Информационные технологии многочисленны и многообразны. В литературе можно встретить различные типологические признаки, позволяющие упорядочить это множество. Среди них: по обслуживаемым предметным областям (бухгалтерский учет, банковская, налоговая, страховая деятельность и др.), по степени охвата задач управления (экспертная поддержка, поддержка принятия решений, электронная обработка данных и др.), по ориентации на вид обрабатываемой информации (текстовая, графическая, мультимедийная и др.) и другие. Наиболее распространенной является типология информационных технологий в соответствии с различием информационных процессов. При этом различают следующие типы технологий:
· сбора информации;
· передачи информации;
· накопление информации;
· обработки информации;
· хранение информации;
· представления информации; использования информации.
Описание каждого типа информационной технологии базируется на более широкой и детальной системе анализа их характеристик.
Конкретная информационная технология для своей реализации предполагает наличие:
· комплекса соответствующих технических средств, реализующих сам информационный процесс;
· системы средств управления техническим комплексом (для вычислительной техники это программные средства);
· организационно-методического обеспечения, увязывающего реализацию всех действий технических средств и персонала в единый технологический процесс в соответствии с назначением конкретного информационного процесса в рамках обеспечения определенной функции управленческой деятельности.
Таким образом, управленческая деятельность основана на реализации всех перечисленных видов информационных технологий в соответствии с последовательностью и содержанием отдельных этапов процесса принятия решений. Поэтому современные информационные технологии обеспечения управленческой деятельности основаны на комплексном использовании различных видов информационных процессов на базе единого технического комплекса, основой которого являются средства компьютерной техники (13 С. 26-27).
Стратегии использования современных информационных технологий в управленческой деятельности
Существует два подхода к совершенствован6ию документационного обеспечения управленческой деятельности на основе современных информационных технологий:
1. совершенствование выполнение отдельных видов работ путем применения универсальных информационных технологий. Такой подход проще в реализации. Он может быть реализован как на конкретном компьютере, так и рамках локальной сети. Он ориентируется на существующую структуру предприятия, связан с минимальной степенью риска, дает возможность сразу оценить эффект внедрения новых информационных технологий. Он оправдан в малых и средних по размеру организациях, фирмах, при отсутствии возможности и необходимости комплексного подхода к решению проблемы, а также в фирмах, где специфика основной деятельности и ее делопроизводство не дают возможности эффективно использовать типовые решения. Нестабильность ситуации в обществе заставляет малые и средние организации «жить сегодняшним днем» и выбирать именно эту стратегию использования современных информационных технологий в своей системе управления;
2. комплексное внедрение информационных технологий во все сферы документационного обеспечения управления. Этот подход позволяет создать единое информационное пространство в организации. Для его реализации используют специализированные комплексные информационные технологии. Он является наиболее эффективным способом решения проблемы в целом, однако требует наличия больших ресурсов (финансовых, людских и прочих), модернизации организационной структуры организации, продолжительного временного периода реализации. Такая стратегия характерна для крупных организаций. Такая стратегия характерна для крупных организаций.
Таким образом, каждая организация, учреждение, фирма проходит свой собственный путь с целью совершенствования документационного обеспечения управления на базе внедрения новых информационных технологий. Для мелких и средних предприятий целесообразен первый подход. Он является в настоящее время наиболее распространенным. В крупных организациях с устойчивыми бизнес-процессами эффективнее комплексное внедрение информационных технологий (13 С. 25-26).
Глава II. Новые информационные технологии на предприятии ОАО «Модель» города Ханты-Мансийска
2.1 Характеристика предприятия ОАО «Модель»
Открытое акционерное общество ОАО «Модель» возникла в 1979 году в городе Ханты-Мансийске. Акционерная форма хозяйствования обеспечивает уникальную форму реализации коллективной собственности, объединяя на единой правовой основе всех участников и создавая заинтересованность в конечных результатах работы. ОАО «Модель» выпускает широкий ассортимент тканей: сорочечные, межсезонные, декоративные, портьерные, мебельные, автомобильные, декоративный велюр. В соответствии с выпускаемым ассортиментом перерабатываются вискозное волокно, полиэфирные и капроновые нити, вискозная смесовая и нитроновая пряжа, лавсановое, вискозное и полипропиленовое волокно. На заседаниях совета директоров рассматриваются вопросы об определении приоритетных направлений деятельности общества. К нормативно-правовым документам общества относятся: Федеральный закон «Об акционерных обществах», устав ОАО «Модель», реестр акционеров ОАО «Модель».
