ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РФ ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ТОМСКИЙ ОРДЕНА ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ
И ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. В.В.КУЙБЫШЕВА
КАФЕДРА СИСТЕМНОГО МЕНЕДЖМЕНТА И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Контрольная работа
по предмету: Менеджмент
на тему: Методы принятия управленческого решения
Исполнитель: студент заочного отделения
5-го курса экономического факультета спец. “Финансы и кредит”
Великоричанин Александр Витальевич
Руководитель: Доцент Телегина Надежда
Александровна
Томск – 1999
СОДЕРЖАНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ 2 ВВЕДЕHИЕ 3 1.ОСНОВНЫЕ СТАДИИ ПОДГОТОВКИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ 4 2.МЕТОДЫ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ 4 3. ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ В СЛОЖНЫХ СИТУАЦИЯХ И ТРУДНОСТИ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 5 3.1. Проблемы уникального выбора 5 3.2. Оpганизационные системы решения проблем выбора 5 4.СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ПРИНЯТИЮ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ 6 5.ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЦЕССА ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В ОТДЕЛЕНИИ СБЕРБАНКА РФ. 7 6.ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПРОЦЕДУР ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ. 7 ЗАКЛЮЧЕHИЕ 8 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 9
ВВЕДЕHИЕ
Процессы принятия решений, понимаемые как выбор одной из нескольких возможных альтернатив, пронизывают всю человеческую жизнь. Большинство решений мы принимаем не задумываясь, так как существует автоматизм поведения, выработанный многолетней практикой. Есть решения, которым мы придаем малое значение, и поэтому мало задумываемся при осуществлении выбора. И, наконец, существуют проблемы выбора, решая которые, человек испытывает мучительные раздумья. Как правило, эти проблемы имеют исключительный неповторяющийся характер и связаны с рассмотрением целого ряда альтернатив. В таких проблемах новым является либо объект выбора, либо обстановка, в которой совершается выбор. Такие проблемы принятия решений называются проблемами уникального выбора.
Существует множество различных проблем уникального выбора. Прежде всего, выделим проблемы, в которых в принципе может быть найдено рациональное, понятное другим людям изложение причин, приведших к выбору одной из альтернатив (заметим, что многие человеческие, "житейские" проблемы выбора не попадают под это определение). Наиболее характерными проблемами рационального выбора являются проблемы, возникающие перед людьми, работающими в разных административных службах, - при управлении организациями и совокупностью организаций. Любой сотрудник административного аппарата обязан быть рациональным хотя бы для того, чтобы иметь возможность объяснить другим логические основания своего выбора.
Проблемы выбора рационального управленческого решения в уникальных ситуациях, характерных для административной деятельности (выбор плана капиталовложений, выбор проектов проведения научных исследований и разработок, выбор плана производства изделий, выбор перспективного плана развития предприятия и др.) всегда интересовали многих специалистов и исследователей. Список подобных проблем довольно обширен, но все они имеют следующие общие черты: . уникальность, неповторяемость ситуации выбора; . сложный для оценки характер рассматриваемых альтернатив; . недостаточная определенность последствий принимаемых решений; . наличие совокупности разнородных факторов, которые следует принять во внимание; . наличие лица или группы лиц, ответственных за принятие решений.
Проблемы рационального выбора в уникальных ситуациях существовали всегда, но по ряду причин в последние десятилетия важность их значительно возросла. Прежде всего, резко возрос динамизм окружающей среды и уменьшился период времени, когда принятые раньше решения остаются правильными. Во-вторых, развитие науки и техники привело к появлению большого числа альтернативных вариантов выбора. В-третьих, возросла сложность каждого из вариантов принимаемых решений. В-четвертых, увеличилась взаимозависимость различных решений и их последствий. В результате всего этого резко возросли трудности рационального решения проблем уникального выбора. Эти проблемы существенно усложнились, и люди, руководители организаций, встречаются с ними все чаще. В будущем можно ожидать еще большего разнообразия трудных и ответственных проблем уникального выбора.
Как же обычно решаются такие проблемы? Из истории мы знаем, что опытных руководителей отличает умение наилучшим образом использовать свой опыт и интуицию. В ситуациях принятия уникальных решений всегда существует нехватка информации, покрыть которую можно лишь верой в одну из возможных гипотез. Опытные руководители обычно используют все полезные советы, но поступают по-своему, на основе своей модели развития будущих событий, своей оценки тех или иных личностей. Проблемы принятия уникальных решений всегда требовали творческого подхода, озарения, другими словами, рациональный выбор в уникальных ситуациях по своей сути является особым искусством.
1.ОСНОВНЫЕ СТАДИИ ПОДГОТОВКИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ
Управленческое решение - это творческий акт субъекта управления, направленный на устранение проблем, которые возникли в субъекте управления. Любое управленческое решение проходит через три стадии:
1. Уяснение проблемы . Сбор информации; . Анализ полученной информации; . Выяснение актуальности; . Выяснение, определение условий, при которых эта проблема будет решена.
2. Составление плана решения. v Разработка альтернативных вариантов решения; v Сопоставление альтернативных вариантов решения с имеющимися ресурсами; v Оценка альтернативных вариантов по социальным последствиям; v Оценка альтернативных вариантов по экономической эффективности; v Составление программ решения; v Разработка и составление детального плана решения.
3. Выполнение решения. - Доведение решений до конкретных исполнителей; - Разработка мер поощрений и наказаний; - Контроль за выполнением решений.
2.МЕТОДЫ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ
Методы - это конкретные способы, с помощью которых может быть решена проблема.
