Рефераты. Личность руководителя как фактор совершенствования работ предприятия в условиях кризиса

Если психологический климат связан с моральным состоянием группы, задействованы важные понятия – добро, долг, совесть, честь, справедливость, то говорят о морально – психологическом климате.

Морально – психологический климат – это интегральный параметр жизнедеятельности коллектива, включающий в себя поведенческие, познавательные и эмоциональные компоненты. Климат коллектива составляет качественную сторону межличностных отношений, проявляющуюся в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности. Психологами установлено, что между состоянием морально – психологического климата коллектива и эффективностью совместной деятельности его членов существует положительная связь.[17]

Так же для анализа влияния личности руководителя на морально психологический климат в коллективе, можно выявить следующие типы установок руководителей по отношению к коллективу:

Активно-положительный — руководитель доброжелательно и с уважением относится ко всем людям, их нуждам, проблемам, готов помочь каждому;

Скрыто-отрицательный — руководитель относится ко всем подчиненным предвзято, не доверяет им, считает хорошим работником только себя самого.

Функциональный — руководитель склонен делить всех подчиненных на хороших и плохих работников и распределяет между подчиненными привилегии, льготы и свое внимание в соответствии с их производственными заслугами.

Нейтральный — руководитель безразлично относится ко всем подчиненным, не склонен интересоваться их личными нуждами, вежлив, но не проявляет душевной теплоты.

Ситуативный — руководитель постоянно проявляет эмоциональную неуравновешенность, вспыльчивость, его обращение с подчиненными зависит от его настроения.

Выявив понятие категории «морально психологического климата в коллективе» можно перейти к анализу влияния на него типов личности руководителей.

Первый тип личности, выявленный в первом параграфе текущей главы это «специалист». Для специалиста характерен проектировочный и конструкторский компоненты. Эти компоненты связаны с умением определить перспективы планирования работы, как конкретного работника, так и всего коллектива в целом; при этом важное значение имеет правильное формулирование задач, стоящих перед коллективом, как в производственной, так и в воспитательной работе. Это способствует созданию атмосферы удовлетворенности и взаимопопнимания в коллективе. Удовлетворенность характеризует эмоциональное отношение руководителя к своей деятельности и оказывает решающее влияние на ее результативность. Велико значение руководителя в создании атмосферы взаимопонимания в коллективе, но и настроение, эмоциональный тонус руководителя зависит от настроения коллектива. На психологическом уровне удовлетворенность выражается соотношением субъективной оценки того, что человек отдает группе, коллективу, обществу, и что он получает взамен. Удовлетворенность руководителя обусловлена тремя факторами: содержанием труда, стимулированием труда и социально-психологическими условиями трудовой деятельности.[18] Этому типу личности чаще всего присуща такая установка, как нейтральный руководитель.

Второй тип личности - «организатор». Этот тип чаще всего является «функциональным» руководителем. Организаторский компонент связан с умением организовать деятельность как всего коллектива, так и отдельного его члена; большое значение имеет организация руководителем и своей собственной деятельности таким образом, чтобы она наиболее адекватно отражала задачи по организации коллектива. Креативность является одним из ведущих параметров в структуре организаторской направленности руководителя. Она характеризует связь направленности с организаторскими способностями. Необходимость выделения данного параметра обусловлена единым источником развития двух важнейших свойств личности руководителя — потребностями и интересами к организаторской работе.

Следующий тип личности - «наставник». Чаще всего это так называемые «активно – положительные» руководители. коммуникативный компонент психологической структуры управленческой деятельности руководителя связан с умениями в области установления целесообразных взаимоотношений в официальной и неофициальной обстановке.

В том случае, когда в психологической структуре деятельности ведущими являются гностические и коммуникативные умения, тесно связанные с организаторской направленностью личности, руководитель организации (коллектива) достигает высокой результативности своей деятельности, тогда проявляется такой тип личности, как «организатор-наставник».

Такие типы личности руководителя, как «специалист – организатор» и «мастер – наставник» склонны к чрезмерной целеустремленности. Целеустремленность, прежде всего, раскрывает волевые качества личности руководителя. Управленческая деятельность по существу является волевой деятельностью. Целеустремленность как волевое качество личности связана со способностью человека совершать преднамеренные действия, направленные на достижение поставленных целей, сознательно регулировать свою деятельность и управлять своим поведением. К такому типу часто относятся «Скрыто отрицательные» руководители.

«Специалист-наставник», «Организатор-наставник» и «гармоничный» склонны к мотивационной деятельности в сфере работы с коллективом. Чаще всего этим типам присущи Активно-положительные руководители. Избирательность, осознанность, устойчивость являются параметрами, раскрывающими мотивационную сферу личности руководителя.

Так, избирательность характеризуется мотивами выбора руководителем своей управленческой деятельности, при этом важное значение имеет структура мотивов организаторской деятельности. Эти мотивы разделяются на смыслообразующие, придающие деятельности личностный смысл, и на мотивы, выполняющие роль побудительных стимулов. Такое разделение раскрывает отношение руководителя к предстоящей деятельности и характеризует мотивационную сферу его личности. В этой иерархии проявляются как объективные мотивы выбора управленческой деятельности (например, материальное стимулирование, удобное расположение и режим работы), так и мотивы, которые отражают субъективную сторону управленческого труда.

