Рассмотренные факторы макросреды и инфраструктуры региона оказывают влияние на устойчивость и эффективность функционирования фирмы косвенно, ими фирма сама не имеет возможность управлять. Конечно, чем больше удельный вес фирмы в объеме производства региона или страны, тем больше фирма будет оказывать влияние на эту форму внешней среды и, наоборот, внешняя среда будет оказывать большее влияние на фирму.
Непосредственное прямое влияние на работу фирмы оказывают ее конкуренты, а также предприятия, организации и учреждения, поставляющие фирме ресурсы, информацию, приобретающие у нее товар, оказывающие финансовые и другие прямые услуги. Связи фирмы показаны на рис 1.
Рис1 Связи фирмы с внешней средой
На рис 1 показаны прямые или косвенные связи между фирмами внутри региона (1), влияние факторов инфраструктуры региона на устойчивость и эффективность фирмы (2), факторов макросреды на эффективность и качество работы региона (3), факторов макросреды на устойчивость и эффективность работы фирмы (4) и факторов взаимодействия фирм разных регионов по различным вопросам (6). Односторонняя прямая связь между контуром факторов макросреды и инфраструктуры региона (3) означает законодательное и налоговое воздействие федеральных органов управления страны на регион, косвенная двухсторонняя связь между этими контурами означает взаимное влияние по другим факторам (см.таблицу 1).
Микросреда фирмы
К факторам прямого воздействия внешней среды на устойчивость и эффективность функционирования фирмы или к факторам микросреды относятся следующие:
– вход системы (поставщики сырья, материалов, информации и других ресурсов);
– потребители товара;
– конкуренты;
– контактные аудитории;
– маркетинговые посредники;
– законодательства по налоговой системе и внешнеэкономической деятельности
В таблице 2 перечислены факторы микросреды фирмы и показатели, влияющие на эти факторы.
Таблица 2 Факторы и показатели микросреды фирмы |Факторы микросреды|Показатели (операции), факторы микросреды | |1. Поставщики |1.1. Интегральный показатель качества поступающего | |(вход системы) |сырья (по видам) и материалов | | |1.2. Интегральный показатель качества (полезного | | |эффекта) комплектующих изделий, оснастки, запасных | | |частей и т.д.) | | |1.3. Интегральный показатель качества информации, | | |поступающей на фирму | | |1.4. Интегральный показатель качества | | |нормативно-методической и технико-экономической | | |документации, поступающей на фирму | | |1.5. Интегральный показатель качества подготовки | | |специалистов, поступающих на фирму | | |1.6. Прогноз изменения условий поставок | |2. Потребители |2.1. Тенденции изменения круга потребностей | |(выход системы) |основных потребителей товаров фирмы | | |2.2. Прогноз изменения параметров рынка по объему и| | |ассортименту товаров | | |2.3. Прогноз изменения доходов потребителей | | |2.4. Прогноз изменения состава и значений признаков| | |сегментации рынка внутри страны и в мире | |3. Конкуренты |3.1. Анализ качества, цен и конкурентоспособности | | |товаров конкурентов | | |3.2. Анализ организационно-технического уровня | | |производства основных конкурентов | | |3.3. Прогнозирование конкурентоспособности и | | |удельной цены товаров основных конкурентов | | |3.4. Прогнозирование рыночной стратегии основных | | |конкурентов | |4. Контактные |4.1. Анализ отношения к фирме и ее товару | |аудитории |финансовых кругов региона (страны), средств | | |массовой информации, государственных и | | |муниципальных учреждений, гражданской группы | | |содействия, общественных организаций и др. | | |4.2. Разработка мероприятий по улучшению отношений | | |с контактной аудиторией | |5. Маркетинговые |5.1. Анализ структуры и стратегии торговых | |посредники |посредников и уточнение совместно с ними стратегии | | |маркетинга продвижения товаров | | |5.2. Налаживание контактов с агентствами по | | |оказанию маркетинговых услуг (рекламные агентства, | | |консалтинговые фирмы, фирмы маркетинговых | | |исследований и др) | | |5.3. Установление связей с кредитно-финансовыми | | |учреждениями | |6. |6.1. Формирование банка данных по налоговой системе| |Законодательство |и внешнеэкономической деятельности | |по налоговой |6.2. Анализ влияния ставок налогов, таможенных | |системе и |пошлин, квот, лицензий и других показателей на | |внешнеэкономическо|эффективность работы фирмы | |й деятельности |6.3. Подготовка предложений по совершенствованию | | |законодательства по налоговой системе и | | |внешнеэкономической деятельности. |
Внешнеэкономическая деятельность фирмы
Внешнеэкономические связи включают следующие направления и формы:
– внешнюю торговлю;
– международное производственное сотрудничество;
– инвестиционное сотрудничество;
– международное научно-техническое сотрудничество;
– экономическое и техническое содействие;
– валютно-финансовое сотрудничество.