Процесс реорганизации и перехода в более совершенную форму хозяйствования требует четкого документационного обеспечения. Документирование деятельности акционерных обществ в условиях конкурсного производства приобретает особое значение. В условиях конкурсного производства ответственность за организацию документирования и работу с документами возлагается на конкурсного управляющего. Состав документационной базы определяется компетенцией ОАО «Модель», кругом управленческих функций, порядком разрешения вопросов. Основное отличие документирования в условиях конкурсного производства состоит в том, что документы в ОАО «Модель» приобретают юридическую силу только после подписания или утверждения конкурсным управляющим.
2.2 Использование информационных технологий в бухгалтерии ОАО «Модель»
Важнейшей функцией бухгалтерии ОАО «Модель» является учет товароматериальных и денежных средств. От налаженной, четкой работы бухгалтерии зависит работа всего предприятия. Основным видом бухгалтерских работ на таких предприятиях является оформление документов при поступлении товароматериальных ценностей на предприятие, товарообороте внутри предприятия, отпуске готового продукта заказчикам, движении денежных средств.
К этим документам относятся:
- договор;
- приходная накладная;
- расходная накладная;
- заборный лист;
- требование-накладная и др.
Ведение бухгалтерского учета осуществляется в соответствии с нормативными документами, имеющими разный статус. Одни из них обязательны к применению (Закон "О бухгалтерском учете", положения по бухгалтерскому учету), другие носят рекомендательный характер (План счетов, методические указания, комментарии).
В зависимости от назначения и статуса нормативные документы представлены в виде следующей системы:
1-й уровень - законодательный: Закон "О бухгалтерском учете" и другие законы;
2-й уровень: стандарты (положения) по бухгалтерскому учету и отчетности;
3-й уровень: методические рекомендации (указания), инструкции, комментарии, письма Минфина РФ и других ведомств;
4-й уровень: рабочие документы по бухгалтерскому учету самого предприятия.
Бухгалтеры должны знать вышеперечисленные нормативные документы, чтобы осуществлять четкий контроль движения товароматериальных ценностей, вести правильно бухгалтерскую документацию и правильно оформлять налоговые документы. Особенно важно соблюдение правил ведения бухгалтерской отчетности при автоматизации работы бухгалтера по оформлению бухгалтерских документов. Важно, чтобы автоматизированное рабочее место (АРМ) не только ускоряло процесс составления документов, но и помогало бухгалтеру правильно оформлять документацию.
Учетная документация — пока основной носитель экономической информации на предприятиях общественного питания. От того, каков объем информации, насколько формы документов соответствуют требованиям последующей обработки, во многом зависит уровень организации всей учетной работы. Формы документов, используемых для отражения операций по товарообороту и выполнению производственной программы, организация рационального документооборота в значительной мере влияют на достоверность учетных данных, возможность установления ответственности отдельных должностных лиц за исполнение каждой операции. Все это позволяет осуществлять как предварительный и текущий, так и последующий контроль деятельности предприятия, полностью и своевременно отражать совершаемые операции.
Анализ движения документов бухгалтерии ОАО «Модель» можно изобразить схемой (Приложение 1).
Основными для предприятия являются операции, касающиеся производства и реализации материалов. Контроль товаров, изготовления и реализации продукции базируется на первичной документации. Исследование ее состояния на предприятиях показывает, что эта документация и статистическая отчетность далеко не всегда соответствуют требованиям сегодняшнего дня. Разнообразные по форме, но одинаковые по содержанию документы, предусматривающие учет товарооборота и операций на производстве, не приспособлены во многих случаях к механизированной обработке. Это снижает эффективность применения техники, отрицательно сказывается на контрольно-аналитических функциях учета, затрудняет документооборот.
Недостаточное внимание уделяется унификации и стандартизации первичных документов. Наиболее распространенные их виды, например счет-фактура, накладная, не унифицированы. Каждый поставщик, как правило, применяет свои формы таких документов, не учитывая то, как они будут использованы в дальнейшем. В большинстве случаев первичная документация заполняется вручную.
Еще одним отрицательным моментом бухгалтерского учета товарооборота и процессов производства на предприятиях является его недостаточная оперативность. Для ее устранения необходимо автоматизировать работу бухгалтера, но для этого на начальном этапе надо привести однородные документы к определенной форме.
Внедрение средств автоматизации для работы главного бухгалтера позволит сократить затраты времени на обработку, создание, исправление бухгалтерской документации, что, в свою очередь, должно привести к улучшению качества документационного обеспечения работы бухгалтерии.
Страницы: 1, 2, 3, 4