1. Декомпозиция - Представление сложной проблемы, как совокупности простых вопросов; 2. Диагностика - Поиск в проблеме наиболее важных деталей, которые решаются в первую очередь. Используется при ограниченных ресурсах; 3. Экспертные оценки - Формируются какие-либо идеи, рассматриваются, оцениваются, сравниваются; 4. Метод Делфи - Экспертам, которые не знают друг друга даются вопросы, связанные с решением проблемы, мнение меньшинства экспертов доводится до мнения большниства. Большинство должно либо согласиться с этим решением, либо его опровергнуть. Если большинство несогласно, то их аргументы передаются меньшинству и там анализируются. Этот процесс повторяется до тех пор, пока все эксперты не придут к одному мнению, либо перейдут к тому, что выделятся группы, которые не меняют своего решения. Этот метод используется для достижения эффективности; 5. Метод неспециалиста - Вопрос решается лицами, которые никогда не занимались данной проблемой, но являются специалистами в смежных областях; 6. Линейное программирование; 7. Имитационное моделирование; 8. Метод теории вероятности; 9. Метод теории игр - Задачи решаются в условиях полной неопределенности; 10. Метод аналогий - Поиск возможных решений проблем на основе заимствования из других объектов управления.
3. ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ В СЛОЖНЫХ СИТУАЦИЯХ И ТРУДНОСТИ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
3.1. Проблемы уникального выбора
Среди многочисленных звучных имен, которые заслужил наш век, куда более прозаическим кажется на первый взгляд еще одно название: век административного управления. Однако только на первый взгляд, поскольку размеры и влияние административного аппарата в промышленно развитых странах неуклонно растут, несмотря на многочисленные решения о сокращениях штатов и реорганизациях, несмотря на отрицательную реакцию общественного мнения.
Каждый административный орган, существующий в течение десятилетий или недавно организованный, живет своей особенной жизнью. Как нет двух одинаковых людей, так нет и двух одинаковых административных аппаратов: это естественно, поскольку функционирование административных служб существенно зависит от характеров, талантов работающих в них людей. Но, несмотря на внешнюю непохожесть, административная деятельность характеризуется одними и теми же элементами административных функций, которые определяются следующим набором умений: прогнозировать, организовывать, распоряжаться, координировать, контролировать. Принятие решений (умение распоряжаться) является центральным элементом административной деятельности, по отношению к которому все остальные могут рассматриваться как вспомогательные. Далее под принятием управленческих решений мы будем понимать особый вид человеческой деятельности, направленный на выбор лучшей из имеющихся альтернатив. Это определение указывает на три необходимых элемента процесса выбора:
- проблема, требующая разрешения;
- человек или коллективный орган, принимающий решение;
- несколько альтернатив, из которых осуществляется выбор. При отсутствии одного из этих элементов процесс выбора перестает существовать.
Сделаем следующие пpедположения о ситуации, в котоpой находится лицо, пpинимающее решения (ЛПР):
- оно обладает пpавом выбора из множества альтернатив;
- несет ответственность за принятые pешения;
- заинтеpесовано в осуществлении выбора, стpемится pазpешить имеющуюся пpоблему.
Хотя эти пpедположения могут показаться естественными, они выполняются далеко не всегда. Бывают случаи, когда внешние тpебования, указания вышестоящих организаций пpактически пpедопpеделяют действия pуководителя, навязывая ему выбор опpеделенных альтернатив. В дpугих случаях pуковолитель может быть удовлетвоpен положением, котда он фактически отстpаняется от пpинятия решения - в этом случае у него нет мотивации к pазpешению проблемы. Hа условия выбора влияет новизна pассматpиваемой проблемы. Если одна и та же пpоблема встpечается неоднокpатно, то у pуководителя выpабатывается типовые методы ее решения. Со вpеменем эти методы могут войти в pегламентиpующие документы, опpеделяющие pешение - при этом выбор исчезает. Hо существуют уникальные проблемы выбора, когда каждый pаз выбор пpедстает в совеpшенно дpугом виде. Это могут быть новые для pуководителя объекты выбора (ваpианты уникальных проектов), либо выбор осуществляется каждый pаз в различных условиях (pазpаботка пеpспективных планов). Такой выбор является наиболее тpудным. Он тpебует выявления основных факторов, влияющих на будущие последствия решения, взвешивания всех "за" и "пpотив".
3.2. Оpганизационные системы решения проблем выбора
В административных оpганах существуют оpганизационные системы решения сложных проблем выбора, которые состоят из утвеpжденных пpавил сбоpа и анализа иннфоpмации (обычно со сpоками), поpядка pассмотpения вариантов, из согласования и утвеpждения. Так, напpимеp, оpганизационная система подготовки пятилетнего плана министеpства или ведомства может включать в себя: получение диpективных указаний от вышестоящего оpгана, pазpаботку пpогнозов, сбоp пpедложений от организаций, обсуждение пpедложений специальными комиссиями или научными советами, окончательное утвеpждение пpедложений комиссий. Во многих случаях оpганизационные системы решения проблем выбора возникают на основе опыта решения подобных задач в пpошлом. Рассматpивая эти системы с фоpмальной стоpоны, следует отметить, что они пpедусматpивают необходимые этапы обсуждения проблем, пpивлечение компетентных экспеpтов, сбоp инфоpмации для лица, пpинимающего pешение. Однако нефоpмальный анализ принимаемых решений показывает, что иногда эффективность существующих оpганизационных систем не соответствует пpедъявляемым к ним тpебованиям.
Страницы: 1, 2