Рефераты. Методология CCM (Capability Maturity Model for Software) – модель развития способности организации разрабатывать и сопровождать программные продукты) в менеджменте качества проектов p>
Таблица 1 - Каждый уровень СММ характеризуется областью ключевых процессов (ОКП).
|Уровни |Категории процессов |
|зрелост| |
|и | |
| |управляющие |организационные |обеспечивающие |
|V. |Управление процессами | |Управление качеством|
|Высокая|через количественные | |ПО |
|оптимиз|оценки | | |
|ация | | | |
|IV. | |Управление |Предотвращение |
|Управле| |изменением |дефектов |
|ние | |технологии | |
| | |Управление | |
| | |изменением процессов| |
|III. |Общее управление ПО |Организация работ |Проектирование ПО |
|Начало |Координация совместной |внутри групп |Выявление дефектов |
|оптимиз|работы групп |Создание |на ранних стадиях |
|ации | |функциональных | |
| | |моделей | |
| | |организационных | |
| | |процессов Программа | |
| | |обучения персонала | |
|II. |Управление требованиями | | |
|Контрол|Управление | | |
|ь |субконтрактами Контроль | | |
| |за выполнением проектов | | |
| |Планирование проектов | | |
| |Обеспечение качества ПО | | |
| |Управление конфигурацией| | |
|I. Хаос|Случайные процессы | | |

Схема 2 - цикл BPI (непрерывное улучшение бизнес-процессов)
[pic]
Цикл BPI действует на каждом уровне СММ. В табл. 2 проведены параллели между общими свойствами СММ и элементами стандарта ИСО 9001:2000.
Таблица 2 - параллели между общими свойствами СММ и элементами стандарта
ИСО 9001:2000.
|Общие свойства СММ |МС ИСО 9001:2000 |
|1. Обязательство |5. Ответственность руководства |
|выполнить | |
|2. Способность |6. Управление ресурсами |
|выполнить | |
|3. Выполняемые |7. Реализация продукции (частично): 7.2. Процессы, |
|действия |связанные с потребителем; 7.3. Проектирование и |
| |разработка; 7.4. Закупки; 7.5. Деятельность по |
| |производству и обслуживанию продукции |
|4. Измерение и |8. Измерение, анализ и улучшение (I часть): 8.1. |
|анализ |Планирование; 8.2. Измерение и мониторинг; 8.3. |
| |Управление несоответствиями; 8.4. Анализ данных для |
| |улучшения |
|5. Проверка |8. Измерение, анализ и улучшение (11 часть): 8.5. |
|реализации |Улучшение |


Далее детализируется соответствие общего свойства «Выполняемые действия»
ОКП второго уровня СММ с элементом «7. Реализация продукции» МС ИСО
9001:2000.
7.2. Процессы, связанные с потребителем — управление требованиями
В этой ОКП описывается порядок действий, обеспечивающий появление понятных и заказчику, и исполнителю требований к конечному продукту. Данная ОКП определяет следующие цели:
1. Системные требования, предъявляемые к ПО, должны быть контролируемыми и являться основой для проектирования ПО и диспетчеризация хода выполнения проекта.
2. Планы разработки ПО, продукция и действия сохраняют непротиворечивость с предъявляемыми системными требованиями.
Достижение этих целей подразумевает наличие: системы разработки технических заданий (ТЗ) на ПО (как начало управления требованиями); системы заявок и уточнений на протяжении всего жизненного цикла ПО; технологии согласования требований на протяжении всего жизненного цикла ПО
(электронная почта, системы электронных сообщений, система управления документооборотом и т. п.).
Уровни оценки зрелости ОКП «Управление требованиями» даны в табл. 3.

