В соответствии с действующим законодательством налогом на имущество облагаются основные средства, нематериальные активы, запасы и затраты, находящиеся на балансе плательщика. Ставка налога на имущества не может превышать 2% от балансовой стоимости имущества. Однако, величина применяемых норм не может быть более 5% для зданий и сооружений, 25% для автомобилей, офисного оборудования и мебели, и 15% для всего остального имущества. Таким образом, если лизинговая сделка предполагает, что передаваемое лизингополучателю имущество остается на балансе лизингодателя, то он должен производить расчет налога и уплачивать его ежеквартально. Одним из преимуществ учета имущества на балансе лизингодателя является возможность применять амортизационные нормы и правила, установленные в стране постоянного пребывания лизингодателя. В соответствии с законом РФ “О лизинге”, стороны договора финансового лизинга могут предусмотреть передачу лизингового имущества на баланс лизингополучателя. При этом лизингодатель по-прежнему остается собственником имущества и освобождается от уплаты налога на имущество. Таким образом, предусмотрев в договоре передачу лизингового имущества на баланс лизингополучателя, лизингодатель может не подвергать себя рискам связанным с получением статуса российского налогоплательщика и уплатой налогов. Даже если стороны не планируют передачу имущества с баланса на баланс, договор лизинга должен содержать положение о том, какая сторона будет являться балансодержателем. При оперативном лизинге имущество всегда остается на балансе лизингодателя.
Если российским участником международного договора лизинга является лизинговая компания, то налог на прибыль уплачивается в общем порядке. Сумма прибыли, полученная за пределами Российской Федерации, включается в сумму прибыли налогоплательщика, подлежащую налогообложению в России, и учитывается при определении размера налога. При этом сумма налога на прибыль, уплаченная в соответствии с зарубежным законодательством, принимается к зачету в пределах суммы налога, исчисленной для той же налогооблагаемой базы в соответствии с российским законодательством. Таким образом, решается вопрос устранения двойного налогообложения доходов, полученных за рубежом. Если же российским участником международного лизинга является лизингополучатель, то следует обратить внимание на следующие моменты. Налогообложение прибыли иностранных юридических лиц, имеющих в России свои постоянные представительства, практически полностью соответствует налогообложению прибыли российских предприятий. Если иностранная лизинговая компания не имеет постоянного представительства в России, то ее доходы также подлежат обложению налогом. При этом доходы от лизинговых операций рассчитываются исходя из всей суммы лизингового платежа за минусом суммы возмещения стоимости лизингового имущества, платы лизингодателю в качестве компенсации за использованные им кредитные ресурсы на приобретение имущества и суммы налога на лизинговое имущество. При операциях оперативного лизинга из сумм лизинговых платежей могут исключаться только возмещение лизингодателю стоимости привлеченных кредитных ресурсов и сумма налога на имущество. Таким образом, база для исчисления налога при финансовом лизинге значительно меньше, чем при оперативном. Суммы доходов по лизинговым операциям облагаются налогом по ставке 20 процентов. Налог с доходов иностранных лизинговых компаний по лизинговым операциям должен удерживаться лицом, выплачивающим доход иностранному юридическому лицу (лизингополучателем), в валюте, в которой производится лизинговый платеж при каждом перечислении платежа. Причем лизингополучатель несет ответственность за полноту и своевременность удержания налога с дохода иностранной лизинговой компании и при перечислении лизингового платежа без удержания налога сумма налогов с дохода иностранной лизинговой компании будет удержана с лизингополучателя. Как правило, большинство международных договоров РФ с иностранными государствами, освобождают платежи за лизинг движимого имущества от налога на прибыль в РФ.
Средства, получаемые от налогов с оборота, используются для финансирования расходов по эксплуатации жилищного фонда и объектов социальной сферы, а также объектов дорожной инфраструктуры. Общий размер налогов с оборота составляет четыре процента от выручки от реализации, или, в случае с компаниями, занимающимися финансовым лизингом, четыре процента от объема лизинговых платежей.
Международные лизинговые операции на территории России зачастую несут в себе специфические проблемы с точки зрения применения НДС. В принципе, иностранный лизингодатель может столкнуться с двумя видами НДС в отношении одного и того же предмета лизинга:
. Таможенный НДС, применяемый к таможенной стоимости предмета лизинга;
. НДС, начисляемый на лизинговые платежи, обычно удерживаемый у источника.
Такая ситуация приводит к неэффективности международных лизинговых операций и потенциальной невозможности сторон сделки возместить уплаченный НДС. Исторически данная ситуация являлась преградой для многих международных лизинговых операций.
