Министерство общего и профессионального образования РФ
Уфимский государственный нефтяной технический университет
РЕФЕРАТ на тему:
«Методы поддержания работоспособности персонала»
Выполнил: студент гр. П6з 97
Ларионов А. А.
Принял
Прокопенко Б. Н.
Уфа, 2003
Содержание
1. Повышение производительности и нормирование труда 3
2. Оценка труда 6
3. Аттестация персонала 11
4. Формирование кадрового резерва 14
5. Планирование карьеры 17
6. Разработка программ стимулирования труда 21
7. Обучение персонала 26
Литература 31
Методы поддержания работоспособности персонала
Работоспособность — параметр, описывающий уровень ресурсов, которые могут быть использованы при выполнении работы.
Когда говорят о работоспособности конкретного исполнителя, выделяют общую (потенциальную) работоспособность — те ресурсы, которые в принципе могли бы быть использованы при максимальном напряжении всех сил, и фактическую (стандартную) работоспособность — те ресурсы, которые обычно используются. Фактическая работоспособность всегда ниже, чем потенциальная.
Говоря о работоспособности персонала, будем иметь в виду те возможности (как индивидуальные, так и групповые), которые могут быть использованы в деятельности организации:
• эффективные системы оценки и стимулирования труда;
• использование социально-психологических аспектов коллективной деятельности;
• программы специализированной подготовки, обучения и развития персонала;
• методы планирования карьеры.
1. Повышение производительности и нормирование труда
Производительность труда — количественная характеристика работы, выполняемой персоналом, которая связана с уровнем эффективности труда.
Цели и факторы повышения производительности труда
Основная проблема организаторов производства в данной области вне зависимости от форм собственности — тенденция к снижению эффективности производства. В связи с этим; главными целями деятельности служб управления персоналом в этом направлении являются:
• сокращение производственных издержек и увеличение прибыльности;
• повышение гибкости производства;
• повышение качества товаров;
• совершенствование процессов технического и технологического контроля.
Общий уровень производительности определяет следующие типы факторов:
• краткосрочные — объективные (например, изменение номенклатуры сырья и видов энергии в связи с авариями, цикличные колебания качества сырья); субъективные (например, колебание уровня трудоспособности в течение дня, недели, года);
• долгосрочные (например, цены на материалы, энергию, качество оборудования).
На рис. представлены основные компоненты оценки производительности.
Основные компоненты оценки производительности
Из приведенной схемы видно, что производительность связана как с количеством (количеством часов, трудозатратами), так и качеством труда (особенностями технологии, объемом капитальных вложений, качеством персонала).
Можно выделить два основных подхода к оценке производительности труда
1. Определение прямых трудозатрат (путем оценки соотношения прямых трудозатрат к нормо-часам определяется фактическая интенсивность).
2. Оценка отношения объема продаж к. затратам на:
• стоимость контроля качества;
• стоимость гарантированного ремонта;
• численность производственных рабочих;
• численность всего персонала;
• дополнительные показатели: время наладки/оплаченные часы, число принятых изделий/число проверенных изделий, запланированные изделия/произведенные изделия, все производственное время/фактически отработанное время, вспомогательные расходы/прямые расходы, численность производственных рабочих/численность работников управления, количество часов по не принятым нарядам/количество отработанных часов, фактическая доля накладных расходов/запланированные накладные расходы.
Управление производительностью труда включает следующие элементы:
• управление качеством;
• планирование процедур повышения эффективности;
• измерение трудозатрат и нормирование труда;
• бухгалтерский учет и финансовый контроль. Необходимо принимать во внимание и факторы, препятствующие росту производительности, такие, как снижение цены труда при постоянном росте уровня жизни и увеличение уровня затрат на восстановление трудоспособности.
Нормирование труда Нормирование труда — это мероприятия по оценке количества труда, которое должно быть реализовано в рамках заданной технологии
Деятельность по нормированию труда в управлении персоналом является комплексной и дает возможность решать смежные задачи. Основные цели нормирования: • планирование производства и определение потребности в персонале (качество и количество); • расчет затрат на заработную плату; • оценка изменения производительности, эффективности производства.
Для создания эффективной системы нормирования труда на предприятии необходимо осуществить:
1) анализ деятельности;
2) расчет и утверждение базовых норм;
3) мониторинг технического уровня производства, планирование пересмотра норм в зависимости от изменения состояния материально-технического обеспечения;
4) внедрение форм материального стимулирования за повышение производительности;
5) мониторинг норм труда. Методы нормирования труда. Основные методы:
• традиционный — хронометраж, при котором путем многочисленных замеров производится расчет времени на производство единицы продукции;
• оценка "стоимости труда" — стоимость труда за 1 час работы определяется умножением одного балла за час (утверждается руководством) на сумму баллов по факторам: уровень квалификации, условия труда на рабочем месте, интенсивность труда, ответственность работы;
• определение "плавающего тарифа". Этот метод предполагает, что тарифные ставки и расценки длительное время не изменяются (в течение одного года и более), а увеличение заработной платы осуществляется из доходов организации. В соответствии с этим методом заработок работника 3 определяется путем умножения тарифного заработка Зт на коэффициент увеличения заработной платы Ку:
3 = 3т х Ку.