Внешнеэкономическая деятельность фирмы – это деятельность, связанная с перемещением денег, товаров, капиталов, технологий, услуг через государственную границу.
Внешнеторговые цели экспорта фирмы:
– расширение производства, увеличение прибыли за счет захвата новых рынков;
– повышение иди поддержание организационно-техническою уровня производства под “прессом” международной конкуренции;
– достижение экономии на .масштабе производства;
– увеличение валютных ресурсов фирмы.
Цели импортера:
– Модернизация и расширение производственного аппарата фирмы;
– достижение экономии на замене оборудования, сырья отечественного производства более аффективной зарубежной продукцией;
– расширение производства, увеличение прибыли за счет захвата новых внутренних рынков;
– расширение ассортимента на национальном потребительском рынке.
Анализ экспортно-импортных возможностей фирмы входит в состав маркетинговых, предпроектных исследований.
Одним из важнейших направлений внешнеэкономической деятельности является экспорт (импорт) капитала. который осуществляется в двух формах: ссудной и предпринимательской.
Ссудная форма вывоза (ввоза) капитала связана с международными кредитами и займами. Международное кредитование осуществляется специализированными предприятиями—банками.
Предпринимательская форма вывоза (ввоза) капитала представляет собой международное; инвестирование, т.е. создание за границей совместных предприятий и филиалов фирмы.
Цели международного инвестирования:
1. Обход тарифных (таможенных) пошлин и ряда нетарифных протекционистских барьеров.
2. Использование разницы в стоимости ресурсов в разных странах, в т.ч. использование розницы в издержках производства.
3. Повышение конкурентоспособности и более активное, чем в случав внешней торговли, внедрение на рынки; использование эффекта внедрения на рынок не извне (торговля), а изнутри.
4. Вывоз капитала в обход не только таможенных барьеров, но и получение выигрыша по сравнению с национальными фирмами в области налогообложения, что при прочих равных условиях повышает конкурентоспособность предприятия как на внешнем рынке, так и на внутреннем с переводам полученной прибыли в страну базирования.
5. Получение помощи в налаживании выпуска технически сложной продукции.
6. Разовое получение новых технологии в расчете на их постоянный приток.
7. Решение проблемы обучения национальных кадров.
8. Получение финансовой выгоды по сравнению с импортом товаров и иностранными ссудами.
Вывоз капитала в предпринимательской форме может быть двух видов: прямые инвестиции и портфельные инвестиции.
Прямые инвестиции – это инвестиции, дающие право контроля над объектом вложения (если имеется контрольный пакет акций).
Портфельные инвестиции – это инвестиции, которые не обеспечивают контроль за объектом вложения.. Это связано, прежде всего, с торговлей технологиями.
Как завладеть той или иной технологией?
Путь 1. Купить образцы, развернуть обширные и потому дорогостоящие работы по исследованию этого материала, чтобы ответить на вопрос: "Как же это делают?
Путь 2. Купить у владельца права на использование его технологии, т.е. купить не товар, а технологию его производства. Если технология новая, то она запатентована с выдачей патента.
Патент – это документ, удостоверяющий право собственности лица на какое-либо изобретение или открытие. Получив патент на изобретение, компания вправе продать его, получив одноразовую прибыль, либо тиражировать его продажу, продавая право на временное использование патента.
Кроме того, возможна продажа и ноу-хау.
Ноу-хау (в переводе – знаю как) – технические или другие знания и практический опыт технического, коммерческого, финансового и иного характера, представляющие коммерческую тайну, которая не оформляется патентом. Ноу-хау может быть как независимым по отношению к патентам, так и необходимым для их использования. Ноу-хау может включать и не запатентованную информацию, недоступную для мировой общественности. Можно сказать, что ноу-хау – это детальное описание какой-либо технологии, понимаемой широко: не только как описание производственного процесса, но и описание проведения финансовых, коммерческих и др. операций.
Для использования патента или ноу-хау необходимо купить разрешение,
Готовность иностранного инвестора пойти на продажу лицензий предприятиям, капитал которых полностью или в основном принадлежит принимающей стороне, будет зависеть от уникальности и новизны этой технологии. Чем старше технология, тем больше вероятность, что она будет свободна от контроля капитала.
В областях, где технология уникальна и является монопольной для одной или немногих фирм, иностранный капитал будет вкладываться исключительно в форме прямых инвестиций. Более охотно идут на продажу лицензий фирмы, собирающиеся создавать собственную производственную базу в стране- покупателе.
Технология, как и любой другой товар, имеет свою цену. Существуют два вида технологических платежей:
1) роялти – периодические платежи за использование лицензии (доля или ставка роялти в %, чаше 3-5%)
2) паушальный платеж – единовременная оплата стоимости лицензии.