В соответствии с обычным порядком, установленным действующим налоговым законодательством РФ, НДС начисляется плательщиком на сумму лизингового платежа и уплачивается лизингодателю. Лизингодатель, затем, перечисляет полученный НДС в государственный бюджет. Однако, если лизингодатель не имеет налоговой регистрации в РФ, лизингополучатель обязан удержать сумму НДС из сумм лизинговых платежей перечисляемых лизингодателю и внести их в бюджет. То есть роль сборщика налога, в этом случае, переносится с получателя лизинговых платежей на плательщика.
Процедура уплаты таможенного НДС зависит от применяемого таможенного режима. В соответствии с режимом выпуска товаров для свободного обращения, таможенный НДС уплачивается при ввозе предмета лизинга. В соответствии с режимом временного ввоза, таможенные платежи осуществляются ежемесячно равными долями в размере 3% от общей суммы, которая была бы начислена при ввозе этих товаров в режиме выпуска для свободного обращения. В случае, если лизингополучатель производит таможенное оформление предмета лизинга и уплачивает таможенный НДС, то можно утверждать, что таможенный НДС может быть принят к зачету также, как принимается к зачету НДС по лизинговым платежам. При этом право на налоговые вычеты возникает как при ввозе имущества в режиме выпуска в свободное обращение, так и в режиме временного ввоза.
Налоговая регистрация иностранного лизингодателя в России позволяет ему принимать к зачету таможенный НДС против НДС, начисляемого на лизинговые платежи. Вычет уплаченного НДС осуществляется по мере внесения лизинговых платежей в части, пропорциональной уплаченной сумме налога. Однако, необходимо удостовериться в том, что налоговая регистрация не влечет образования постоянного представительства лизингодателя в России для налоговых целей, т.е. не приводит к обязанности по уплате налога на прибыль в отношении получаемых лизинговых платежей.
В отношении косвенных налогов, таких как НДС, налоговое законодательство большинства стран не делает различий между оперативным и финансовым лизингом. В результате при использовании финансового лизинга это негативно отражается на режиме налогообложения, т.к. лизингополучателю приходится выплачивать НДС на полную сумму лизинговых платежей. В идеале НДС с лизинговых операций должен взиматься по тому же принципу, что и с выплат по банковскому займу, т.е. НДС начислялся бы только на проценты по заемным средствам, включенным в состав лизинговых платежей. Тем не менее, применение такого режима – большая редкость, и в большинстве стран НДС начисляется на полную сумму лизинговых платежей.
3. Страхование
3.1. Риски осуществления сделок международного лизинга
Вопрос о гарантиях является непременной составляющей при заключении любой без исключения лизинговой сделки. При проведении переговоров с потенциальным лизингополучателем лизинговые компании стремятся выявить все возможные меры для финансового обеспечения своих рисков. Не предложив лизинговой компании ликвидной стопроцентной гарантии исполнения своих обязательств, вновь образованные предприятия, либо предприятия, не имеющие хорошей кредитной истории практически не имеют возможности получить оборудование в лизинг даже для высокорентабельного проекта, безупречного с точки зрения планирования бизнеса. В случае, если предприятие может доказать свою устойчивость на протяжении длительного (несколько лет) периода и платежеспособность на момент заключения сделки, лизинговые компании, предварительно изучив финансово-хозяйственную деятельность предприятия - лизингополучателя и убедившись в его надежности, неохотно, но все же соглашаются разделить с ним финансовые риски по сделке.
Одним из факторов, осложняющих сделки международного лизинга, является то, что лизингодатель и лизингополучатель являются резидентами разных государств, в которых существует своя юридическая система. Таким образом, сделка должна отвечать требованиям законодательств двух государств одновременно. Естественно, что налоговые последствия сделок международного лизинга отличаются от сделок внутреннего лизинга. Сделка, которая может быть классифицирована как сделка финансового лизинга в одной стране, будет признана арендой или даже продажей в рассрочку в другой стране. Поскольку в данном случае к лизингополучателю будет применяться другой налоговый режим, то это может повлечь за собой гораздо большие расходы, чем планировалось ранее.
Для лизингодателя крайне важно отследить, насколько ясны и эффективны нормы законодательства, которые регулируют процедуру возврата лизингового оборудования в случае нарушения лизингополучателем своих обязательств по сделке. Также необходимо обратить внимание на местное законодательство, регулирующее процедуру банкротства предприятий, или признание предприятия неплатежеспособным. Эти риски можно снизить выбором для регулирования сделки международного лизинга хорошо известной правовой системы, в которой уже отработаны прецеденты различных ситуаций, возникающих при осуществлении подобных сделок. Основными видами рисков, возникающими в практике международного лизинга, являются):
1. Риски возникновения дополнительных налоговых выплат. Использование предмета договора лизинга в стране лизингополучателя может привести к тому, что лизингодатель-нерезидент будет вынужден выплачивать дополнительные налоги, связанные с тем, что имущество, принадлежащее ему на праве собственности, находится на территории данной страны.
