Рефераты. Оценка эффективности управления предприятием в рамках системы экологического менеджмента на примере ОАО "Котласский ЦБК"

Общие цели «Политики» уточнены в следующих задачах.

·                    совершенствовать технологические процессы, используя новые ресурсосберегающие технологии;

·                    развивать взаимоотношения с поставщиками сырья, химикатов, материалов, услуг, потребителями продукции и другими заинтересованными сторонами;

·                    совершенствовать систему управления комбинатом;

·                    обучать персонал в соответствии с изменяющимися требованиями рынка;

·                    предотвращать возможные аварийные ситуации, обеспечивая готовность к их локализации, ликвидации и смягчению последствий;

·                    осуществлять эффективный контроль условий труда на рабочих местах. Для каждой из установленных целей был разработан ряд показателей, которые позволяли определять количественно выраженные экологические задачи на заранее определённый планируемый период деятельности, а также обоснованно оценивать достигнутые результаты. Оценка выполнения целей и задач в области экологической безопасности осуществляется в соответствии с разработанной внутренней «Методикой измерения целей и задач СМ», в соответствии с которой все цели подразделяются на три группы: «мониторинг», «менеджмент», «улучшение».

В группу «мониторинг» включаются цели, направленные на потенциальное улучшение значимых аспектов деятельности комбината при ограничении финансовых, технологических и других ресурсов (то есть выбранные действия на данный период не выполнимы). Такие цели направлены на исследование конкретных проблем. В группу «менеджмент» включают цели, по которым уже осуществляется успешное управление и повышение эффективности в настоящее время невозможно. Такие цели гарантируют, что все средства, касающиеся данных аспектов деятельности, систематически применяются. В группу «улучшение» включают цели, направленные на улучшение управления определёнными аспектами деятельности. Такие цели необходимы для демонстрации непрерывного улучшения.

В соответствии с данной методикой экологическая цель считается к запланированному сроку:

·                    выполненной полностью (применительно к группе целей «улучшение»), если

·                    все относящиеся к данной цели задачи выполнены полностью;

·                    выполненной на х% (применительно к группе целей «улучшение»), если хотя бы одна из задач, относящихся к цели, не выполнена;

·                    выполняющейся (применительно к целям групп «менеджмент» и «мониторинг»), если в течение запланированного срока её достижения все относящиеся к ней задачи выполняются.

В ходе исследования было установлено, что выполнение взятых на себя обязательств, представленных в «Политике» комбината, осуществляется руководством при текущей производственной деятельности выполнением различных программ и мероприятий.

Анализ «Политики выполнения целей и задач в области качества, экологии, промышленной безопасности и охраны труда» осуществляется ежегодно в рамках проведения анализа системы менеджмента (СМ) со стороны руководства. Анализ удовлетворённости потребителей проводится на основе анализа опросов и посещений предприятий — переработчиков продукции комбината, организации встреч с российскими потребителями. Анализ требований (ожиданий) потребителей проводится при анализе контрактов.

Обеспечение запланированных мероприятий ресурсами осуществляется через действия, представленные в целевых программах по годам. Их выполнение обуславливает степень внедрения и выполнения самих целевых программ. Так в 2004 г. из запланированных мероприятий были выполнены полностью 62,7 %, выполнены частично 18,6%, находились на стадии выполнения 8,5 %, срок выполнения был перенесен у 5,1% и не выполнены 5,1% мероприятий. Из запланированных в 2005 г. мероприятий были выполнены полностью 90,5%. Сроки выполнения по оставшимся мероприятиям были перенесены. В результате степень выполнения практически всех целевых программ 2004 г. оказалась ниже степени выполнения целевых программ 2005 г. (табл. 1).

В свою очередь степень выполнения целевых программ среди прочих критериев характеризует не только эффективность реализации экологической политики и программ организации, но и является показателем эффективности управления комбинатом.


Таблица 1. Выполнение целевых программ в ОАО «КЦБК».

Наименование целевой программы

Степень выполнения программы, %


2004 г.

2005 г.

1. Экономия энергоресурсов

81,8

100

2. Снижение внеплановых простоев оборудования

85,7

100

3. Снижение себестоимости продукции

75,0

100

4. Улучшение качества продукции

100

100

5. Природоохранная программа

96,8

100

6. По охране труда

-

100


Динамика показателей степени выполнения программ, представленная в таблице 1, явно свидетельствует о повышении эффективности управления как в целом по комбинату, так и в системе экологического менеджмента, что, в свою очередь, подтверждается данными таблицы 2.


