Рефераты. Менеджмент: сущность и основные категории

Вместе с тем, нужно четко себе представлять, что менеджмент и предпринимательство - это два разных аспекта одного и того же процесса. Предпринимательская деятельность на современном этапе требует коллективных действий единомышленников. Поэтому предпринимателю необходимо обладать навыками менеджмента. Предприниматель, который не умеет управлять, обречен на поражение. Но не все предприниматели - хорошие менеджеры. В этом случае они должны для реализации своей идеи приглашать в команду менеджеров. В то же время, если менеджмент организации не будет стремиться к обновлению на основе новых идей, то у него нет будущего.

Источником предпринимательской деятельности является внешняя среда. Менеджмент инициируется внутренней средой организации, а внешняя среда рассматривается как источник возможностей или угроз. Поэтому распространилось мнение о том, что менеджмент и предпринимательство - разные вещи. Менеджмент должен быть ориентирован на создание такой внутренней среды, которая бы обеспечивала нужный результат и эффективность деятельности организации.

Результаты деятельности любой организации существуют за ее пределами, во внешней среде, т. е. в предпринимательстве. При этом, не каждый менеджер обладает качествами предпринимателя. В процессах управления участвуют все менеджеры, а новые идеи генерируют только менеджеры-предприниматели. Следовательно, усилия менеджмента организации должны быть направлены извне во внутрь, т. е. базироваться на принципах предпринимательства. В современных условиях, отделение менеджмента от предпринимательства противоречит самой функции и природе организации. Менеджмент организации существует ради результатов, которые достигаются во внешней среде. Отсюда вытекает модель современного менеджера.

Модель менеджера XXI века

По оценкам экспертов в области менеджмента, контуры модели менеджера XXI века будут таковы:

·                   менеджер будущего - глобальный стратег, который должен понимать и знать, как управлять в конкретной международной среде;

·                   он знаток технологий, в первую очередь коллективных, так как компьютерная грамотность будет исключительно важна для следующего поколения высших управляющих;

·                   менеджер будущего - политик par excellence, а это значит, что внерыночные факторы, такие как локальные и национальные границы, договоры, правовые нормы и требования международных организаций, займут значительную часть времени высших управляющих;

·                   менеджер будущего - лидер-новатор, ему, конечно, потребуются некоторые харизматические качества, однако он будет меньше командовать и инструктировать сотрудников, чем это делают сегодняшние менеджеры. Для того, чтобы обладать такими характеристиками, кандидатам на должность менеджера необходимо освоить много профессиональных и вспомогательных дисциплин.


4. Логическая взаимосвязь менеджмента с другими дисциплинами


Как и чему учить менеджера?

Л.Н. Толстой писал, что мудрость - не в том, чтобы знать как можно больше, а в том, чтобы знать, какие знания самые нужные, какие менее и какие еще менее нужны.

Любая наука является совокупностью взаимодействующих наук или теорий. Вместе с тем, каждую науку можно было бы рассматривать в качестве самостоятельной дисциплины, включающей в себя определенные отрасли знаний.

Первые попытки определения предмета и состава дисциплины науки управления представляются нам сейчас довольно неуклюжими.

Они и в самом деле были неуклюжими, поскольку отражали лишь отдельные аспекты сложной и комплексной науки управления, но ведь такими были и системы, которые существовали в жизни человека и которые ими исследовались. Появление системного подхода как своеобразного способа мышления и усложнение систем создали условия для нового взгляда на науку управления.

Определяя предмет и состав дисциплин науки управления, представляется целесообразным исходить из самой сути труда менеджера-управленца, результата его деятельности.

Конечным результатом работы менеджера является принятие решения. Поскольку сфера деятельности современного менеджера чрезвычайно разнообразна, а решения им принимаются в условиях воздействия значительного количества факторов внутреннего и внешнего характера, то он должен обладать знаниями в области организации производства, предпринимательства, микро- и макроэкономики, коммерческой деятельности, финансово-кредитной, социальной политики; кроме того, для использования современных методов он должен соприкасаться с широким кругом математических методов (статистики, теории вероятностей, линейного программирования и т.д.) и уметь работать на современном компьютере. А так как подобных людей среди нас очень мало, а управлять сложными системами надо, приемлемое решение может быть найдено на пути замены глубины знаний в различных областях современных научных дисциплин на их широту. Это делается в надежде на то, что знакомство менеджера с широким кругом специально подобранных предметов позволит ему принимать эффективные управленческие решения. Естественно, что для эффективного решения требуется состав дисциплин, охватывающих все главные стороны практики управления. Объединяющую роль играет общая теория управления, которая дает целостное представление о науке управления и образует ее общий теоретический фундамент.

Состав всех остальных дисциплин науки управления предопределяется исходными понятиями и системой принципов общей теории управления. Доводом в пользу изучения менеджмента в указанном аспекте является то, что необходимо проследить за последовательностью развития концепций: от формулирования общих исходных понятий в основах теории управления до тщательной разработки их в последующих курсах менеджмента. В этом проявляется объективная и логическая взаимосвязь всех дисциплин и всей системы знаний об управлении. Схематически такая логическая взаимосвязь представлена на рис. 1.5.

Рис. 1.5. Логическая взаимосвязь дисциплин по изучению менеджмента


Теоретические основы управления имеют следующие составляющие:

·                   исходные понятия управления как науки;

·                   теория систем, создаваемых для достижения поставленных целей; теория организаций, их внутренних переменных и внешней среды; общая технология управления, применяемая в управлении любыми объектами; теория структур, создающих организованность и целостность системы; отношения между людьми в системе, составляющими субъект и объект управпроцессы управления, их общее содержание и сущность; теория принятия решений.

