Рефераты. Логико-интуитивные методы исследования систем управления. Метод тестирования

Цель применения теоретических и логико-интуитивных методов исследования систем управления предприятия – оценка управляемости организацией и выявление резервов ее совершенствования.

В ходе применения данных методов изучается:

- административно-функциональная структура и иерархия, структура управления, формальное и неформальное лидерство;

- преобладающие в организации нормы и ценности, система формализованных и неформальных правил и запретов, применяемые технологии принятия решений, планирования и контроля;

- согласованность действий подразделений и сотрудников;

- поощряемые потребности и установки сотрудников, поведенческие стереотипы и стандарты;

- уровень регламентации и четкости формализованных процедур управления (документационного обеспечения управления);

- внутренняя и внешняя символика организации, корпоративные традиции и ритуалы;

- взаимосвязи различных управленческих проблем, существующих в организации.

Основными теоретическими методами исследования систем управления являются методы линейного программирования, точечной интерполяции, метод Монте-карло и другие методы.

К основным логико-интуитивным метода относят экспертный метод, тестирование, SWOT-анализ и т.д[8].

При проведении исследований на предприятиях перед исследователями ставятся цели, требующие не только анализа и выявления проблем, но и обоснования рекомендаций, предложенных для их разрешения. Оценка состояния, диагностика, профилактика негативных тенденций, поиск «узких мест» в системе управления, определение новых направлений деятельности требуют от менеджера системного видения, владения научно-категориальным аппаратом исследования. Для достижения цели исследования необходимо четко определить основные понятия: объект, предмет, новизну, практическую значимость, методы исследования; знать технологии управления, уметь определять проблему в исследовании процессов и систем управления, осуществлять системный анализ факторов прямого и косвенного воздействия, понимать эффективность, ограничения и условия использования различных методов.

Анализируя теоретические основы исследования, менеджер рассматривает научные подходы, теории, концепции, парадигмы, сравнивает разные точки зрения на исследуемую проблему. На основе теоретического анализа формируется собственное видение проблемы и возможные пути ее разрешения. Из всей группы анализируемых методов, необходимо выбрать те, которые будут адекватны ситуации, сложившейся на предприятии[9].

Современному руководителю необходимо учиться диагностике системы управления:

- для умения выявлять причины возникших проблем, а не только их симптомы и следствия;

- для досконального знания процесса проведения диагностики, которое позволит проводить ее оперативно, чтобы получить объективные результаты;

- для составления грамотных аналитических выводов, полученных в результате проведения диагностики, способных дать мощный толчок для развития предприятия.

С методами диагностики систем управления должны быть знакомы, прежде всего: управленческая команда компании: собственники компаний, генеральные директора, руководители функциональных подразделений, менеджеры верхнего и среднего звена, т. е. все те, кто заинтересован в оптимальной системе управления компанией, ориентированной на эффективное использование ее ресурсов.

Большую актуальность в исследовании эффективности системы управления играют тестовые методики. Рассмотрим их более подробно.


1.2 Понятие тестирования как метода исследования в управлении предприятием


Значимость системы управления в достижении целей и решении задач, стоящих перед организациями, нельзя переоценить. В связи с этим специалистам в области менеджмента необходимо иметь знания, умения и навыки по их исследованию. Квалифицированно проведенные исследовательские работы систем управления позволят обеспечить развитие теории и практики построения новых и совершенствования действующих систем управления, что создаст в дальнейшем условия для более эффективного их функционирования.

Тест (англ. test - проба, испытание, проверка, исследование) – это удовлетворяющий критериям научного познания эмпирико-аналитический метод, представляющий наряду с моделированием, многомерными (нелинейными и динамическими) количественными и качественными методами современную проективную и организационную научную методологию[10].

Тестовый метод состоит в применении системы специально отобранных и предварительно "свернутых", проверенных процедур (репрезентации, формализации, алгоритмизации, инструктирования, фиксации, метрики, анализа и интерпретации) для получения неявной информации об интересующих параметрах и свойствах изучаемого объекта или явления и их профессиональной диагностики.

К достоинствам тестового метода относится его экономическая эффективность, более высокая, чем у других методов. К недостаткам тестовых процедур следует отнести их исключительно констатирующую функцию, а специфической особенностью тестового метода является его зависимость от внешних условий, особая "чувствительность" к наличной ситуации исследования. Для более полного и конкретного измерения количественных характеристик объекта исследования создается внутренне согласованная "тестовая батарея" или "тестовый профиль".

Общие требования к тесту, делающие его научным методом, заключаются в соответствии теста четырем специальным критериям:

1) стандартизации - единообразия всех процедур проведения теста, подсчета и интерпретации результатов;

2) нормировки - задания самого оценивающего стандарта для каждой процедуры;

3) надежности - стабильности оценок, получаемых при повторных испытаниях;

4) валидности (содержательной - логической, критериальной - эмпирической и конструктивной - теоретической) - такого качества теста, которое отражает степень соответствия цели и результата тестирования[11].