Устойчивость характеризуется группой мотивов, раскрывающих осознание руководителем своих дальнейших перспектив. На этом этапе возможно проявление ряда противоречивых тенденций и мотивов. Это, прежде всего, различие между желательным и реальным, между потребностью к деятельности и возможностью ее реализации в будущем, противоречивое единство положительной и отрицательной модальности значимости, побуждения к дальнейшей управленческой деятельности.[19]

Таким образом, результативность деятельности руководителя как лидера зависит не только от субъективных факторов, но и от объективных особенностей содержания групповой деятельности. Организованность коллективной деятельности зависит не только от организаторских качеств личности руководителя, но и от проявления этих качеств в реальной управленческой деятельности. Вопрос о проявлении и формировании качеств личности руководителя в его деятельности должен рассматриваться в непосредственной связи с тем, что деятельность руководителя также существенно изменяется в результате приобретения им новых качеств и изменения существующих.

В данном параграфе были рассмотрены типы личности руководителя и их влияние на морально психологический климат в коллективе. Это влияние осуществляется через ряд установок, используемых руководителей. Так же были исследованы основные компоненты присущие тому или иному типу руководителя в управлении психологическим климатом. В следующей главе будут исследованы изменения, которые произошли в психологическом климате коллектива в результате кризиса, на основе данных, представленных в этом параграфе.

2.3 Типология личностных качеств руководителя в условиях кризиса

В предыдущей главе были рассмотрены основные типы личности руководителей. Однако в соответствии с современной экономической ситуацией появились новые личностные профили. Задачей этого параграфа является анализ изменения типов личности руководителя под воздействием глобального финансово-экономического кризиса. Экспериментальные исследования личностных особенностей поведения руководителей в условиях экономического кризиса позволили выделить восемь личностных профилей. На основе данных исследования анализировалось наличие у того или иного личностного профиля качеств, которыми должен обладать руководитель (они представлены в параграфе 1.1 настоящей работы). В соответствии с степенью преобладания того или иного качества были выявлены типы личности, которым присущи следующие личностные профили: [20]

1. Личностный профиль с отсутствием четко выраженных программ деятельности для подчиненных. Этот профиль характеризует людей, случайно оказавшихся руководителями. Они слабо представляют, какие конкретные проблемы должны решать сами и что обязаны делать их подчиненные. Осуществлять руководство такой человек может только при условии передачи власти заместителю и бригадирам. Конечно, такое руководство будет формальным и неэффективным. Особенности такого личностного профиля: низкие организаторские способности и наличие педагогических качеств. Этот личностный профиль наиболее присущ к такому типу, как «наставник». Во время кризиса этот тип личности оказался неэффективным, в соответствии с исследованиями, проведенными в статье М. Носовой.[21]

2. Личностный профиль, склонный к имитации бурной деятельности. Основной признак такого поведения — формальная активность руководителя, мало соотносящаяся с реальными проблемами. Имитация бурной деятельности по своему психологическому содержанию создает предпосылки для показухи, очковтирательства. Такое поведение руководителя может быть обусловлено либо карьеристскими соображениями (ориентация на мнение вышестоящих руководителей), либо непониманием конкретных задач, решаемых организацией, но при этом наличием желания активно участвовать в их решении. Такой личностный профиль характеризуется высокими организаторскими наклонностями и является модернизированной моделью такого типа личности, как «Организатор».

3. Личностный профиль «Общее руководство». Такие руководители не опускаются до «мелочей», свою основную задачу видят в определении общей стратегии деятельности организации. Руководитель этого типа поведения не вырабатывает четких решений, которые реализовывались бы в деятельности подчиненных. Но если при имитации бурной деятельности он «работает» исключительно на престиж, то при общем руководстве такой человек весьма требователен к подчиненным. При этом он оказывает исключительно стимулирующее давление с целью побудить подчиненных самим найти решение и таким образом компенсировать отсутствие собственных программ действий. Этот личностный профиль является модернизацией такого типа личности как «Специалист» минусом, выявленным у такого типа личности во время кризиса является отсутствие организаторских способностей.

4. Фрустрационный личностный профиль. Особенность его в том, что сначала человек проявляет заметную активность, старается вникнуть в суть ситуации, но, встретив сопротивление или трудности, прекращает целенаправленные усилия, считая, что проблему решить невозможно.

Руководитель с фрустрационным типом поведения в первый период руководства проявляет завидную активность, деловитость. Столкновения с трудностями вызывают у него фрустрацию, и деятельность как целенаправленная, четко осознаваемая система действий прекращается. Подобные факты говорят о том, что склонность человека к фрустрации служит достаточным свидетельством его непригодности к руководящей работе.[22] Такой тип личности присущ «Специалисту-наставнику».

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.