Рефераты. Методы проведения экспертиз при разработке управленческих решений

2.  Время между турами опросов не должно быть более месяца.

3.  Вопросы в анкетах должны быть тщательно продуманны и однозначно сформулированы.

4.  Число туров должно быть достаточным, чтобы обеспечить всем участникам возможность ознакомиться с причиной появления оценки, а также для критики этих причин.

5.       Должен проводиться систематический отбор экспертов.

6.       Необходимо иметь самооценку компетенции экспертов по рассматриваемым проблемам.

7.       Нужна формула согласованности оценок, основанная на данных самооценок.

8.       Необходимо установить влияние различных видов передачи информации экспертам по каналам обратной связи.

После первой апробации метода «Дельфи» были разработаны различные его модификации. Все модификации могут быть охарактеризованы следующим образом:

- составление классификатора событий, которые экспертам предстоит анализировать;

- предварительное описание прогнозного фона;

- уменьшение числа туров опроса;

- характер вопросов, задаваемых экспертам, и соответствующие математические процедуры получения групповых прогнозных оценок.

Модифицирование метода «Дельфи» было связанно с расширением области его применения. Классический метод «Дельфи», созданный для прогнозирования научных открытий и времени их свершения, стал использоваться для оценки приоритетности направлений прикладных исследований, а также для анализа перспективности технических (конструкторских и технологических) решений и даже для оценки количественных показателей разрабатываемых технических объектов, технологических процессов и т.д.[10]

Метод мозговой атаки, известный также под названиями «мозговой штурм» и «конференция идей», был предложен американским ученым А. Осборном в 1955 году. Основная направленность метода – выявление новых идей и решений.

Метод мозговой атаки характеризуется открытым высказыванием мнений специалистов (на специальном заседании) по решению конкретной задачи. При этом должны соблюдаться два условия:

1) запрещается критика чужих суждений;

2) предполагается высказывать любые идеи по решению данного вопроса без учета их сиюминутной ценности или возможности реализации.

Все высказанные идеи фиксируются и после обсуждения детально прорабатываются. Достоинством метода мозговой атаки является возможность принятия решения за сравнительно короткий срок.

При реализации метода мозговой атаки может применяться принцип Парето. После регистрации идей из всей их совокупности каждым экспертом отбирается 20% идей, с их точки зрения заслуживающих наибольшего внимания. Далее из их состава отбираются те, которые получили наибольшее количество очков. Применение этого метода устраняет эффект конформизма, т.е. приспособленчества, позволяет получить продуктивные результаты за короткое время, вовлечь всех экспертов в активный творческий процесс.

Мозговая атака может иметь различные модификации. При решении проблем численность людей, как генераторов, так и экспертов, обычно не превышает шести человек, продолжительность штурма не более 20 минут.

Весь процесс «атаки» можно разделить на шесть этапов:

1.       Формируется группа экспертов (10 - 15 человек). Состав группы предполагает их целенаправленный подбор.

2.       Составляется проблемная записка. Для подготовки записки предварительно формируется группа анализа проблемной ситуации.

3.       Генерация идей. Продолжительность штурма может составлять 20 – 60 минут (в зависимости от активности участников).

4.       Систематизация идей, высказанных на третьем этапе (генерации).

5.       Деструктурирование (разрушение) систематизированных идей. Каждая из систематизированных идей изучается на возможность ее осуществления.

6. Оценка критических замечаний и составление списка практически применимых идей.[11]  Таким образом, метод «Дельфи» и метод мозговой атаки являются коллективными процедурами принятия решений. Разнообразие экспертных методов предоставляют возможность организаторам экспертиз выбрать наиболее походящий метод для проведения конкретной экспертизы.  

3. Организация экспертизы в государственных органах власти на примере Департамента лесного хозяйства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

3.1 Полномочия Департамента лесного хозяйства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в проведение экспертиз


Департамент лесного хозяйства создан 1-го января 2007 года постановлением Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры № 159. 28 декабря 2006 года постановлением Правительства автономного округа № 315-п утверждено положение о Департаменте. Департамент лесного хозяйства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры является исполнительным органом государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, осуществляющим управление в области лесных отношений в пределах своей компетенции и переданных полномочий в соответствии с федеральными законами, а также по соглашениям (договорам) с федеральными органами исполнительной власти.

Департамент возглавляет директор, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Губернатором Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.[12] В настоящее время директором является Платонов Евгений Петрович. В 2008 году Департамент начал своё функционирование с окончательно утверждённой структурой. Департамент лесного хозяйства как орган исполнительной власти автономного округа с 20 территориальными управлениями – лесничествами на местах, 85 территориальными отделами – участковыми лесничествами. В составе центрального аппарата – 8 отделов. Одним из отделом Департамента является отдел проектирования и предоставления лесных участков, введение государственного лесного реестра и экспертизы проектов освоения лесов (см. приложение).

