Рефераты. Менеджмент сущность, функции, принципы и модели

На хорошо известные парадоксы глобализации еще раз указал в британском еженедельнике «Гардиан» (от 11 июня 2002 г.) Р.Керрол в статье «Западные лидеры игнорируют саммит ООН по вопросам продуктов питания», комментируя Всемирный продовольственный форум, недавно состоявшийся в Риме.

Один из этих парадоксов состоит в том, что никогда еще в мире не производилось столько продуктов питания и никогда они еще не были такими дешевыми. В то же время в мире голодают и систематически недоедают более 800 млн. людей. До сих пор считалось, что голод — это следствие общей бедности, но сегодня наблюдается относительно новый феномен — увеличение количества голодающих на фоне роста благосостояния. Так, США производят продовольствия на 40 процентов больше, чем сами могут потребить, однако 26 млн. американцев нуждаются в социальной помощи. В Индии вот уже пять лет подряд все зернохранилища переполнены, запасы достигли рекордного уровня в 59 млн. тонн, но почти половина индийских детей страдает от недоедания, десятки миллионов голодают.

Следующий парадокс состоит в том, что фермеры в бедных странах прекращают заниматься сельским хозяйством. Причина — импорт более дешевого продовольствия из стран, субсидирующих его производство у себя. Это происходит под давлением МВФ, требующего от бедных стран открытия их рынков. В Гаити и Мексике, Мозамбике и Танзании мелкие фермеры вынуждены распродавать свое имущество — они не в состоянии выдержать конкуренцию с баронами мировой агроиндустрии. Между тем в США принят закон об увеличении ежегодных субсидий крупнейшим отечественным производителям продовольствия на 18 млрд. долл. в год в течение десятилетия. Негативные последствия этого решения для фермеров стран третьего мира сложно переоценить, отмечает Р.Керолл.

Х.Кунг, директор Глобальной этической фундации, специалист по проблемам мировых религий и их влияния на общество, в своей актуальной книге «Глобальная ответственность: в поисках новой мировой этики» напоминает нам о других минусах глобализации: каждый час в мире 1500 детей умирают от голода; ежемесячно мировая экономическая система добавляет более 7,5 млрд. долл. долгов к непосильному бремени на плечах народов третьего мира.

Вследствие этого сводится практически на нет значение голоса каждого отдельного гражданина в определении назревших проблем даже в условиях развития так называемой электронной демократизации, когда коммуникационно-информационные технологии способствуют относительному сближению власти с народом.Усиливается ощущение, что экономический контроль и принятие политических решений в экономической сфере перемещаются на недосягаемый для граждан глобальный уровень. Поэтому даже в условиях местных демократических свобод люди теряют контроль над своей жизнью: избранные ими представители попадают в зависимость от неизбранных известных и тайных глобальных «диктаторов рынка».

Разумеется, добро и зло в жизни сосуществуют. Но как все же минимизировать негативы глобализации? Уже упомянутый нами Х.Кунг считает, что человеческое общество не может существовать без мировой этики для наций, что не может быть мира между народами без согласия между религиями, которого можно достичь посредством диалога между ними. А как указал Р.Рюнт в статье «Перевоспитание человечества», некоторые люди считают, что ослабление национального самосознания — явление не совсем отрицательное, наоборот, усилившись, глобальное самосознание могло бы создавать ценные фокальные точки для политического действия и институционального строительства.

Однако национальное самосознание предполагает способность нации заботиться о себе, то есть не нуждаться ни в учителях, ни в помощниках, ни в рабах, а также не рассчитывать, что твои проблемы разрешит кто-то другой (как, например, путем приглашения варягов к руководству нами, или закупки комбайнов «Джон Дир», или «поручения» иностранному правосудию разобраться с нашими отечественными ворами, или большим доверием к заезжим консультантам, чем к собственным).