·                   система общих принципов управления, определяющих правила создания, построения, функционирования и развития систем;

Подготовка менеджеров должна базироваться не только на общей теории управления, но и, естественно, на фундаментальных знаниях: экономической теории, организации финансовых рынков, банковской и страховой систем, объясняющих достаточно сложные механизмы функционирования и взаимодействия рыночных структур. Это самостоятельные дисциплины, но тесно переплетенные с дисциплинами, относящимися к науке управления.

С точки зрения автора, можно выделить следующие дисциплины, необходимые для подготовки квалифицированных отечественных менеджеров: основы менеджмента, стратегическое управление, основы маркетинга, организация процессов управления предпринимательством, бизнесом и конкретными объектами, управление персоналом, организация труда менеджера. Кроме этого, менеджер должен обладать знаниями общих и прикладных дисциплин, например, философии, истории, прикладной математики, статистики, психологии, конфликтологии и т. д.

Предмет «Основы менеджмента» должен исходить из самого понимания менеджмента как умения достигать поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения людей в самых разнообразных организациях. Следовательно, основы менеджмента должны дать представление о следующем:

1.                о формальных организациях - коммерческих и некоммерческих, малых и крупных, методах их создания;

2.                о выборе миссии и системы целей организации;

3.                о способах определения факторов внешней среды и определение их влияния на деятельность организации;

4.                о диагностике готовности организации к выполнению миссии;

5.                о методах выбора и проектирования организационных структур управления;

6.                о распределении ролей и делегировании полномочий в структуре аппарата управления;

7.                о коммуникациях в организации и проектировании эффективных коммуникационных систем;

8.                о модели управления как процессе выполнения функций менеджмента;

9.                общих правилах принятия управленческих решений, являющихся реакцией менеджеров на возникновение различной сложности и периодичности ситуаций.

Современному менеджеру недостаточно владеть знаниями по управлению процессами, протекающими внутри предприятия. Сегодня главные предпосылки успеха деятельности предприятия отыскиваются не внутри, а вне его. Предприятие может эффективно работать, если оно сможет вовремя распознать и приспособиться к своему внешнему окружению. Из такой необходимости логично вытекает курс «Стратегическое управление», которое следует рассматривать с двух сторон:

·                   с одной стороны, как систему методов стратегического планирования - четкая ориентация планового процесса на рыночные нужды, учет рынка как главного фактора внешней среды, от которого зависит будущее предприятия;

·                   с другой стороны, как систему управления предприятием - структура и механизмы взаимодействия ее отдельных звеньев направлены на обеспечение выработки долгосрочной стратегии для победы в конкуренции, создание управленческого инструментария для превращения этих стратегий в текущие производственно-хозяйственные планы, подлежащие реализации на практике.

К основным характеристикам стратегического управления можно отнести:

·                   анализ и выбор стратегических позиций (анализ потребителей, конкурентов, жизненных циклов технологий), анализ стратегических ресурсов, выбор стратегических зон хозяйствования;

·                   стратегические аспекты технологии, их влияние на стратегию управления фирмой;

·                   стратегию фирмы по отношению к обществу;

·                   стратегию фирмы по отношению к международному бизнесу (интернационализация деятельности);

·                   приведение потенциала фирмы в соответствие с изменчивостью ее внешней среды;

·                   управление стратегическими задачами как в долгосрочном, так и в оперативном периодах.

Стратегическое управление - процесс сложный, требующий больших затрат времени и энергии. Изучающим данный предмет (студентам и предпринимателям) требуется, прежде всего, осознание его насущной необходимости для успешной деятельности предприятия.

Сегодня большинство предпринимателей в нашей стране понимают необходимость изучения маркетинга как комплексной, разносторонней и целенаправленной деятельности в области производства и рынка. В обобщенном виде деятельность менеджера в области маркетинга охватывает следующие сферы:

·                   изучение рынка для получения информации о предполагаемой емкости рынка, соотношении между спросом и предложением, уровнем цен, возможном портфеле заказов, развитии производства в организациях-конкурентах, предполагаемой реакции на появление нового товара;

·                   планирование ассортиментной структуры производства;

·                   организация сбыта и продажи продукции;

·                   рекламное обеспечение и стимулирование реализации производимой продукции;

·                   правовые аспекты маркетинга.

Маркетинг для менеджера - это определенный образ действий, самостоятельная важная область менеджмента.

Самостоятельными направлениями менеджмента, базирующимися на общенаучных дисциплинах, являются: кадровый менеджмент, финансовый менеджмент, инновационный менеджмент, менеджмент в области предпринимательства и бизнеса.

Отношения между названными дисциплинами точно такие же, как и отношения между любой наукой и производством.


Список литературы


1.           Мартыненко Н.М. «Основы менеджмента». К., 2003.

2.           Белоусов Р.А. Основные этапы развития и практики управления.

М., 2005.

3.                Бобышев Д.Н., Семенцов СП. История управленческой мысли.

М, 1998.

4.             Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента.

М, 2002.

5.             Питерс Т., Уотерлин Р. В поисках эффективного управления.

М, 1996.

6.             История менеджмента: Учеб. пособие /Под ред. Д.В. Валового.

М., 1997.


Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.