Купля-продажа капитала – очень сложная операция. Поэтому здесь нужен тонкий экономический расчет с учетом множества внешнеэкономических факторов. При заключении контракта нужно помнить, что расчет может быть наличными и в кредит. Если валюты недостаточно, возможны следующие варианты действий а) бартер или простой товарообмен: б) выкуп продавцом новой технологии у покупателя старой технологии, тогда последний платит только разницу; в) компенсационное соглашение, когда оплата будет производиться продукцией, выпушенной с применением купленной техники; г) компенсация наоборот, когда изготовителю поставляется сырье (например, древесина), а потом на эту сумму он получает продукцию (например, бумагу)
Анализ влияния факторов внешней среды
В практической части данной работы необходимо провести критический анализ влияния факторов существующей внешней среды на деятельность конкретной организации. Дать оценку позитивного и негативного влияния.
В связи с отсутствием реальных и полных данных о работе и взаимодействии с внешней средой какой либо организации, ничего не остается как провести теоретический анализ основанный на собственном понимании такого влияния.
В качестве примера, выберем для рассмотрения научно-исследовательское предприятия “Элемент”.
Предприятие “Элемент”, как одно из подразделений предприятия “Шторм” специализируется на разработке и производстве изделий по оборонным заказам. Как и многие предприятия ВПК данное предприятие – закрытое, т.е. его связь с внешней средой весьма ограничена. Эти ограничения связаны со спецификой заказов, выполняемых исследований. Но несмотря на все это предприятию необходимо поддерживать информационные, сырьевые, транспортные связи с внешней средой. Поэтому влияние основных факторов внешней среды незначительно, но имеет место.
Попытаемся формализовать это влияние и указать его позитивные и негативные стороны.
Таблица 3 Анализ влияние факторов внешней среды (в столбце “факторы” указаны номера факторов внешней среды из таблицы 1) |Факт|Позитивное влияние |Негативное влияние | |оры | | | |1.1 |Увеличение количества | | | |ассигнований. Увеличение | | | |количества заказов. Как | | | |следствие – привлечение | | | |интеллектуальных и | | | |технологических ресурсов. | | |1.3 |Источник потенциальных и |Возможность утечки информации. | | |технологических ресурсов. | | |2.1 | |Может вызвать уменьшение | | | |ассигнований. Может вызвать | | | |усиление контроля и | | | |вмешательство средств массовой | | | |информации в деятельность | | | |предприятия. | |2.2 |При увеличении вероятности |Возможна смена руководства в | | |возврата к коммунистической |угоду правящей коалиции. | | |системе правления и | | | |тоталитарному государству – | | | |возрастает стабильность | | | |предприятия. | | |2.3 | |Косвенное негативное влияние | | | |т.к. возможно нерегулярное | | | |поступление энергетических и | | | |сырьевых ресурсов. | |2.4 |Возможно расширение рынка сбыта |Возможна смена руководства при | | |продукции за счет внутреннего |условии значительного влияния | | |рынка (организованная |организованной преступности на | | |преступность). |правящую коалицию. | |3.4 | |Снижение ассигнований | |– | | | |3.5 | | | |3.7 | |Возможны изменения в структуре | | | |поступления энергетических и | | | |сырьевых ресурсов. | |3.8 | |Данное предприятие очень | | | |федерально зависимо. Федеральное| | | |вмешательство в деятельность | | | |предприятия может осложнить | | | |связи внутри предприятия. | | | |Увеличение бюрократии. | |3.9 | |При преобладании сырьевых | | | |ресурсов в экспорте страны – | | | |общее экономическое состояние | | | |рынка значительно ухудшается, | | | |что влечет за собой | | | |нестабильность экономической и | | | |политической системы, и ухудшает| | | |возможности развития и | | | |функционирования предприятия. | |4.1 |Все показатели являются |Все показатели являются | |– |критериями |критериями | |4.5 |социально-экономического |социально-экономического | | |благополучия государства. |благополучия государства. | |7.1 | |Украина является государством с | |– | |истощенными природными | |7.2 | |ресурсами, следовательно | | | |возникает потребность в закупке | | | |сырьевых ресурсов за рубежом. | |7.4 | |Украина зависима от поставок | | | |энергоносителей. Любые | | | |уменьшения или прекращения этих | | | |поставок может поставить под | | | |угрозу деятельность предприятия.| |8.1 |Наличие высококвалифицированных | | | |кадров удовлетворяет потребности| | | |предприятия в интеллектуальных | | | |ресурсах. | | |8.6 | |На Украине работают менее 40% | | | |предприятий. Показатели износа | | | |достигают 70% и более. Это ведет| | | |к недостатку, качественному и | | | |количественному, сырьевых | | | |ресурсов. |
Список используемой литературы
1. Система менеджмента, Фатхудинов Р.А.. 2. Основы Менеджмента, Майкл Мескон, Майкл Альберт, Франклин Федоури. 1997 г., Москва: “Дело”.
----------------------- Страна как подсистема мирового сообщества
Регионы
Фирмы
Контур факторов макросреды
Контур факторов инфраструктуры региона
5
4
3
2
1
Прямая двухсторонняя связь Прямая односторонняя связь Косвенная двухсторонняя связь Косвенная односторонняя связь
Страницы: 1, 2