Но должна существовать разумная грань между искусственной изолированностью и разумной самодостаточностью, между вассальством или «казачковостью» и сотрудничеством. Достижение «золотой пропорции» является сложной задачей для Украины — нам еще предстоит создавать соответствующее законодательное поле, развивать институты и внедрять нормы гражданского общества, закладывать базу для прочных равноправных отношений и сотрудничества с европейскими соседями. Чрезвычайно важны также улучшение реальной экономической ситуации, восприятие и внедрение в жизнь правил ведения бизнеса, являющихся нормой в международной бизнес-среде.

Естественно, Украина, находясь в центре Европы, имеет полное право разделить судьбу всей Европы. Но одной географической принадлежности для этого мало. И институциированная Европа, в которую Украина стремится, имеет свои ценности и свои правила игры, которые необходимо принимать, законодательно и культурно утверждать.

Учитывая стоящие перед нами реальные проблемы, довольно смелыми выглядят вполне конкретные сроки, определенные нашими политиками для интеграции Украины в европейское сообщество. Ведь пока у нас нет даже общепризнанных национальных лидеров, хорошо знающих теорию и, главное, практику рыночных отношений в условиях господствующей в международной среде жесткой конкуренции, владеющих навыками культурного, этического ведения бизнеса и знанием соответствующих правил бизнес-коммуникации, глубоко понимающих суть процессов охватившей весь мир глобализации.

Ф.Фукуяма в своей публикации «Я или общество» (www.diezeit.de), говоря о России и Украине, пишет: «... В этих странах установилась уже не плановая, но еще не рыночная экономика... Отличие посткоммунистического развития Польши, Венгрии и Чехии с одной стороны и России и Украины с другой состоит как минимум в полном отсутствии гражданского общества в последних». Но, констатируя отставание Украины от стран Вышеградской группы в вопросах развития экономики, построения гражданского общества, вхождения в ВТО и т.п., нельзя игнорировать отличие стартовых условий, исторического наследия, характера и состояния «человеческого капитала». По довольно скромным подсчетам Украина по этим показателям отстает как минимум на поколение, то есть на 20—30 лет. Эту пропасть еще предстоит преодолеть, и, критикуя Украину за низкие темпы рыночных преобразований, медленное развитие демократии, отсутствие гражданского общества, наши западные партнеры должны осознавать наличие этой «границы во времени», а не упрекать нас за нежелание или сопротивление, не карать, а помогать.

Здесь нельзя не вспомнить о той большой роли, которую сыграл во включении Украины в мировые процессы один из известнейших западному истеблишменту украинцев, гражданин Канады, советник председателя Верховной Рады Украины и премьер-министра Украины доктор Б.Гаврилишин, убежденный, что Украина имеет шанс на вступление в Евросоюз. Он говорит: «Для Украины дверь в Евросоюз закрыта, однако не заперта. Мы могли бы события форсировать. Нас не ждут, нас вроде бы и не желают, но это нам нужно и, я думаю, этого можно достичь». (Интервью газете «День» от 15.03.01.)

Украинцам ни в коем случае нельзя увязнуть в «болоте второсортности». Поскольку высокий уровень образованности нашего народа, его трудолюбие, стремление к обеспеченности — это тоже объективная реальность, весомый аргумент в пользу того, что «границу во времени» можно и должно преодолеть.

Имеем два исходных аргумента: за и против. Между ними пропасть — казалось бы глубокая, казалось бы широкая, но нельзя определить насколько, пока не попытаемся ее преодолеть. В истории развития наземных коммуникаций преодоление пропасти осуществлялось двумя путями: засыпанием ее или строительством мостов. Очевидно, что засыпание, заполнение пропасти — процесс продолжительный и неперспективный. Лучше строить мосты, а если продолжить использование метафор, то мосты — это люди, их интеллект, способности, мастерство, стремления и т.п.