В свою очередь, коэффициент увеличения заработка определяется по формуле
Ку=ФОТ/3т,
где ФОТ— фонд оплаты труда, определяемый как процент от доходов организации.
В условиях рыночной экономики процент от доходов может быть предметом переговоров между руководством и рабочими.
Тарифный заработок будет увеличиваться при ослаблении напряженности норм (увеличении времени на выполнение операции), так как
Зт = С х Тшт х К,
где С — часовая тарифная ставка;
Тшт— штучная норма времени;
К — количество выполненных работ, изделий.
Таким образом, чем слабее норма времени, чем больше Зт, тем меньше Ку. Поэтому при увеличении нормы времени уменьшится коэффициент Ку, а ФО Т останется неизменным.
Нормирование управленческого труда. Из-за нерегламентированности, изменчивости деятельности инженерно-технического и управленческого персонала традиционные методы нормирования их труда могут оказаться неэффективными. В настоящее время используются следующие методы нормирования управленческого труда1:
• метод аналогии — основан на учете опыта работы эффективно действующих предприятий;
• метод укрупненных нормативов численности — основан на косвенном измерении трудоемкости работ и расчете численности ИТР и управленцев для всего производства и по подразделениям;
• метод прямого нормирования (для постоянно повторяющихся работ или работ, которые могут быть расчленены на повторяющиеся операции) — через расчленение на операции и анализ времени, необходимого для проведения операций.
Штат персонала, занимающегося нормированием труда. Расчет штата нормировщиков производится с учетом анализа затрат времени на проведение нормировочных работ в течение определенного периода.
Как показывает опыт Великобритании, в среднем затраты времени составляют три дня на разработку новых норм в расчете на одного рабочего, время на пересмотр и выполнение документации может быть условно принято равным 1,5 дням.
Анализ показывает, что по мере увеличения размера предприятий число нормировщиков в расчете на каждые 100 рабочих быстро уменьшается:
|Размер |Средняя |Число |Число рабочих на | |предприятия |численность штата|нормировщиков на |одного | |(численность |нормировщиков |100 рабочих |нормировщика | |рабочих) | | | | |200 |1 |3,00 |67 | |500 |5 |1,00 |100 | |1000 |8 |0,77 |125 | |2000 |13 |0,67 |154 | |4000 |24 |0,60 |167 | |6000 |32 |0,53 |188 | |8000 |37 |0,46 |216 | |10000 |40 |0,4 |250 |
2. Оценка труда
Оценка труда — мероприятия по определению соответствия количества и качества труда требованиям технологии производства.
Оценка труда дает возможность решить следующие кадровые задачи:
• оценить потенциал для продвижения и снижения риска выдвижения некомпетентных сотрудников;
• снизить затраты на обучение;
• поддерживать у сотрудников чувства справедливости и повышать трудовую мотивацию;
• организовать обратную связь сотрудникам о качестве их работы;
• разрабатывать кадровые программы обучения и развития персонала.
Для организации эффективной системы оценки результативности труда работников необходимо:
• установить стандарты результативности труда для каждого рабочего места и критерии ее оценки;
• выработать политику проведения оценок результативности труда (когда, как часто и кому проводить оценку);
• обязать определенных лиц производить оценку результативности труда;
• вменить в обязанность лицам, проводящим оценку, собирать данные о результативности труда;
• обсудить оценку с работником;
• принять решение и документировать оценку.
Этапы оценки труда на конкретном рабочем месте предполагают:
• описание функций;
• определение требований;
• оценку по факторам (конкретного исполнителя);
• расчет общей оценки;
• сопоставление со стандартом;
• оценку уровня сотрудника; • доведение результатов оценки до подчиненного. Для того чтобы процедуры оценки труда были эффективны на каждом конкретном предприятии, они должны отвечать следующим требованиям:
• используемые критерии должны быть понятны исполнителю и оценщику;
• информация, используемая для оценки, должна быть доступна;
• результаты оценки должны быть связаны с системой поощрения;
• система оценки должна соответствовать ситуационному контексту.
Говоря о системах оценки труда, можно выделить три основных уровня оценки:
|Уровень оценки |Периодичность |Метод |Возможности | | | | |использования | |1. Повседневная |Один раз в день, |Анкетирование по |Обратная связь с | |оценка |один раз в неделю|фактическим |оцениваемым с | |профессиональной | |действиям |целью модификации| |деятельности | |Обсуждение |поведения и | |(сильных и слабых| | |обучения | |сторон) | | | | |2. Периодическая |Один раз в |Анкетирование по |Определение | |оценка исполнения|полгода, год |фактическим |перспективы и | |обязанностей | |действиям и |разработка | | | |результатам труда|совместных целей | | | | | | | | |Интервью | | | | |Обсуждение | | |3.Оценка |Разовая, |Тестирование |Построение | |потенциала |перманентная |Центр оценки |кадрового | | | | |прогноза, | | | | |планирование | | | | |карьеры |
Основные подходы к оценке труда
1. Оценка результата (например, полученной прибыли). Затруднение вызывает оценка сложных, комплексных видов деятельности, затрагивающей множество людей, поскольку возникает проблема оценки вклада каждого в получение результата.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6