В основе эффективной системы управления рисками лежат следующие принципы:
· интегрированный подход к управлению рисками;
· использование ролевой структуры для организации процесса управления рисками;
· назначение владельца для каждого риска;
· идентификация межфункциональных рисков;
· использование единых методов управления каждым риском;
· учет наиболее значимых рисков в процессе разработки бюджета;
· формирование реестра рисков и его актуализация в течение всего периода деятельности компании;
· определение допустимых уровней рисков и постоянный контроль текущих уровней;
· использование календарного плана для контроля выполнения мероприятий по управлению рисками.
Внедрение системы управления рисками в компании позволит:
· выявить и описать риски компании;
· провести количественную и качественную оценку управленческих рисков;
· сформировать реестр рисков компании;
· выбрать способы реагирования на риски;
· детально проработать мероприятия по управлению рисками;
· организовать регулярный мониторинг выявленных рисков и контроль выполнения мероприятий по управлению рисками на основе календарного плана;
· формировать регулярную отчётность по рискам [12, с.43].
Эффективное функционирование системы управления рисками требует соблюдения ряда принципов, которые должны быть заложены в нее на этапе ее проектирования и построения:
· максимальный охват совокупности управленческих рисков предусматривает стремление к наиболее полному охвату возможных сфер возникновения рисков, что позволяет свести степень неопределенности к минимуму;
· минимизация влияния рисков требует усилий в направлениях минимизации спектра возможных рисков и степени их влияния на деятельность компании;
· адекватность реакции на риски предполагает возможность адекватной и быстрой реакции на все изменения в совокупности рисков;
· принятие обоснованного риска, т.е. принятие риска возможно лишь в том случае, если он идентифицирован и оценен, выработан и внедрен механизм его мониторинга.
Функции, возлагаемые на систему эффективного управления риском, предопределяют содержание самого процесса управления, которое сводится к следующей последовательности работ:
· разработка политики в области управления риском;
· анализ ситуации риска, т.е. выявление факторов риска и оценка его возможного уровня, прогнозирование поведения хозяйственных субъектов в этой ситуации;
· разработка альтернативных вариантов решения и выбор наиболее приемлемого и правомерного из них;
· определение доступных путей и средств минимизации управленческого риска;
· подготовка и планирование мер по нейтрализации, компенсации ожидаемых негативных последствий риска.
управленческий риск торговый промышленный палата
Методы управления, основанные на рациональном распределении финансовых ресурсов организации с целью минимизации потенциальных потерь и максимизации возможных доходов, возникающих в ситуациях риска являются экономическими методами управления рисками .
Экономические мeтoды yпpaвлeния – это также совокупность способов вoздeйcтвия путем создания экономических условий, побуждающих работников предприятий действовать в нужном направлении и добиваться решения поставленных перед ним задач. Среди экономических способов вoздeйcтвия выделяются планирование, финансирование, ценообразование, экономическое стимулирование и хозяйственный расчет [15, с.89].
Экономические методы регулирования управленческими рисками представляют собой совокупность экономических рычагов, с помощью которых достигается эффект, удовлетворяющий требованиям коллектива в целом и личности в частности. Чтобы экономические методы управления были действенными, необходимо, как минимум, обеспечить «отзывчивость» организации на экономические рычаги. Без этого теряет смысл расширение структурных единиц и самофинансирование организации.
В свою очередь, расширение самостоятельности ведет к большей свободе коллективов в хозяйственной деятельности и экономическим методам руководства. Только в условиях обоснованной самостоятельности возможен реальный переход к экономическим методам руководства: коллектив распоряжается материальными фондами, полученным доходом (прибылью), зарплатой и реализует свои экономические интересы. Экономические методы регулирования управленческими рисками способствуют выявлению новых возможностей и резервов, что особенно важно в переходный к рыночным отношениям период. Речь идет об изменении системы материального стимулирования с учетом экономических интересов всех участников трудового процесса.
В отличие от организационно – административных экономические методы регулирования управленческих рисков предполагают разработку общих планово – экономических показателей и средств их достижения. Это своего рода экономический механизм в хозяйственных отношениях. В результате повышения действенности экономических рычагов и стимулов формируются такие условия, при которых трудовой коллектив и его члены побуждаются к эффективной работе не столько административным влиянием (приказы, директивы, указания и т.п.), сколько экономическим стимулированием. На основании экономических методов управления должны развиваться и укрепляться организационно – административные и социально – психологические методы, повышаться профессионализм и культура их применения.
Конкретный набор и содержание рычагов экономического воздействия определяется спецификой управляемой системы. В соответствии с этим в управленческой практике экономические методы управления чаще всего выступают в следующих формах: планирование, анализ, хозрасчет, ценообразование, финансирование, система материального поощрения.
Ценообразование в условиях рыночной экономики используется для возможности стабильного развития предприятия.
При определении цены продукции используется один из известных подходов (принципов) к ее формированию, в том числе: ценообразование на основе себестоимости и ценообразование на основе ценности (потребительской) продукции (услуг), а также ценообразование, основанное на учете поведения конкурентов. Принципы ценообразования часто называют методами или методологией установления цен и определения структуры цены. Наиболее известные методы ценообразования приводятся ниже.
1. Самый простой метод ценообразования состоит в установлении цены на уровне себестоимости выполненных работ плюс надбавка. В этом случае формирование цены предусматривает установление себестоимости на основании переменных и постоянных издержек на производство и сбыт продукции (услуг) с учетом объема ее продаж, а также прибавления к себестоимости стандартной надбавки, которая составляет прибыль. Этот метод распространен в сфере услуг, когда цена составляет полную стоимость выполненной работы с включением в нее стандартной наценки
2. Наиболее распространен в современных условиях метод, называемый в экономической литературе «целевым» ценообразованием, ориентированным на себестоимость. Этот метод предполагает установление полной цены с учетом издержек производства и сбыта плюс целевая норма прибыли. При начислении расчетной цены на сложное или комплектное промышленное оборудование устанавливается цена общей поставки и каждой отдельной части с учетом технических услуг по проектированию, монтажу и пуску оборудования в эксплуатацию. Целевое ценообразование является разновидностью более общего (и более трудоемкого) метода на основе принципа безубыточности. Уровень желаемой целевой прибыли в этом случае взаимосвязан с конкретными инвестициями и уровнем производства, реализуемого с учетом его точки безубыточности.
3. Скользящая цена в момент заключения договора может устанавливаться путем пересмотра базисной цены с учетом изменения статей расходов в процессе исполнения этого договора. Особое значение в этом случае приобретает установление структуры цены, определяющей процентное соотношения в ней отдельных статей расходов (постоянных, на материалы, на зарплату и т.д.). Структура цены позволяет судить о реальных экономических результатах деятельности предприятия и его отдельных подразделений, о конкурентоспособности продукции на рынке и об источниках прибыли.
4. Ценообразование на основе учета конкуренции (поведения конкурентов) может быть реализовано двумя методами: на основе уровня текущих цен и закрытых.
5. Ценообразование в рамках внутрифирменного расчета строится на определенных принципах [14, с.103].
Достоинства и недостатки ценообразования на примере Волгоградской ТПП будут рассмотрены подробнее в разделе 2.
Раздел 2 Практическая часть
Волгоградская торгово-промышленная палата является негосударственной некоммерческой организацией, основанной на членстве, созданной по инициативе российских коммерческий и некоммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей г. Волгограда и волгоградской области, объединяющей своих членов и для реализации целей и задач, определенных Законом Российской Федерации «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации» и настоящим уставом.
Палата имеет полное и сокращенное наименования на русском и английском языках.
Полное наименование Палаты:
на русском языке – Волгоградская торгово-промышленная палата;
на английском языке – Volgograd Chamber of Commerce and Industry.
Сокращенное наименование Палаты:
на русском языке – ВТПП;
на английском языке – VCCI.
Волгоградская торгово-промышленная палата основана 5 декабря 1990 года на основании решения Президиума Торгово-промышленной палаты СССР. Действует на основании Закона РФ "О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации".
В настоящее время численность членов Палаты более 400, среди них: предприятия различных отраслей промышленности (металлургической, нефтяной, машиностроительной, перерабатывающей, легкой, пищевой, сельскохозяйственной), банки, коммерческие и некоммерческие организации, научно-исследовательские институты, учебные заведения и частные предприниматели.
Страницы: 1, 2, 3