Поэтому сокращение нашего отставания по всем вышеупомянутым направлениям и достижение конечной цели — нашей полноценной интеграции в европейские и мировые процессы — возможны в принципе и в приемлемые сроки только за счет обеспечения приоритета инвестициям в развитие человеческого капитала и путем материализации человеческого потенциала. При этом одним из важнейших факторов, на наш взгляд, является подготовка новой генерации лидеров, которые должны стать лидерами как для бизнеса, так и для государственного управления в целом.

В поисках путей уменьшения рисков глобализации достаточно плодотворным было обсуждение этой проблемы на Генеральной Ассамблее Европейской фундации развития менеджмента, проходившей в рамках Всемирного форума по менеджмент-образованию в Бангкоке. Дискуссия определяла как субъектов глобальной ответственности (то есть тех, кто несет эту ответственность), так и ее объекты (то есть тех, перед кем и за что именно эта ответственность наступает).

Правда, несколько парадоксальными могут показаться разговоры об ответственности глобальной, если в наше время многим не хватает даже ответственности локальной. Однако Форум определил глобальную ответственность как осознанную обязанность людей, от которых зависят многие социальные, экономические, образовательные и культурные процессы, осуществлять руководство этими процессами через призму нравственности и справедливости так, чтобы обеспечить достойное существование мирового сообщества, готовность «глобальных режиссеров» к гармонизации своих конкретных действий с интересами общества и природой. Среди этих «глобальных режиссеров» — как минимум семь миллионов человек, чей капитал превышает миллион долларов, а также мировая когорта менеджеров во всех сферах жизни.

Сила и успех любой бизнес-компании зависит, прежде всего, от компетентности ее сотрудников. Это же можно сказать о стране в целом: ее успехи — в ее людях, в том, что и как эти люди умеют делать (на всех ступенях власти и общества).

Сильная национальная экономика определяется эффективными правилами ведения бизнеса; стимулирующими развитие бизнеса законами (гармонизированными с международными законами и практикой); разумной и взвешенной инвестиционной политикой (в частности, сбалансированностью внешних и внутренних инвестиций); рациональным использованием природных (в том числе географических), интеллектуальных, финансовых и человеческих (в частности, управленческих — менеджерских, лидерских) ресурсов.

Нельзя рассматривать уровень развития экономики страны в отрыве от уровня развития ее управленческих кадров и готовящих их институтов— это вещи жестко связаны между собой (на этапе развития — линейно, на этапе зрелости — экспоненциально).

Продолжает действовать древний, хорошо проверенный принцип — кадры решают все. Лидерство приобретает важную роль. Лидер должен жить и работать так, чтобы у идущих за ним не было и тени сомнений в его действиях и верности избранного им пути. В то же время, люди должны чувствовать, что он лидер, при всей его значимости, — один из них. Лидеру противопоказано повторять чужие ошибки — лучше на них учиться. Однако лидер не должен бояться ошибок и критики.

Чтобы быть эффективным, необходимо быть гибким, адаптивным. Иногда спрашивают: если дела в компании идут хорошо, то чего ради изменяться? Но ведь вокруг все изменяется: конкуренты не спят — они начеку; технологии изменяются, среда изменяется... Можно быть сильным в старых условиях, но проиграть, если не измениться в новых.

Менеджмент должен изменяться, иначе будет отброшен на обочину, как старые средства производства — каменные плуги, костяные ножи, старые жернова, деревянные счеты и т.п.

Сравнивая признаки двух миров — старого и нового, отметим, что в менеджменте нового мира все больший упор делается не на полномочия, а на ответственность. Теперь необходимо уметь и иметь свободу эффективно распределять ответственность за дело между руководителями, между ними и подчиненными. Но должно быть не формальное, а по-настоящему логичное распределение ответственности, ее делегирование, что может стать мощным мотивирующим фактором в случае одновременного наделения достаточными полномочиями.