Обычно на лизинговые платежи в стране лизингополучателя начисляется налог на доходы иностранных юридических лиц, который должен удерживаться плательщиком (лизингополучателем). В случае, если между государствами, резидентами которых являются стороны лизинговой сделки, нет договора об избежании двойного налогообложения, то этот налог может явиться серьезным препятствием к развитию международных лизинговых операций между этими странами. Обычно участники сделки международного лизинга должны прийти к соглашению, каким образом лизингополучатель будет возмещать расходы как лизингодателя-нерезидента, так и кредитора-нерезидента по выплате налогов на доходы иностранных юридических лиц.
2. Кредитные риски. Другая проблема, с которой могут столкнуться участники сделки международного лизинга - это оценка кредитных рисков в стране лизингополучателя. Дело в том, что критерии, которые применяются к оценке кредитоспособности, могут кардинально различаться, особенно, если лизингодатель является резидентом страны с развитой рыночной экономикой, а лизингополучатель - резидент страны с развивающейся экономикой. Как правило, доля заемного финансирования в капитале компаний развивающихся стран значительно выше, чем допускается в странах с развитой экономикой.
Кроме того, лизингодателю часто бывает трудно обнаружить какую-либо информацию, относящуюся к деятельности компании - потенциального лизингополучателя.
Необходимо оценить, насколько просто будет изъять имущество в случае нарушения лизингополучателем своих обязательств и в последствии реализовать это имущество. Одним из возможных выходов могут быть гарантии местного Правительства или Центрального банка, и, в некоторых случаях, страхование политических рисков.
3. Риски, связанные с осуществлением конкретного проекта. Обычно предметом сделок международного лизинга является транспортное оборудование (самолеты, железнодорожная техника, автомобили), либо другое единичное оборудование (телекоммуникационное или типографское оборудование). В данном случае лизингодатель подвержен риску неплатежей со стороны лизингополучателя и риску потери оборудования, который уменьшается посредством страхования имущества
- предмета лизинга. Однако, если имущество, предоставляемое по контрактам международного лизинга, является частью какого-либо крупного проекта, возникают дополнительные риски, а именно:
. Политические риски. Данная категория рисков может включать в себя изменения в местном законодательстве, которые могут привести к возрастанию издержек, связанных с осуществлением сделки. Также в эту категорию входят риск возможной экспроприации, национализации, прямого или косвенного вмешательства государства в осуществление проекта и политическая нестабильность.
. Риски, связанные с поставками сырья и материалов. Обусловлены, прежде всего, тем, что многие проекты (например, нефтеперерабатывающие предприятия) в высокой степени зависят от объемов и своевременности поставки сырья.
. Риски, связанные с реализацией продукции, подразумевают необходимость в существовании постоянного числа стабильных покупателей продукции, выпущенной в результате осуществления данного проекта.
. Валютные риски. Возникают вследствие того, что практически во всех странах с развивающейся экономикой крупные проекты генерируют доходы в местной валюте, тогда как лизинговые платежи практически всегда привязываются к свободно конвертируемой.
Наиболее существенными факторами, которые необходимо принять во внимание, заключая сделку международного лизинга, являются:
. валюта, которая будет использована для осуществления лизинговых платежей. Какая из сторон будет подвержена риску изменения курса валюты.
. процедура получения доходов, генерированных на территории другого государства (репатриация доходов).
. наиболее подходящий способ уменьшения инфляционных рисков.
. потенциальные изменения в социально-политическом климате страны на время действия лизингового договора.
3.2. Способы снижения рисков при осуществлении лизинговых сделок
Инвестиционные проекты всегда сопряжены с долей риска получить не всю расчетную прибыль вплоть до потери всего инвестированного в проект капитала. Инвестор заинтересован по возможности максимально снизить риск своего участия в проекте. Полностью избежать риска можно только полностью отказавшись от участия в проекте, что означает отказ от получения прибыли. Инвесторы должны быть уверены, что предполагаемые доходы от проекта будут достаточны для покрытия затрат, выплаты задолженностей и обеспечения окупаемости капиталовложений. Гарантией для инвестора могут быть не только залоговые обязательства, но и наличие уверенности в существовании возможности успешного сбыта производимой продукции, а значит, уверенность в жизнеспособности проекта. Лизингополучатель может столкнуться с краткосрочным изменением конъюнктуры рынка, падением спроса на производимую продукцию или снижение цен на нее из-за перепроизводства. Это может негативно повлиять на его платежеспособность, вызвать задержку лизинговых платежей. Чтобы защититься от таких колебаний, предполагаемые ежегодные доходы от проекта должны перекрывать максимальные годовые выплаты по задолженностям.
Существует несколько способов снижения коммерческого риска для инвестора:
. Распределение риска между другими участниками проекта.
