Рефераты. Менеджмент качества как часть системы управления (на примере ОАО "Волжский оргсинтез")

Термины и определения по менеджменту качества, которые применяются в настоящем Руководстве по качеству, взяты из стандарта ГОСТ Р ИСО 9000-2001. К ним относятся следующие термины и определения: Качество, Соответствие, Несоответствие, Обеспечение качества, и т.п. Данные термины и определения полностью соответствуют приведенным в ГОСТ Р ИСО 9000-2001.

Следующие термины и определения являются новыми, уточнены для конкретного применения:

Процесс — совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих видов деятельности, преобразующая входы в выходы (п. 3.4.1 ГОСТ Р ИСО 9000-2001).

Любая деятельность или комплекс деятельности, в которой используются ресурсы для преобразования входов в выходы, может рассматриваться как процесс.

Входы процесса — входные объекты (сырье, полуфабрикат, документ, информация или услуга);

Выходы процесса — продукция, документ, информация или услуга — некая дополнительная ценность, ради которой и существует процесс.

Ресурсы — это совокупность объектов и субъектов производства, упорядоченное использование которых способствует реализации процессов.

Менеджмент качества — скоординированная деятельность по руководству и управлению организацией применительно к качеству (п. 3.2.8 ГОСТ Р ИСО 9000-2001); понятие "менеджмент качества" является более содержательным и предусматривает как управление качеством, так и планирование, обеспечение, улучшение качества.

Верификация — подтверждение на основе представления объективных свидетельств того, что установленные требования были выполнены (3.8.4 ГОСТ Р ИСО 9000-2001).

Данная деятельность включает проверку объектов (продукции, проекта, процесса) посредством сличения его с регламентированными требованиями для подтверждения его соответствия им. Например: проверка продукции ОТК и мостовой инспекцией, — как подтверждение соответствия свойств продукции требованиям чертежей КМД и нормативно-технической документации.

Валидация — подтверждение на основе представления объективных свидетельств того, что требования, предназначенные для конкретного использования или применения, выполнены (3.8.5 ГОСТ Р ИСО 9000-2001). Валидация представляет собой процесс подтверждения соответствия объекта требованиям на конкретном примере использования. Например: подтверждение соответствия свойств мостовых конструкций требованиям собираемости посредством проведения контрольной сборки, или подтверждение характеристик моста посредством испытания его в эксплутационных условиях нагружением.

Мониторинг — процесс постоянного наблюдения, отслеживания выполнения мероприятий или требований по достижению запланированных результатов. Примером мониторинга является постоянное отслеживание качества полуфабриката и продукции посредством контроля в процессе производства и сдачи.

Система менеджмента качества — совокупность организационной структуры, документации, процессов и ресурсов, необходимых для осуществления управления, планирования, улучшения качества. Система качества основана на комплексе разработанных на предприятии документов, регламентирующих виды его деятельности согласно требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2001.

Цели — конкретные ориентиры, то есть те конечные состояния или результаты, которых хотела бы достичь организация или ее подразделения в области качества.

Матрица — официальный документ, излагающий в табличной форме взаимосвязи, взаимоотношения, иерархию и т.п. между составляющими элементами.

Документация системы менеджмента качества — совокупность документов, описывающих, регламентирующих, поясняющих производственную деятельность предприятия во всем многообразии ее проявления с точки зрения четкости формулировки регламентов по реализации процессов.

Рабочая процедура системы менеджмента качества — официальный документ, регламентирующий порядок и правила реализации той или иной функции предприятия в свете требования стандартов ИСО. Она регламентирует функционирование производственных подразделений, включает в себя цели и область деятельности.

Рабочая инструкция — официальный документ, регламентирующий порядок и правила реализации конкретных производственных задач, процессов, которые оказывают влияние на качество работы предприятия.

Список документов системы менеджмента качества — официальный документ, содержащий список действующих документов — рабочих процедур и рабочих инструкций, отражающий их текущий статус.

Субконтрактный процесс — процесс, выполняемый сторонней организацией на определенных условиях для нашего предприятия. Это процесс, вид деятельности, необходимый для обеспечения соответствия продукции требованиям. Исполнение этого процесса передается сторонней организации по причине невозможности или нецелесообразности реализации его на самом предприятии.

Проектирование и разработка (чертежи КМ) — совокупность процессов, переводящих требования в нормативную и техническую документацию на продукцию.

Детальное проектирование (чертежи КМД) в отличие от проектирования и разработки представляет собой процесс создания чертежной документации, содержащей точную форму, размеры, допуски, выбор соответствующих материалов и информацию, необходимую для изготовления каждой отдельной детали продукта. В основу детального проектирования положена информация из проекта (чертежей КМ).

 

1.2 Международный опыт менеджмента качеством


По признанию многих ученых, специалистов, руководителей предприятий и государственных деятелей, наступивший XXI век станет веком качества во всех его проявлениях – качество труда, продукции и услуг, качество окружающей среды и в целом – качество жизни.

Качество - это то, в чем мы все заинтересованы, но достижение качества - это нечто большее, чем просто слова, оно требует планирования, системного подхода, подготовленного персонала и тяжелой работы.