Если сравнивать состояние развития и качество бизнес-образования с развитием бизнеса в развитых странах, таких, например, как США, то увидим высокую корреляцию соответствующих показателей.

Поэтому наше бизнес-образование должно:

— готовить специалистов по интегральному управлению процессами развития всех сфер жизни общества, специалистов, осознающих ответственность в глобальном контексте;

— адаптировать мировой опыт к условиям трансформационной страны, каковой является Украина, чтобы способствовать ее интеграции в мировые процессы;

— способствовать утверждению в Украине основных принципов гражданского общества, принципа обслуживания властью интересов электората, вместо паразитического господства над ним;

— предоставлять новейшие знания через традиционные и самые современные средства информации, ориентируясь на создание условий широкого их использования в жизни социума.

Необходимым является и повышение роли объективной как отечественной, так и международной аккредитации наших учебных заведений и развитие менеджмента и учебных программ. В этом деле нужна абсолютная прозрачность, компетентная система оценки, публичность, постоянный мониторинг и обратная связь.

На межгосударственном уровне следует осуществить гармонизацию законодательных принципов менеджмент-образования. Пожалуй, пришло время разработки проекта модельного закона о менеджмент-образовании, который стал бы образцом для национальных нормативных актов. Подобный модельный закон должен, в частности, определять, каким образом институты по изучению и развитию менеджмента будут способствовать подготовке нравственных, высокопрофессиональных специалистов с широким диапазоном знаний и способных работать в широко диверсифицированной межкультурной бизнес-среде.

Глобальная ответственность предполагает глобальное переосмысление и соответствующее перевоспитание, и от этого процесса никто не может быть огражден. Глобальная ответственность менеджмента Украины состоит именно в том, чтобы он воспринимал украинские проблемы в глобальном контексте.»

Заключение


В соответствии рассмотренными вопросами контрольной работы можно сделать следующие выводы:

Подготовка современных менеджеров-профессионалов невозможна без знания истории развития менеджмента. Менеджмент развивался на протяжении веков, прежде чем превратился в самостоятельную отрасль знания, науку.

Процесс управления (менеджмент) имеет четыре взаимосвязанные функции: планирование, организация, мотивация и контроль.

Основополагающими идеями, закономерностями и правилами поведения руководителей по осуществлению управленческих функций являются принципы управления. К общим принципам управления относятся принципы применимости, системности, многофункциональности, интеграции, ориентации на ценности.

При рассмотрении отличий японской и американской модели менеджмента можно сделать вывод, что современный американский менеджмент в таком виде, какой сложился в настоящее время, базируется на трех исторических предпосылках: наличие рынка, индустриальный способ организации производства, корпорация как основная форма предпринимательства.

 А вот одной из главных причин стремительного успеха Японии является применяемая ею модель менеджмента, ориентированная на человеческий фактор. При этом японцы рассматривают не одного человека (личность), как американцы, а группу людей.

Что касается международного опыта в Украине, то выявление проблем и перспектив развития международного менеджмента в контексте дальнейшей глобализации бизнеса и их специфики в Украине, участие в международном разделении труда, интегрирование в мировое хозяйство приобретает важнейшую роль в действиях Украины по развитию национальной экономики, занятию соответствующего ее природному и интеллектуальному потенциалу места в мировой экономике.
На этапе экономического возрождения потребность украинских организаций и предприятий в квалифицированных специалистах глобального масштаба будет постоянно возрастать.

Список литературы

 

1.                 Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. – М.: Дело, 2000. – 704 с.

2.                 Семенова И.И. История менеджмента: Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 222 с.

3.                 Попов А.В. Теория и организация американского менеджмента. – М.: МГУ, 1991. – С.12.

4.                 Кунц Г., О’Доннел С. Управление: системный и ситуационный анализ управленческих функций. – М.: Прогресс, 1981. Т. 1. – С.92.

5.                 http://www.zn.kiev.ua/2000/2250/35653/


Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.