Таблица 3 - Уровни оценки зрелости ОКП «Управление требованиями»
|Качественная характеристика уровня зрелости |% |
|0. Требования заказчика формулируются и принимаются в устной форме и |0 |
|затем нигде не фиксируются | |
|1 . Требования заказчика фиксируются в разрозненных документах; |20 |
|прослеживаемости исполнения нет | |
|2. Ведется диспетчирование заявок заказчика, стадии их исполнения, |40 |
|уровень удовлетворенности заказчика | |
|3. Тесная координация работы с Заказчиком, заказчик интегрируется в |60 |
|процесс разработки ПО | |
|4. Накапливаются формализованные знания (метрики) по удовлетворенности|80 |
|заказчика (для планирования приоритетов) | |
|5. Система управления знаниями (СУЗ) в повседневной работе помогает |100|
|заказчику конфигурировать заявки на ПО с учетом будущих потребностей | |


Для повышения качества процесса управления требованиями необходимо, чтобы культурой обмена электронными заявками (письмами, требованиями и т. п.) обладал не только разработчик, но и заказчик.
УИ в начале внедрения СММ находилось на уровне 15% зрелости данной ОКП. В начале 1999 г. в УИ внедрялась система учета заявок от подразделений предприятия (на базе BPI-компоненты — ПО, направленного на преобразование заявок в конкретные задания для персонала). Попытка не удалась, и уровень управления требованиями остался прежним.
CIT в 1999 г. находилась на уровне 15%. С вводом в практику приема заявок заказчиков по E-mail, автоматического формирования заданий в Prose Уровень зрелости, %
[pic]
Рис. 1. 1 -УИ; 2- CIT оценивается на 40% .
(связанных с данными заявками), учета удовлетворенности и пожеланий заказчиков, уровень зрелости данной ОКП здесь
7.3. Планирование проектирования и разработки — планирование проекта
ОКП «Планирование проекта» осуществляется в рамках трехуровнего внутрифирменного планирования. Внутрифирменное планирование включает:
I. «Стратегическое и годовое тактическое планирование», определяющее задачи и финансовые результаты, которых организация хочет достичь в заданный плановый период;
II. «Объемно-календарное планирование» (или «Планирование проекта»), определяющее этапы исполнения проекта, календарный график начала и завершения этапов, результат этапов;
III. «Задание на выполнение работ», подразумевающее детализацию выполнения проекта до индивидуальных заданий исполнителям с определением нормативной трудоемкости, квалификационных требований и используемого инструментария,
Таблица 4 - Уровни оценки зрелости ОКП «Планирование проекта»
|Качественная характеристика уровня зрелости |% |
|0. Планирования нет, есть авральное реагирование на внешние события |0 |
|1. В наличии первый уровень планирования (на базе бюджетирования) |20 |
|2. Наряду с первым уровнем вводится третий уровень планирования, |40 |
|второй уровень планирования — формальный | |
|3. Работают все уровни планирования, центральное место занимает |60 |
|второй уровень (оценка альтернативных решений) | |
|4. Накапливаются формализованные знания (метрики) по элементам |80 |
|планирования (качество, время, ресурсы, взаимодействие, риски, | |
|реагирование, условия заказчика), что позволяет получать качественные| |
|планы второго уровня | |
|5. СУЗ автоматически отслеживает критические моменты, помогая в |100|
|перепланировании | |


Уровни оценки зрелости ОКП «Планирование проекта» показаны в табл. 4.
Первый уровень планирования реализуется с помощью финансового плана с детализацией по отдельным бюджетам организации. Второй уровень является одним из элементов ТЗ или договора с заказчиком. Как и ТЗ, «Планирование проекта» не является жестким требованием, а, скорее, прогнозом реализации проекта. Обязательство исполнения точно в срок связано не со вторым, а с третьим уровнями планирования — «Задание на выполнение работ». Данная ОКП ставит следующие цели:
1. Нормативы на разработку ПО (временные и стоимостные оценки) должны быть задокументированы для использования при планировании и отслеживании проектов.
2. Действия и обязательства по проектам должны планироваться и документироваться.
3. Задействованные группы и личности должны выполнять обязанности, связанные с проектом.
УИ в начале внедрения СММ находилось на первом уровне оценки зрелости данной ОКП (20%). В 1999 г. в УИ внедрялся третий уровень планирования (на базе той же BPI-компоненты). Попытка не удалась. В УИ уровень управления проектами остался прежним.
CIT в 1999 г. находилась на уровне 20%. С вводом в повседневную практику