Одним из способов укрепления позиций предприятия на мировом рынке в условиях растущей конкуренции является быстрое распространение систем менеджмента качества и их сертификация.

Из этого вытекает важность единства в подходе к оценке различных систем менеджмента качества, критериев аудита, равнозначного и независимого взгляда другой стороны. Поэтому Международная организация по стандартизации (ISO) при разработке международных стандартов в области менеджмента особое внимание уделяет качеству (о чем свидетельствуют стандарты серии 9000, их новая версия 2000 года), а также системе охраны труда.

С помощью этих систем учитываются различные области интересов предприятия и его партнеров, клиентов, государства и общественности. Требованиям в области защиты окружающей среды и охраны труда придается особое значение, так как эти вопросы являются жизненно важными и регулируются законодательством. В последнее время возникла необходимость во внедрении систем менеджмента качества, связанных с информационной безопасностью и рациональным использованием зданий и сооружений.

Опыт показывает, что внедрение систем менеджмента качества дает нашим предприятиям определенные преимущества:

– уменьшение общих затрат для обеспечения качества и снижение себестоимости продукции, что чрезвычайно важно в сложной экономической обстановке;

– снижение общих затрат благодаря уменьшению расходов при производстве продукции (услуг);

– облегчение интеграции в международную экономику и доступа к европейскому и мировому рынку;

– возможность успешного участия в международных тендерах на поставку продукции или оказание услуг.

Однако многие предприятия стоят на начальном этапе развития систем менеджмента качества, и поэтому предстоит большая работа на пути их развития и совершенствования.

Чтобы соответствовать законодательным и рыночным требованиям, компании в мире должны внедрять одновременно несколько систем менеджмента.

Западноевропейский опыт показывает, что предприятия переходят к внедрению интегрированных систем менеджмента, выполняющих различные требования клиентов, законов, стандартов и основывающихся на реальных процессах. Такая тенденция свидетельствует о создании новых корпоративных систем предприятия, являющихся интегрированными системами менеджмента. Этот подход позволяет предприятиям соответствовать всем требованиям сегодняшнего дня: требованиям ISO серии 9000 в системах управления качеством, ISO серии 14000 в системах экологического менеджмента, BS 8800 SCC в системе охраны труда и здоровья. Интегрированные системы – мощный инструмент повышения производительности труда и эффективности производства, максимального удовлетворения потребности заказчика, то есть реализации принципов Всеобщего управления качеством (TQM).

Чтобы отвечать требованиям различных систем менеджмента, необходимо найти эффективный подход к их внедрению и использованию. На данном этапе наблюдается три различных варианта внедрения:

– создание параллельных (независимых от других) систем менеджмента, например, система менеджмента качества и система экологического менеджмента;

– аддитивные системы (от латинского additio – прибавление, получаемый путем сложения). Это означает, например, что система экологического менеджмента является одним из добавочных элементов системы менеджмента качества;

– интегрированные системы менеджмента качества (ИСМК) – объединение частей в одно новое целое, с целью устранения противоречий, с одной стороны, и дублирования – с другой.

В зависимости от сферы деятельности, размера предприятия, специфических законодательных требований и опыта в менеджменте предприятия выбирают наиболее приемлемую форму внедрения систем менеджмента.

Можно выделить 13 этапов создания интегрированной системы менеджмента качества (рисунок).

Для определения стратегии документирования процессов ИСМК необходимо:

– поставить задачу формирования стратегии внедрения ИСМК;

– классифицировать процессы (направления деятельности) с помощью диаграммы Исикавы;

– ранжировать процессы (направления деятельности) методом парных сравнений;

– ранжировать процессы (направления деятельности) с помощью диаграммы Парето.

Одна из важнейших задач построения ИСМК в соответствии с методологией – обучение персонала.

Для того чтобы внедрение интегрированных систем обеспечивало ожидаемые результаты, есть смысл рассматривать предприятие как живой организм, который может расти и нормально развиваться только последовательно. Такой подход обеспечивает постоянное расширение рынков сбыта, стабильное увеличение прибыли, а потребителям – более полное удовлетворение их потребностей и ожиданий в качественных товарах и услугах.

Мировой опыт убедительно свидетельствует, что внедрение на предприятии систем качества по стандартам ISO серии 9000 должно предшествовать внедрению других корпоративных систем, только тогда оно будет успешным.

Важно понять, что правильно сформированная система, как вспомогательное средство, должна обеспечить развитие организации, удовлетворение потребностей клиентов, выполнение законодательных требований и отсюда – вытекающих производственных задач. Для любого предприятия в любой области деятельности общепроизводственными задачами являются качество, защита окружающей среды и охраны труда. Важно понимание руководителями организаций, что необходимо декларирование политики не только в области качества, но и охраны труда и окружающей среды.

Именно органы Госстандарта взяли на себя инициативу по созданию интегрированных систем менеджмента как у себя в организациях, так и на предприятиях своего региона, поскольку создание интегрированной, ориентированной на реальные производственные процессы системы менеджмента дает ряд преимуществ:

– внедрение, документирование, развитие одной системы проще, чем нескольких параллельных систем;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.