Рефераты. Методы изменения установок работников организации

Методы изменения установок работников организации

Федеральное агентство образования Российской Федерации

Новокузнецкий филиал-институт

Кемеровского государственного университета

Кафедра менеджмента и маркетинга









КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО ОРГАНИЗАЦИОННОМУ ПОВЕДЕНИЮ


МЕТОДЫ ИЗМЕНЕНИЯ

УСТАНОВОК РАБОТНИКОВ ОРГАНИЗАЦИИ




Новокузнецк

2007

СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I ПРИРОДА И ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ УСТАНОВОК СУБЪЕКТА

§1.1 Понятие и функции установок

§1.2 Разновидности состояния установки

ГЛАВА II МЕТОДЫ ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА УСТАНОВКИ

РАБОТНИКОВ ОРГАНИЗАЦИИ

§2.1 Убеждение

§2.2 Внушение

§2.3 Подкуп

§2.4 Запугивание

ВВЕДЕНИЕ


В психике человека существует и действует фактор, о наличии которого в сознании и речи не может быть, - состояние, которое можно поэтому квалифицировать как внесознательный психический процесс, оказывающий в данных условиях решающее влияние на содержание и течение сознательной психики. Это состояние - установка субъекта.

Установка субъекта – это его основная, изначальная реакция на воздействие ситуации, в которой ему приходится ставить и разрешать задачи. Эта установка, будучи целостным состоянием, ложится в основу совершенно определенных психических явлений, возникающих в сознании. Она не следует в какой-нибудь мере за этими психическими явлениями, а, наоборот предваряет их, определяя состав и течение этих явлений.

Установки людей предопределяют их поведение в различных ситуациях и предрешают исход этих ситуаций. Но руководитель организации может повернуть этот процесс в обратную сторону: определив сначала желаемые результаты, он может изменить установки работников таким образом, который обеспечит наиболее эффективное исполнение поставленных целей.

Воздействовать на ум и поведение человека можно различными путями, одни из которых требуют лишь специфичной подготовленности специалиста (убеждение, внушение, подкуп и т.д.), а другие - еще и специальной аппаратуры (технотронные приемы, зомбирование и т.д.).

Методы прицельного влияния могут быть щадящими (внушение) и агрессивными (шантаж), простыми (запугивание) и изощренными (зомбирование), трудно уловимыми (нейролингвистическое программирование) и дополняющими (фармакоуправление).

Выбор применяемой методики зависит от:

- реальной уязвимости объекта (черт его характера, эпизодов биографии, наличной ситуации);

- цели намечаемого воздействия (изменение мышления, привлечение к сотрудничеству, получение информации, одноразовое содействие, воспитующее наказание);

- собственных возможностей (обладание временем, умением, знанием, техаппаратурой, должными химпрепаратами, компетентными помощниками);

- персональных установок исполнителя (его уровня моральной допустимости).

В практике чаще всего используются:

- убеждение;

- внушение;

- гипноз;

- нейролингвистическое программирование;

- нарковоздействия;

- фармакоуправление;

- технотронные приемы (ультразвук, инфразвук, СВЧ-излучения, электрошок, подпороговая стимуляция, торсионные излучения и т.д.);

- зомбирование;

- подкуп;

- запугивание;

- пытки.

Актуальными методами воздействия на установки человека с точки зрения применения их в организации являются убеждение, внушение, подкуп и запугивание.

Цель данной работы – выявить наиболее эффективные методы воздействия на установки человека-работника организации.

Задачи: рассмотрение природы и механизма воздействия на подсознание человека отдельных методов изменения его установок, условий применения этих методов и алгоритма действий по их осуществлению.

ГЛАВА I - ПРИРОДА И ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ УСТАНОВОК СУБЪЕКТА

§1.1 Понятие и функции установок


Как личность человека, так и установки включают в себя сложные когнитивные процессы. Их различие состоит в том, что личность обычно воспринимается в целом, а установки являются компонентами личности, применяются для ее описания или объяснения поведения.

Установки характеризуются с трех позиций:

a)      они существуют, пока не будет что-то сделано для их изменения;

b)     они могут варьироваться в широком диапазоне (от очень неблагоприятных до очень выгодных);

c)     они направлены на конкретный объект, по поводу которого человек испытывает некоторые чувства или имеет некоторые убеждения.

Установки имеют эмоциональный, информационный и поведенческий компоненты.

·        Эмоциональный компонент включает в себя чувства людей с позитивным, нейтральным или негативным аффектом относительно рассматриваемого объекта. Эмоции связываются с удовлетворенностью трудом, а выражение эмоций очень важно в поведении человека на рабочем месте.

·        Информационный компонент включает в себя убеждения или информацию, которые имеет индивид относительно объекта, при этом совершенно не важно, является ли данная информация точной или достоверной.

·        Поведенческий компонент определяет склонность человека вести себя определенным образом по отношению к объекту. Важно отметить, что только поведенческий компонент установки подлежит наблюдению. По отношению к другим компонентам можно сделать лишь заключения.

При изучении организационного поведения необходимо знать следующие факторы, порождающие установки в отношении работы:

1)     ситуационные факторы;

2)     личностные черты и предрасположение, ведущие к позитивной (чувство внутреннего комфорта) или негативной (постоянная напряженность, беспокойство, тревога, огорчение, подавленность) аффектации.