Рис. 2 - уровень зрелости данной ОКП в «CIT» оценивается на 40%

Уровень зрелости, %
[pic] формирования заданий, а также учета выполненных в рамках данных заданий работ (ПО «Prose», далее Prose), уровень зрелости данной ОКП в «CIT» оценивается на 40% (рис. 2).
7.3.1. Управление деятельностью — контроль над ходом проекта
В рамках данной ОКП производится детальный учет по видам работ каждого конкретного исполнителя, тем самым накапливаются статистические данные для формирования метрик (количественных характеристик действующих процессов предприятия). Для накопления статистики и контроля над ходом проекта предпочтительно использовать коллективные системы ведения проекта на базе профессиональных СУБД. В процессе учета производится автоматическое накопление данных для их дальнейшего анализа и преобразования в нормативы.
Данная ОКП базируется на следующих принципах организации работ:
Вовлечение персонала. Диспетчеризация осуществляется индивидуально каждым работником.
Разбиение работ на стадии', организация работы — выполнение работы — продвижение работы . Внимание направлено на помощь в организации работ
(когда исполнитель сам планирует сроки и приоритеты выполнения заданий), а также в продвижении работы (демонстрация уровня и качества работы).
Действуем по принципу: Работа учтена — она есть.
Работа не учтена — ее нет.
При наличии третьего уровня планирования контроль над выполнением проекта необходимо производить в рамках спланированных заданий, обеспечивая реальный учет работ, диспетчирование проекта и контроль узких мест в реальном режиме времени.
Данная ОКП ставит следующие цели:
1. Результаты и характеристики выполняемого проекта должны постоянно сравниваться с плановыми.
2. Корректирующие действия должны выполняться тогда, когда действительные результаты значительно отклонились от плановых.
3. Изменение обязанностей должно согласовываться с задействованными группами и конкретными работниками.
Вначале УИ находилось на первом уровне оценки зрелости данной ОКП (20%). В
1999 г. в УИ была частично внедрена диспетчеризация работ персонала, но это не стало постоянной практикой, и УИ осталось на прежнем уровне. Наблюдается тенденция к снижению уровня ОКП до 15% (табл. 5).
CIT в 1999 г.
Уровень зрелости, %
[pic]
Рис. 3. 1 - УИ; 2 - CIT находилась на уровне 20%. С вводом в повседневную практику формирования заданий, а также учета с помощью Prose выполненных
Таблица 5 - Управление деятельностью — контроль над ходом проекта -
Качественная характеристика уровня зрелости - тенденция к снижению уровня
ОКП
|Качественная характеристика уровня зрелости |% |
|0. Контроля нет, есть кризисное управление внеурочными работами |0 |
|1. Существует практика ежедневного обхода рабочих мест |20 |
|2. Существует практика ведения электронного журнала выполненных работ |40 |
|по персональным заданиям | |
|3. Существует практика регулярной оценки выполнения проекта для |60 |
|выявления отклонений от плана | |
|4. Накапливаются формализованные знания (метрики) по трудовым |80 |
|процессам, что позволяет персонально оценивать свою деятельность и | |
|самостоятельно реагировать на отклонения | |
|5. СУЗ автоматически осуществляет контроль исполнения, напоминая |100|
|исполнителям об отклонениях в деятельности | |

в рамках задания работ (индивидуальное диспетчирование), уровень зрелости данной ОКП оценивается в 40% (рис. 3).
7.4. Закупки — управление работами с субподрядчиками
Данная ОКП (табл. 6) определяет процессы, связанные с оценкой, выбором и организацией работ с поставщиками (в том числе и поставщиками решений).
Здесь подразумеваются следующие принципы работы.

Таблица 6 - Данная ОКП определяет процессы, связанные с оценкой, выбором и организацией работ с поставщиками - Качественная характеристика уровня зрелости
|Качественная характеристика уровня зрелости |% |
|0. Практики передачи работ субподрядчику нет |0 |
|1 . Существует разовая практика работы с субподрядчиками на договорной|20 |
|основе, партнерских отношений нет | |
|2. Имеется практика фиксирования выполненных работ субподрядчиком, |40 |
|дающая возможность оценивания | |
|3. Существует систематическая практика оценки (выгодно «сделать самим |60 |
|или заказать субподрядчикам»), идет формирование партнерских отношений| |
|с поставщиками | |
|4. Накапливаются формализованные знания (метрики) по качеству и срокам|80 |
|выполнения работ поставщиками; субподрядчики полностью интегрированы в| |
|процесс создания ПО | |
|5. СУЗ автоматически осуществляет контроль выполнения субподрядчиками |100|
|работ, напоминая им об отклонениях в их деятельности; знания | |
|становятся доступными и субподрядчикам | |

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.