В
рамках пересмотра международных стандартов ИСО серии 9000 техническими
комитетами ИСО/ТК 176 и ИСО/ТК 207 был разработан единый стандарт по аудиту
систем менеджмента качества и систем менеджмента окружающей среды (СМОС).
Стандарт ИСО 19011 Руководящие указания по аудиту систем менеджмента
качества и окружающей среды, заменивший сразу четыре стандарта (ISO 10011, ISO 14010 — ISO 14012),
используется внутренними и внешними аудиторами СМК и СМОС.
Целью
сертификации СМК является признание аккредитованным органом по сертификации
способности руководства организации осуществлять менеджмент качества для
выполнения установленных требований.
При подготовке СМК организации к
сертификации необходимо:
* открыть
внутренний проект в организации по подготовке СМК к сертификации;
* сформировать
рабочую группу и назначить ответственного (менеджера проекта) — координатора
работ и сопровождающего команды аудита;
* провести
внутренний аудит и оценить соответствие процессов СМК и документации
требованиям стандарта ИСО 9001:2000; выбрать орган по сертификации; заключить
договор;
* совместно
с органом по сертификации спланировать процесс сертификации в организации;
*
довести до сведения персонала политику организации в области качества;
*
оповестить о сертификации и подготовить к ней весь персонал организации.
Для
успешной сертификации персоналу организации необходимо знать и выполнять
разработанные документированные процедуры СМК, стандарты предприятия и рабочие
инструкции; убедиться, что на
местах использования находятся только актуальные версии документов СМК.
При
сертификационном аудите на вопросы аудитора необходимо отвечать спокойно, со
всеми подробностями, упоминая все, даже самые очевидные, положения. То, что не
было упомянуто, будет зачтено как отсутствующее.
Ответ
на вопрос аудитора должен быть структурирован примерно так:
*на
это у нас есть документированная процедура или стандарт предприятия (показать
описание процедуры или стандарта);
* выполнение
этой работы запланировано в Планах проекта производства;
*
адекватные ресурсы запланированы и выделены;
* производится
мониторинг выполнения процессов производства продукции, мониторинг выполняется
менеджерами проекта в соответствии с установленным стандартом (положением,
инструкцией и т. д.);
* результаты
мониторинга анализируются, и в случае необходимости производятся
корректирующие действия по документированной процедуре Корректирующие
действия.
Обязательно
показать все требуемые документы в электронном виде или в твердой копии, хорошо
знать их содержание, везде, где можно, представить документы, о которых
упоминается в разговоре.
Не
следует при аудиторе упоминать свои внутренние проблемы и жаловаться на
нехватку чего-либо. Не нужно спорить с аудитором, не следует показывать негативного
отношения к происходящему. Обязательно нужно подчеркивать понимание
необходимости процесса оценивания продукта, производственного процесса, процесса
сертификации и положительные моменты, которые они обеспечивают.
При положительных результатах аудита
орган сертификации принимает решение о выдаче организации сертификата
соответствия СМК требованиям международного стандарта ИСО 9001:2000. Действие
сертификата подтверждается в течение трех лет путем ежегодного инспекционного
аудита. По истечении срока действия сертификата проводится ресертифицирующий
аудит.
ЛИТЕРАТУРА:
1.
ГОСТ Р ИСО 9000-2001 Системы менеджмента качества. Основные положения и
словарь. М.: Изд-во стандартов, 2001.
2.
ГОСТ Р ИСО/ МЭК 12207-99 Информационная технология. ПРОЦЕССЫ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА.
М.: Изд-во стандартов, 1999.
3.
ГОСТ Р 1.4-92. ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА СТАНДАРТИЗАЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
Стандарты отраслей, стандарты предприятий, стандарты научно-технических,
инженерных обществ и других общественных объединений. Общие положения. М.:
Изд-во стандартов, 1992.
4.
ГОСТ Р 1.5-2002. ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА СТАНДАРТИЗАЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
Общие требования к построению, изложению, оформлению, содержанию и обозначению
стандартов. М.: Изд-во стандартов, 2003.
5.
ГОСТ 2.503-90 Единая система конструкторской документации. ПРАВИЛА ВНЕСЕНИЯ
ИЗМЕНЕНИЙ. М.: Изд-во стандартов, 1990.
6.
Адлер Ю. П. Восемь принципов, которые меняют мир // Стандарты и качество.
2001. № 5-6.
7.
Голъдштейн Г. Я. Инновационный менеджмент. Таганрог: Изд-во ТРГУ, 1998.
132 с.
8.
Морозов Л. М., Петухов Г. Б., Сидоров В. Н. Методологические основы теории
эффективности. ВИКИ им. Можайского, 1982. 236 с.
9.
Никитин В.А., Филончева В.В. Управление качеством на базе стандартов ИСО
9000:2000. 2-е изд. Перераб и доп. – СПб.:Питер, 2006.127 с.