Значимость правильного понимания установок состоит в быстрейшей адаптации к рабочему окружению. Ф.Лютенсом выделяются следующие четыре функции установок:

1)     функция приспособления к своему рабочему окружению (если руководство хорошо относится к работникам, то формируется и позитивное отношение к организации в целом; в противном случае при постоянной ругани, неповышении заработной платы развивается крайне негативное отношение к руководству и организации);

2)     функция защиты собственного эго (помощь работнику в защите образа самого себя, своего поведения в отношении какого-то конкретного объекта);

3)     функция выражения ценностных ориентаций (установки – это основа, помогающая конкретному человеку или группе людей выражать свои ценностные ориентации);

4)     познавательная функция, позволяющая людям обрести необходимые нормы и точки отсчета, в соответствии с которыми они организуют окружающий их мир; независимо от того, как бы объективно ни воспринимал человек реальность, установки в отношении людей, событий и явлений помогают ему осмысливать происходящее вокруг него.

Установки персонала можно, а иногда и очень нужно изменять, особенно если дело касается негативных в отношении организации или его руководства установок. Однако имеются следующие два препятствия, мешающие людям изменить их установки:

a)      ранее сформированная приверженность (при испытании человеком предпочтения к какому-либо принятому образу действий и нежелании менять его; существует теория эскалации приверженности с экспериментальными доказательствами того, что люди, принимающие решения, наперекор всему даже настаивают на ошибочном образе действий);

b)     отсутствие достаточной, достоверной информации или отсутствие оснований для изменения своих установок (особенно негативных).

Преодолеть препятствия и изменить установки конкретного человека или группы можно следующим образом:

1)     на основе предоставления новой информации, которая поможет изменить убеждения, а в итоге – и установки людей;

2)     воздействием посредством страха с умеренным его уровнем, когда человек осознает ситуацию и начинает менять установки. При низком уровне возбуждения страха, например предупреждениях, люди часто их игнорируют. При высоких уровнях страха у человека, напротив, «душа уходит в пятки», и он не воспринимает никаких убеждений. Например, показ в передачах для курящих по телевидению США больных раком легких приводил телезрителей к выключению телевизоров, так как информация была очень страшной, и такие передачи не возымели желаемого эффекта. Специалисты в сфере здравоохранения считают, что наибольший эффект у программ, в которых степень страха оказывается умеренной;

3)     устранение несоответствия между установками и поведением (теорией когнитивного диссонанса утверждается, что человек активно стремится устранить диссонанс посредством изменения установок и поведения);

4)     влияние окружения – родных, друзей, коллег, знакомых, ровесников (однако человеку часто может быть выгодно придерживаться привычной линии поведения, поэтому так трудно бороться с неэтичным поведением);

5)     привлечение к сотрудничеству (когда люди, неудовлетворенные существующей ситуацией, привлекаются к активной работе по ее изменению).


§1.2 Разновидности состояния установки


1. Фиксированная установка.

При наличии потребности, которая должна быть удовлетворена, и соответствующей ситуации живой организм обращается к определенной целенаправленной деятельности. Но эта деятельность, в первую очередь, зарождается в форме установки, которая в дальнейшем раскрывается в виде доступных наблюдателю внутренних и внешних актов поведения. Сейчас стоит вопрос, как и в каких формах происходит этот процесс зарождения установки.

В опытах дело начинается, как правило, рядом экспозиций экспериментальных объектов (установочные опыты) с тем, чтобы затем перейти к критическим экспозициям и показать, как подействовали на них предшествовавшие им установочные опыты.

В чем же заключается роль этих установочных опытов?

Полагается, что в итоге многократного повторения этих опытов у испытуемого фиксируется установка, возникающая при каждой отдельной экспозиции. Повторение в данном случае, по-видимому, играет решающую роль, оно дает возможность зафиксировать возникающую при каждой отдельной экспозиции установку. Поэтому эти повторные установочные опыты можно было бы назвать фиксирующими.

Однократной экспозиции установочных объектов в большинстве случаев не бывает достаточно для того, чтобы соответствующая этой экспозиции установка осталась у испытуемого до такой степени доминирующей, чтобы предлагаемые затем равные объекты воспринимались на ее основе и, следовательно, казались бы неравными. Поэтому число экспозиций должно быть увеличено настолько, чтобы можно было говорить о достаточно фиксированной установке.

Фиксация установки может происходить и в следующих условиях: в условиях какой-нибудь определенной ситуации появилась соответствующая этим условиям установка, которая, повлияв на акт поведения, сыграла свою роль и затем прекратила свое действие. Но что же фактически происходит с ней после этого? Исчезает ли она совершенно бесследно, будто ее никогда и не было, или она каким-то образом продолжает существовать, сохраняя способность все же оказывать некоторое влияние на наше поведение?

Если верно экспериментально подкрепленное выше положение о том, что установка представляет собой целостную модификацию личности или субъекта вообще, то тогда не вызывает сомнений, что она, сыграв свою роль, сейчас же должна уступить место другой, новой, актуально действующей установке. Но это еще не значит, что она сама окончательно и раз навсегда выходит из строя. Наоборот, в случае, если субъект попадает в ту же ситуацию с теми же намерениями, что и раньше, в нем должна возобновиться и прежняя установка заметно быстрее, чем это нужно было бы для возникновения новой установки в условиях совершенно новой ситуации. Это дает право считать, что раз активированная установка, вообще говоря, не пропадает, то она сохраняет в себе готовность снова актуализироваться, лишь только вступят в силу подходящие для этого условия.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.