Таблица 2. Результаты мониторинга выполнения экологических целей и задач в ОАО «КЦБК» в 2005 г.

Наименование запланированных целей и задач

Степень выполнения

Отклонение в сравнении с 2002 г.

Ежегодное снижение удельного потребления воды на производственные нужды

Выполнена

Уменьшение по комбинату потребления на тонну свареной целлюлозы на 40,4%

Снижение удельного потребления электроэнергии

Выполнена

Уменьшение по комбинату на тонну свареной целлюлозы на 6,7%

Снижение удельного потребления тепловой энергии

Выполнена

Уменьшение по комбинату на тонну свареной целлюлозы на 11%

величение потребления вторичного топлива до 40% от общего потребляемого

Выполняется

Доля потребленного вторичного топлива от общего потребляемого в 2005 г. составила 29,4% (для сравнения в 2002 г. — 28,2 %)

 

Снижение выбросов загрязняющих веществ в атмосферу: сероводорода на 300 т, метилмеркаптана на 45 т, двуокиси азота на 300 т

Выполнена

Уменьшение по комбинату: сероводорода на 335,6 т, метилмеркаптана на 46,6 т, двуокиси азота на 511,6 т

 

Не увеличивать количество сбрасываемых загрязняющих веществ, рассчитанных на тонну свареной целлюлозы

Выполнена

Снижение валового сброса загрязняющих веществ, рассчитанных на тонну целлюлозы, на 48,3 кг/т с учётом интеграции показателей БПКгд и ХПК

 

Не увеличивать удельного количества образования отходов (шлама зеленого щелока, золошлаковых отходов, ила и осадка)

Выполняется

Снижение на 100 % образования

обезвоженного ила и осадка

на осадконакопителе

Увеличение на 14,5 кг/т золошлаковых

отходов

Снижение на 1,86 кг/т шлама зеленого

щелока на шламоотвал

 

Предотвращение аварий и аварийных ситуаций

Выполнена

Всё четыре запланированные мероприятия целевой программы все выполнены. Экологические аварии в 2005 г. отсутствовали

 

Мониторинг за экологическими параметрами комбината

Выполнена

Экологические цели и задачи соответствуют выявленным экологическим параметрам

 

и другие



 




Реализация управления на комбинате осуществляется на законодательной основе, включающей как внешние, так и внутренние документы, посредством функциональной и процессной деятельности, определяемой организационной структурой предприятия.

Важным параметром оценки эффективности систем управления является степень соответствия предлагаемой продукции и услуг требованиям и ожиданиям, зафиксированных в контрактах организации. Анализ динамики данных показателей за 2004—2005 гг. свидетельствует о наметившихся тенденциях к их снижению (табл. 3).


Таблица 3.Претензии и рекламации от потребителей по качеству продукции и её транспортировке в ОАО «КЦБК»

Годы

Количество претензий и рекламаций

Сумма возмещения по претензиям от объема продаж по экспорту и внутреннему рынку, %

по качеству продукции

по транспортировке

2004

109

28

0,0188

2005

65

19

0,0328


Значительное снижение количества претензий и рекламаций от потребителей продукции связано с успешной реализацией мероприятий, направленных на улучшение качества продукции.

Улучшение качества продукции подтверждается результатами опроса потребителей продукции, который проводится ежегодно (исключение — 2004 г.), начиная с 2002 г. В нём принимали участие российские предприятия-потребители продукции ОАО «КЦБК». Методика проведения опроса определена внутренней нормативной документацией «Исследование удовлетворенности потребителей продукции ОАО «Котласский ЦБК» и основывается на установлении индекса удовлетворённости потребителя — CSI (Customer Satisfaction Index), который является комплексной оценкой качественных и иных характеристик товара, включающей в себя имидж, оправдание ожиданий, воспринимаемое качество и ценность в сравнении с идеалом. CSI выражается в процентах и в идеале стремится к значению, близкому к 100%. Достижение CSI 80-100% свидетельствует о высокой удовлетворённости потребителя продукцией (табл. 4).

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.