Распределение риска подразумевает, что участники проекта принимают ряд решений, которые либо расширяют, либо сужают диапазон потенциальных инвесторов. Чем выше доля риска, тем сложнее найти инвестора.
. Диверсификация рисков. Диверсификация представляет собой процесс распределения вкладываемых средств между различными объектами вложения, которые технологически не связаны между собой. Вложение средств инвестора в несколько различных проектов вместо одного увеличивает вероятность получения им среднего дохода в несколько раз и соответственно в такое же число раз снижает степень риска.
. Лимитирование рисков. Лизинговые компании или лизинговые подразделения банковских структур используют дополнительный метод снижения рисков в виде введения лимитирования лизингополучателя, то есть установление предельных сумм на одного заемщика. Лимит может быть установлен в виде фиксированной суммы или в процентном отношении к величине собственного, привлеченного капитала компании.
Подобный способ снижения рисков зачастую регламентируется законодательством страны и позволяет сохранять устойчивость финансовой системы в целом.
. Страхование сделки от возможных убытков. Страхование финансовых рисков является одним из наиболее распространенных способов снижения его степени. Для лизингодателя страхование - это одна из статей затрат, которая не может превышать сумму получаемой прибыли, так как в этом случае сделка становится нерентабельной. Помимо страхования финансовых рисков, может использоваться страхование оборудования, страхование грузов, страхование риска подрядного строительства и др. В зависимости от конкретного проекта могут применяться различные виды страхования.
. Снижение степени риска путем резервирования средств на покрытие непредвиденных расходов. Создание резерва средств является еще одним способом снижения риска, предусматривающим установление соотношения между потенциальными рисками, влияющими на стоимость проекта, и размером расходов, необходимым для преодоления сбоев в выполнении проекта. Для определения суммы резерва на покрытие непредвиденных расходов необходимо иметь оценку потенциальных последствий рисков, учитывать точность первоначальной оценки стоимости проекта и его элементов в зависимости от этапа проекта.
Даже успешные проекты могут столкнуться с временным снижением доходов из-за краткосрочного падения спроса на производимый продукт или снижения цен из-за перепроизводства продукта на рынке. Это может потребовать от инвестора использовать резервные фонды для дополнительного финансирования для изменения масштабов проекта.
Резервный фонд должен поддерживаться на определенном уровне в течение всего срока лизингового договора.
С точки зрения инвестора очень важно проанализировать стратегию реализации проекта с учетом рисковых ситуаций, разработать методы снижения рисков, включая резервирование части средств на непредвиденные расходы. Лизингополучатель должен работать в тесном контакте с лизингодателем для обеспечения полноты информации.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. «О лизинге: Федеральный закон Российской Федерации», - Москва, ИВЦ
«Маркетинг», 1999, 28с.
2. Газман В. "Лизинг Теория. Практика. Комментарий " М:Фонд "Правовая культура ",1997
3. Голощапов В. "Лизинг обречен на успех, но мешают налоговые проблемы,
Экономика и жизнь, 1996,№8,с.3.
4. Ивасенко А.Г. Лизинг. Экономическая сущность и перспективы развития.
Учебное пособие. - Новосибирск: НГАЭиУ, 1996.
5. Кабатова Е.В. Лизинг: понятие, правовое регулирование, международная унификация. - М.: Наука, 1991.
6. Кабатова Е.В. Лизинг: правовое регулирование, практика. - М.: ИНФРА-М,
1996.
7. Калачева С. "Арендные сделки ", М: ПРИОР, 1997 г.
8. Л.Н.Красавина. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения,
М.:”Финансы и статистика”, 1994.
9. Лещенко М.И. Основы лизинга: Учеб.пособие -М.: Финансы и статистика,
2001. -334 с. 10. Лизинг и коммерческий кредит. М.: “Истсервис”, 1994. 11. Прилуцкий Ж. "Лизинг - Правовые основы лизинговой деятельности в
Российской Федерации, М: "Ось-89 ", 1996 г. 12. Прилуцкий Л.. Лизинг. - М.: Ось - 89, 1996. 13. Самохвалова Ю.Н. «Лизинг в России: правовые основы, бухгалтерский учет, налогообложение»,- Москва: Современная экономика и право, 1999,
57с. 14. Серегин В.П., Халевинская Е.Д. «Организация, учет и налогообложение лизинговых операций»,- Москва: «Юрист», 1999, 176с. 15. Талье И., Абашина А. и др. "Аренда и лизинг ",М:ИИД "Филинъ", 1997 г. 16. Харви М. Лизинг: игра стоит свеч / Экономика и жизнь, 1998г.- № 26,с.
34-41. -----------------------
Иностранная страховая компания
Иностранный банк
Национальная страховая компания
Поставщик оборудования
Иностранная лизинговая компания
Лизингополучатель
1
2
7
8
10
11
5
6
4
9
??????3
12
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5