Основными задачами Департамента являются:

1. Осуществление в пределах своих полномочий управления лесами, сохранения биологического разнообразия лесов, повышения их потенциала.

2. Обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах.

3. Организация охраны и защиты лесов, воспроизводства лесов в пределах своих полномочий.

Для выполнения возложенных на него задач в пределах своей компетенции Департамент имеет право организовывать проведение экспертиз целевых проектов, программ автономного округа по вопросам компетенции Департамента, создавать в установленном порядке рабочие группы и комиссии, научно-консультативные и экспертные советы с привлечением в установленном порядке представителей других государственных органов власти, а также иных организаций. За счет субвенций из федерального бюджета Департамент проводит государственную экспертизу проектов освоения лесов. [13]

По данным Т.А. Фроловой, главного специалиста отдела экспертизы проектов освоения лесов и информационно-аналитической работы Департамента лесного хозяйства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, в 2007 году в отдел для экспертизы было сдано 36 проектов освоения лесов. В основном эти проекты связаны с арендой лесов в целях разработки месторождений полезных ископаемых, строительства, реконструкции и эксплуатации линий электропередач, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов.

В процессе проведения экспертизы были выявлены следующие замечания: не соблюден принятый регламент, обнаружены ошибки в расчетах площадей, при составлении проектов использованы устаревшие правила или распоряжения.

После исправлений все проекты прошли государственную экспертизу и получили положительное заключение.

В 2008 году было принято к рассмотрению 2056 проектов освоения лесов, из них прошло экспертизу 1958 проектов, выдано 1872 положительных экспертиз , 86 - отрицательных.

Таким образом, Департамент лесного хозяйства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры наделен полномочиями в области проведения экспертиз. Департамент имеет право организовывать проведение экспертиз целевых проектов, программ автономного округа создавать в установленном порядке рабочие группы и комиссии, проводить государственную экспертизу проектов освоения лесов.

3.2 Экспертиза проектов освоения лесов в Ханты-Мансийском автономном округе


Согласно Лесному Кодексу РФ, лица, которым в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду предоставлены лесные участки, составляют проект освоения лесов. Основная цель этого проекта - обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного освоения лесов и их использования в соответствии с разрешенными видами деятельности.

Для лесного хозяйства России это дело новое. Необычна сама постановка дела, когда лесопользователь составляет план своей работы на арендуемом участке на весь срок аренды, до того момента, когда этот участок будет сдан арендодателю в надлежащем виде. И освоение арендованного участка леса будет производиться на основании этого документа - проекта освоения лесов.

Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки утвержден приказом Министерства Природных Ресурсов РФ от 6 апреля 2007 №77.

Проект содержит сведения о разрешенных видах и проектируемых объемах использования лесов мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов, по созданию объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, по охране объектов животного мира и водных объектов, а в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 21 Лесного кодекса РФ, - также о мероприятиях по строительству, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры.

Невыполнение гражданином, юридическим лицом, осуществляющим использование лесов, проекта освоения лесов является основанием для досрочного расторжения договора аренды лесного участка, а также принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком.

В Департаменте лесного хозяйства ХМАО - Югры в соответствии со статьей № 89 Лесного Кодекса проводится государственная экспертиза проектов освоения лесов. [14]Сотрудники Департамента проверяют соответствие целей, задач и способов освоения лесов, запланированных лесопользователем в данном проекте.

Департаментом разработан и утвержден состав экспертной комиссии для проведения государственной экспертизы, регламент прохождения документов при проведении экспертизы проектов освоения лесов, а также утверждены методические рекомендации по разработке проекта. Заявление на проведение экспертизы с приложением проекта освоения лесов в трех экземплярах поступают в Департамент от лесопользователя или его представителя и регистрируются в установленном порядке. Полномочия представителя должны быть оформлены надлежащим образом (доверенность или другой документ, подтверждающий полномочия).

Начальник отдела в течение 3 рабочих дней со дня регистрации материалов, проверяет их комплектность. Некомплектные материалы возвращаются лесопользователю.

Согласно регламенту, на проведение экспертизы отводится 30 дней с даты поступления материалов. Срок проведения экспертизы может быть продлен в зависимости от содержания проекта освоения лесов, но не более чем на 10 дней. В процессе проведения экспертизы у лесопользователя может быть запрошена дополнительная информация и разъяснения по мероприятиям, предусмотренным проектом освоения лесов. Отдел экспертизы проектов освоения лесов и информационно-аналитической работы в течение 6 рабочих дней с даты регистрации материалов готовит проект приказа на проведение экспертизы проекта освоения лесов, в котором определяется состав экспертной комиссии.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.