Рефераты. Методология обучения менеджеров

- национальная и международная среда бизнеса, включающая изучение экономических, правовых и институциональных условий хозяйствования, социальные, этические и экологические проблемы бизнеса; научные основы бизнеса и менеджмента; финансы и бухгалтерский учет, количественные методы, статистику, информатику; организационное поведение;

- базовые профессиональные дисциплины в сфере менеджмента, включающий общий и стратегический менеджмент, управление производством, маркетинг продукции и услуг, управление человеческими ресурсами, профессиональные навыки менеджера;

- дисциплины специальные и специализации, позволяющие приобрести знания и умения по конкретным аспектам ведения бизнеса, управления хозяйствующим субъектом в зависимости от отраслевой принадлежности и функциональной специализации.

Менеджеры высшей квалификации должны уметь обобщать проблемы хозяйствующего субъекта, выявлять и решать функциональные задачи в своей сфере управленческой деятельности, исходя из общей позиции хозяйствующего субъекта во внешней рыночной среде на макро- и микроуровнях.

Особое внимание необходимо уделять квалифицированным характеристикам менеджера высшего уровня:

·          пониманию сущности бизнеса и стратегического управления в условиях рынка, миссии и главной стратегической цели деятельности системы управления хозяйствующего субъекта, его позиции во внешней конкурентной среде, владению методами диагностики состояния параметров внутренней и элементов внешней среды хозяйствующего субъекта;

·          владению современными экономико-математическими методами анализа состояния системы управления, методологией системного подхода к построению и реорганизации управления, количественными методами прогнозирования, программирования и планирования, а также способности к принятию решений и их реализации в конкретных ситуациях;

·          умению определять стратегические цели деятельности и организовывать их реализацию, анализировать рациональность построения организационной структуры управления, усовершенствовать ее для решения перспективных стратегических целей и адаптации к внутренним и внешним условиям деятельности, осуществлять распределение применения теоретических принципов управления. Анализировать и разрабатывать программы, планы конкретных мероприятий, создавать Положения о структурных подразделениях, должностные инструкции и другие документы, регламентирующие функции структурных подразделений и управленческого персонала;

·          способность разрабатывать системы стратегического, текущего и оперативного контроля, формировать показатели мониторинга, владеть принципами и методами управления процессами в различных сферах деятельности, применять их на практике, использовать известные концепции управления, принципы и методы формирования систем всеобщего управления качеством;

·          владению знаниями и навыками управления коллективом, современными концепциями организационного поведения и управления человеческими ресурсами, методиками планирования и организации кадровой службы, эффективной активации деятельности персонала, принципами и методами управления конфликтами, формирования культуры, осуществления организационных изменений.

В настоящее время в России существуют три типа менеджеров высшей квалификации:

1)       Управленцы-хозяйственники. Имеют опыт работы в до рыночный период и адаптировавшиеся к новым рыночным условиям. Обладают высоким профессионализмом и знаниями отраслевой специфики производства продукции и услуг, но не хватает знаний в области инвестиций, сбыта, маркетинга.

2)       Управленцы-антрепренеры. Приобрели опыт руководства в переходный период экономики (в 80 г.). Такие менеджеры обладают навыками диверсификации, способностью осваивать новые виды продукции и услуг в различных отраслях, проникать на новые географические рынки. Они способны решать задачи практически во всех сферах управленческой деятельности, начиная от организации процессов основного производства до обеспечения охраны окружающей среды и безопасности.

3)       Профессиональные наемные менеджеры. Это новое поколение профессионально обученных менеджеров, нацеленных на овладение навыками управления в любой отрасли и сфере управленческой деятельности. Они имею специальное образование, обладают знанием языков, деловой корректностью, трудовой активностью, лояльностью по отношению к собственникам. Как правило, эти менеджеры обучались либо проходили стажировки за рубежом, имеют четкое представление об отличиях американского, японского, европейского, азиатского и российского менеджмента, соответствующих стилях руководства и корпоративного поведения. Менеджеры третьего типа получили специальную подготовку по программе «Мастер делового администрирования» и президентской программе.

Распределение менеджеров высшей квалификации по различным отраслям можно увидеть в следующей таблице (табл. 1).


Таблица 1. Распределение менеджеров высшей квалификации по отраслям промышленности и сферы услуг, % к их общему числу

Отрасль

Доля менеджеров высшей квалификации, %

Машиностроение, металлообработка, оборонная промышленность

Связь и высокие технологии

Пищевая промышленность

Топливно-энергетический комплекс

Строительство

Транспорт

Металлургия

Финансы

Легкая промышленность

Прочие отрасли

18


11

10

10

9

9

8

8

6

11

Итого менеджеров высшей квалификации

100


Из данных таблицы 1 видно, что наибольший удельный вес менеджеров высшей категории приходится на отрасль машиностроения и оборонной промышленности – бывших ведущих отраслях экономики, а наименьший – в слаборазвитой ранее легкой промышленности.

Распределение менеджеров высшей квалификации по хозяйствующим субъектам с различной численностью персонала показывает их преобладание в средних хозяйствующих субъектах (табл. 2).

Таблица 2. Распределение менеджеров высшей квалификации по хозяйствующим субъектам с различной численностью персонала, % к их общему числу

Численность персонала в хозяйствующих субъектах

Доля менеджеров высшей квалификации, %

100 – 500

500 – 2000

2000 – 10000

Более 10000

Прочие организации

34

28

14

17

7

Итого менеджеров высшей квалификации

100


Таблица 3. Программы подготовки и повышения квалификации

Образование офис-менеджера

В России(%)

За рубежом(%)

Высшее техническое

25%

0%

Высшее экономическое

15%

20%

Психологическое или гуманитарное

6%

50%

Высшее любое

49%

30%

Среднее специальное

5%

0%

Не оговаривается

0%

0%

Знание иностранных языков

В России

За рубежом

Английский разговорный

0%

0%

Английский свободный

10%

60%

Английский базовый

10%

0%

Немецкий

10%

40%

Другие языки

5%

0%

Два языка

5%

0%

Не оговаривается

60%

0%

Возраст, лет

В России

За рубежом

20 – 23

5%

0%

23 – 25

20%

0%

25 – 30

60%

70%

30 – 35

15%

25%

Другой

0%

5%

Пол

В России

За рубежом

Мужчина

20%

50%

Женщина

80%

50%

Другое

В России

За рубежом

Внешние данные

21%

0%

Прописка

14%

3%

Знание бухгалтерии

5%

0%

Делопроизводство

37%

0%

Подбор персонала

4%

25%

Управление младшим персоналом

5%

23%

Обеспечение работы офиса

7%

26%

Организация семинаров, встреч

7%

23%

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.