - широко распространенные и разнообразные
методы экспертной оценки степени проявления определенных качеств, специальные
тесты и некоторые другие комбинаций качественных и количественных методов. Все
они строятся на предварительном описании и оценке определенных признаков, с
которыми сравниваются фактические качества оцениваемого работника.
4.1 Метод стандартных оценок
Наиболее старым и самым распространенным методом оценки является метод
стандартных оценок. Руководитель заполняет специальную форму, оценивая
отдельные аспекты работы сотрудника в течение аттестационного периода по
стандартной шкале (рис. 4).
Вес
Фактор
Оценка
Комментарий
30%
Аккуратность и тщательность в работе.
Соответствие стандартам качества
10%
Способность
разрабатывать и реализовывать планы действий, адаптируя их к изменяющимся
условиям
25%
Способность эффективно использовать ресурсы
и время для достижения результатов
15%
Способность мотивировать и руководить
людьми, устанавливать стандарты, оценивать работу подчиненных и
способствовать ее улучшению
10%
Способность эффективно взаимодействовать с
людьми, ясно выражаясь в устной и письменной форме
10%
Ответственность, способность работать с
большой нагрузкой
Итоговая оценка:
П (превосходно) О (отлично) Х
(хорошо)
НО (ниже ожидаемого) Н
(неудовлетворительно)
Комментарии: