Запрещение проявляется в тормозящем воздействии на личность. К нему относится запрещение импульсивных действий неустойчивого характера, что является вариантом внушения, а также ограничения недозволенного поведения (бездеятельность, попытки хищения и т.п.)
Порицание обладает убеждающей силой только в тех условиях, когда подчиненный считает себя последователем и психологически неразрывно связан с руководителем.
Командование применяется в ситуации, когда требуется точное и быстрое исполнение поручений без критических реакций. Команда должны отдаваться твердым спокойным голосом или голосом с эмоционально окрашенным оттенком.
Обман ожиданий эффективен в ситуации напряженного ожидания, когда предшествующие события сформировали у сотрудника строго направленный ход мыслей, обнаруживший свою несостоятельность и позволяющий без возражений воспринять новую идею.
Намек — это прием косвенного убеждения посредством шутки, иронического замечания и аналогии. Намек обращается к эмоциям. Поскольку намек представляет собой потенциальную возможность оскорбления личности, применять его следует в конкретной обстановке, и взяв во внимание психологическое настроение человека.
Похвала – позитивный психологический прием воздействия на личность, оказывающий более сильное воздействие, чем суждение. Однако применение этого приема должно быть различно по отношению к опытному и молодому сотруднику.
Комплимент не следует смешивать с лестью, он должен возвышать сотрудника, наталкивать на размышления. Французская пословица гласит: «Лесть – это умение сказать человеку то, что он сам о себе думает». Предметом комплимента должны быть вещи, дела, идеи, косвенно относящиеся к конкретному сотруднику.
Просьба представляет собой весьма распространенную форму общения сотрудников, реже она применяется в общении руководителя с сотрудником. Но одновременно является эффективным методом руководства, так как воспринимается подчиненным как доброжелательное распоряжение и демонстрирует уважительное отношение к нему.
Последним способом психологического воздействия является совет. Совет – это психологический метод, основанный на сочетании просьбы и убеждения. Но в оперативной работе, требующей принятия быстрых решений, использование советов следует минимизировать.(30)
Современное экономическое положение России не способствует поддержанию комфортного социально-психологического климата в коллективе. Из-за этого необходимо прогнозировать воздействие социально-психологических методов управления на работу персонала, обращая внимание на то, что данные методы представляют собой наиболее тонкий инструмент воздействия на социальные группы и личность конкретного сотрудника, такой инструмент требует дозированного и дифференцированного применения.
Для успешного управления персоналом необходимо хорошо знать социально-психологические методы воздействия, но не следует их использовать для решения конкретных стратегических задач.
5. Сравнительная характеристика методов управления персоналом:
Мне кажется необходимым привести краткую сравнительную характеристику 3 главных методов управления для систематизации их. Мне бы хотелось представить её в виде таблицы для более четкого и краткого рассмотрения.
Признаки методов управления
Группы методов управления
1. Название методов управления
Административные
Экономические
Социально- психологические
2. Субстанция методов
Директива, дисциплина
Оптимизация мотивов
Психология, социология
3. Цель управления
Выполнение законов, директив, планов
Достижение конкурентоспособности выпускаемых объектов
Достижение взаимопонимания
4. Структура управления
Жесткая
Адаптивная к ситуациям
Адаптивная к личности
5. Форма собственности, где преимущественно применяются методы
Государственная
Корпоративная, частная, государственная и д.р.
Частная
6. Субъект воздействия
Коллектив, индивидуум
Индивидуум
7. Форма воздействия
При помощи нормативно-методических документов
Мотивация
Управление социально-психологическими
процессами
8. Основное требование к субъекту при применении методов
Исполнительность, организованность
Профессионализм в данной области
Психологическая устойчивость личности
9. Потребности, на удовлетворение которых нацелены методы
Физиологические, обеспечение безопасности
Физиологические
Все потребности
10. Тип организационной структуры, для которой в наибольшей мере приемлемы данные методы
Линейная, функциональная
Проблемно-целевая, матричная
Бригадная
11. Преимущественное направление управляющего воздействия
Сверху вниз
Вертикальное (сверху вниз и снизу вверх)
Вертикальное и горизонтальное
12. Уровень иерархии управления, где преимущественно применяются методы
Высший и средний
Высший, средний, низший
Низший
13. Характер управленческой информации
Качественная, детерминированная
Качественная, стохастическая
Комплексная (как фактор качества), стохастическая
14. Стиль руководства, характерный для данной группы методов
Авторитарный
Смешанный
Демократический
15. Тип темперамента субъекта управления (руководителя), наиболее адекватный данной группе методов
Флегматик
Сангвиник
16. То же относительно объекта управления (исполнителя)
Флегматик, холерик
Меланхолик
17. Тип чаше всего принимаемого управленческого решения
Решения, основанные на строгом соблюдении нормативно- методических документов и директив
Решения, основанные на моделировании и комплексном обосновании
Решения, основанные на суждении, интуиции, опыте лица, принимающего их
18. Конкретные методы и способы управления
1. Регламентирование
2. Нормирование
3. Организационное проектирование
4. Приказ
5.Распоряжение
6. Указания и инструкции
1. Технико-экономическое планирование
2. Хозрасчет
3. Экономическое стимулирование
4. Участие в прибылях путём приобретения ценных бумаг
1.Моральное стимулирование
2. Социальное планирование
3. Социологические исследования
4. Оценку личностных качеств
5. Партнерство
6. Соревнование
7. Управление конфликтными ситуациями
8. Психологическое планирование
9. Методы комплектования малых групп, гуманизации труда, профессионального отбора и обучения
10. Способы психологического воздействия на персонал.
Наиболее эффективная деятельность управляющего персоналом может быть достигнута лишь при комплексном использовании экономических, административных и социально-психологических методов управления.
Заключение:
Одной из главных задач современной системы управления является создание благоприятных условий для реализации возможностей управляемой системы, а эти условия могут создаваться только высококвалифицированной и обученной группой руководительского состава.
В данной экономической ситуации необходимо максимизировать прибыль и минимизировать затраты организации с помощью эффективного использования имеющихся у него ресурсов. Человеческие ресурсы являются неотъемлемой и, пожалуй, одной из самых главных частью ресурсов фирмы. Правильный подход к управлению этими ресурсами ведет к эффективному достижению целей, путем минимизирования различных затрат.
Управляющий персоналом не может достичь успеха в управлении коллективом без знания и применения методов воздействия на персонал, даже если он имеет все личностные характеристики, которыми должен обладать успешный в своем деле менеджер.
В своей курсовой работе я проанализировала методы управления персоналом, которые на данном этапе менеджмент выделяет, а именно: административные, экономические и социально – психологические. С помощью сравнительной характеристики этих методов можно сделать вывод, что максимальная эффективность деятельности управляющего будет достигнута только при их комплексном использовании, т.к., делая упор на один конкретный метод, теряется эффективность действия других методов, т.е. цели организации не будут достигнуты должным образом.
Также я пришла к некоторым отдельным выводам относительно методов управления персоналом:
· административные методы – субстанция управления. Низкое качество законодательных актов и нормативов повлечет за собой низкое качество низкое качество других компонентов системы управления. При условии, что политика и право не будут иметь должного обоснования, то экономика и психология ничего не смогут сделать для развития любой системы. Следовательно, субстанция административных методов (акты, нормативы и т.п.) должна быть высшего качества;
· экономические методы направлены на экономию ресурсов, повышение качества и конкурентоспособности товаров и услуг, качества жизни населения. Основа методов побуждения – оптимизация управленческого решения и материальная мотивация персонала на его реализацию, что характеризует эффективность работы организации. В условиях рыночной экономики конкуренция заставляет инвесторов и государство оптимизировать решения организации и мотивы в целях повышения качества жизни населения. По данным РАГС эффективность этих методов оценивается, как 40% от общей эффективности всех методов управления;
· социально – психологические методы управления имеют в свое основе исследование психологического портрета личности, мотивацию ее потребностей, составляющих духовные физиологические, социальные нужды. Успешный управляющий должен хорошо знать потребности своих подчиненных для реализации целей организации. Эти методы используются к объектам с высокой степенью свободы, это является нелегкой задачей, ведь известно, что приказывать или экономически стимулировать гораздо легче, чем убеждать. А для этого и необходимо как раз знать психологические установки личности, чтобы убеждать.
На данном этапе развития менеджмента и экономики считается, что эффективность организационно – правовых и экономических методов примерно в два раз больше, чем психологических, но последние в данное время приобретают всё большую значимость, т.к. персонал – это индивидуумы, имеющие свои ценности, потребности и личностные характеристики.
Список используемой литературы:
1. Трудовой Кодекс Российской Федерации;
2. В.И. Бовыкин, Новый менеджмент: управление предприятием на уровне высших стандартов; теория и практика эффективного управления, М.: Экономика, 1997;
3. И.М. Бухалков, Внутрифирменное планирование, М.: ИНФРА-М, 1999;
4. И. Герчикова, Учебник: Менеджмент, М.: Юнити, 1995;
5. Г.Я. Гольдштейн, Основы менеджмента, Т.: ТРТУ, 2003;
6. В.А. Заренков, Управление проектами, М.: АСВ, 2006;
7. Т.Д. Иванова, С.А. Тавридович, А.Н. Шабашова, Учебное пособие: Основы менеджмента, СПб: БГТУ, 2006;
8. А.Я. Кибанов, Управление персоналом организации, М.: ИНФРА-М, 2002;
9. В.Е. Ланкин, Учебное пособие для подготовки к итоговому междисциплинарному экзамену профессиональной подготовки маркетолога, Т.:ТРТУ, 2006;
10. В.Н. Федосеев, С.Н. Капустин, Методы управления персоналом,
11. А.Н. Цветков, Менеджмент: Учебник для вузов, СПб, 2009;
12. Russell Archibald D., Managing High-Technology Programs and Projects., NY: John Wiley & Sons, 1976;
13. О. Гончарова, Чего много не бывает, Ведомости, 20.03.2008, С. А-07;
14. Д. Лисицын, С кнутом за пряником, Секрет фирмы №9, 2007, С. 56 – 58;
15. www.ahrm.ru;
16. www.bre.ru;
17. www.infomanagement.ru;
18. www.inventech.ru;
19. www.ippnou.ru;
20. www.i-u.ru;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6