С теорией тестов тесно связаны создание и развитие математического аппарата корреляционного и факторного анализа. Говоря о тестировании систем управления можно расклассифицировать тесты по направленности задач следующим образом:

1) Тесты достижений и специальных способностей управленцев, сотрудников - исследуется сенсомоторная сфера человека, его поведение, обучаемость, индивидуальные и творческие способности;

2) тесты интеллекта и работоспособности - исследуется умственное развитие человека, оценивается его интеллектуальный возраст, качество работоспособности, мотивации труда;

3) тесты личности и проективные - исследуются различные стороны личности (установки, ценности, эмоциональные, мотивационные и межличностные свойства), темперамент и характер управленца или сотрудника, личность как целое, индивидуальное и уникальное образование.

Тестирование как метод психологической диагностики находит широкое применение в исследовании систем управления персоналом. Тестирование применяется для стандартизированного измерения индивидуальных различий работников при отборе персонала, профессиональном обучении. Валидность тестового компонента теста — показатель, характеризующий его способность устойчиво различать профессиональную компетентность испытуемых. Высоковалидный компонент фиксирует высокий балл у более подготовленных испытуемых и низкий — у менее подготовленных.

Рассмотрим практический пример.



2. Практическое исследование применения тестов в исследовании систем управления предприятием


2.1 Краткая характеристика предприятия


Рассмотрим одно из предприятий г. Волгограда. Открытое акционерное общество «Интертех», создано в соответствии с законодательством Российской Федерации и зарегистрировано 28 октября 2000 г. Главный офис ОАО «Интертех» расположен в г. Волгоград, ул. Пархоменко, д. 5.

Виды деятельности ОАО «Интертех»:

-          производство канцелярской продукции (блокноты, ежедневники, тетради, папки);

-          производство сувенирной продукции (брелоки, кружки, значки, ручки, флаги);

-          оказание полиграфических услуг (офсетная печать, ризография, полноцветная цифровая печать, шелкография, послепечатные услуги).

ОАО «Интертех» осуществляет розничную и оптовую торговлю своими товарами. ОАО «Интертех» - открытое акционерное общество. Это организация, созданная по соглашению юридическими лицами и гражданами путем объединения их вкладов, имеющая собственное юридическое лицо. Компаньоны (акционеры) акционерного общества участвуют вкладами в разделенном на акции уставном капитале. Акционеры не несут ответственности за обязательства акционерного общества. Акционеры рискуют только вкладом. Общество с ограниченной ответственностью является юридическим лицом и имеет собственное название.

Главным руководителем является генеральный директор, которому подчиняются главный бухгалтер, коммерческий директор и офис-менеджер. Коммерческому директору подчиняются дизайнеры, менеджеры по работе с клиентами и операторы производства полиграфической продукции. Организационная структура предприятия изображена на рис.2.1



Рис.2.1 Организационная структура предприятия


Можно сделать вывод, что организационная структура ОАО «Интертех» является иерархической линейной структурой управления.

Общество является коммерческой организацией – юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, печать. Общество вправе иметь штампы, бланки со своим наименованием, собственную эмблему, товарный знак (знак обслуживания), открывать в установленном порядке текущий (расчетный) счет и иные счета в банках. Основной целью создания ОАО «Интертех» является осуществление хозяйственной деятельности, направленной на извлечение прибыли.

Главная цель предприятия - занятие лидирующего положения среди салонов оперативной полиграфии и получение максимальной прибыли. Для осуществления это цели предприятие стремится обеспечивать физических и юридических лиц высококачественной полиграфической и рекламно-сувенирной продукцией. Долгосрочной целью предприятия является расширение производства, закупка офсетного оборудования.

ОАО «Интертех», работая на рынке полиграфических товаров и услуг, ставит, своей основной целью - предоставление максимально широкого выбора товаров и услуг. То есть, предоставляет потенциальным потребителям право выбора среди набора тех товаров, которые наиболее полно удовлетворяют их потребительские предпочтения. Соответственно, выбор этой цели предполагает для компании более высокие цены на продукцию, за счет издержек, по сравнению с конкурентами. Но «Интертех» не потеряет своих потребителей, так как именно широкий выбор товаров позволяет потребителям отдать ей предпочтение.

Тактическими целями по отношению к основной цели производства (извлечения прибыли) для ОАО «Интертех» являются следующие:

- наращивание объемов выпуска продукции, работ, услуг;

- использование достижений научно-технического прогресса и обеспечение на этой основе высокого уровня производства и выпускаемой продукции;

- маневренность и мобильность деятельности, то есть способность в кратчайшие сроки перепрофилировать производство с одних видов изделий на другие или выпускать их параллельно в нужных количествах в зависимости от складывающейся коньюктуры рынка, конкуренции по уровню качества продукции.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.