Главная:
Рефераты
Главная
Метрология
Менеджмент
Международное право
Медицина физкультура здравоохранение
ИГП
Земельное право
Журналистика
Жилищное право
Экология и охрана природы
Транспорт
Религия и мифология
Педагогика
Маркетинг реклама и торговля
История и исторические личности
Бухгалтерский учет и аудит
Геополитика
Ботаника и сельское хозяйство
Архитектура
Новейшая история политология
Программирование базы данных
Наука и техника
Математика и физика
История политичиских учений
Законодательство и право
География и геология
Банковское право
Медицинский справочник
Карта сайта
Рефераты. Курсовая: Менеджмент
Курсовая: Менеджмент
ПРОБЛЕМНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ КУРС МИЭП
Тема 1 : Методологические основы менеджмента .
Вопрос 1 :Раскройте сущность принципов и покажите на конкретных примерах
, к чему приводит их игнорирование на практике .
Вопрос 2 : Объясните значение каждой подсистемы менеджмента , в какой
очередности они должны быть задействованы и почему .
Вопрос 3 : Каково , на Ваш взгляд , содержание целевой , функциональной
, обеспечивающей и управляющей подсистем применительно к организациям ,
занимающимся конкретной деятельностью . Приведите примеры для каждой
подсистемы .
Ответ 1 : Основные принципы менеджмента :
Принцип научности ( важно понимать причины несовпадения целей и
результатов , видеть противоречия между теорией и практикой , знать
свойства больших систем и методы работы в них ) ;
Принцип системности и комплексности ( важно видеть наиболее значимый
комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных подсистем , входящих в
организацию ) ;
Принцип единоначалия и коллегиальности в выработке решений ( за
реализацию коллегиально принятого решения персональную ответственность
несет руководитель организации ) ;
Принцип демократического централизма ( означает необходимость разумного
, рационального сочетания централизованного и децентрализованного начал
в управлении , соотношение прав и ответственности между руководством и
коллективом ; нарушение данного баланса ведет либо к автократии в
управлении , либо к охлократии – власти толпы ) ;
Принцип баланса власти ( основной закон : уровень влияния руководителя
на подчиненных равен степени зависимости подчиненных от руководителя ) ;
Принцип оптимального сочетания отраслевых ( интересов организаций ) и
территориальных интересов ( экология , занятость населения , социальные
, культурно-этнические и экономические проблемы регионов ) ;
Принцип приоритетности действий с учетом значимости этапов работ ;
Принцип оптимального сочетания положительной синергичности в
деятельности организации ( через общую заинтересованность в результатах
труда ) и здоровой состязательности ( конкуренции ) между ее членами ;
Постоянный учет психологических , возростных , половых ,
культурно-этнических особенностей работников и их мотивацию .
Тема 2 : Современные концепции менеджмента .
Вопрос 1 : Кратко изложите и сравните соответствующие взгляды Ф.Тейлора
и Э.Мэйо . В какой степени , на Ваш взгляд, позиции этих ученых нашли
отражение в современных концепциях менеджмента ?
Вопрос 2 : Раскройте содержаниекаждого из вышеуказанных подходов и
покажите на конкретных примерах целесообразность их применения для
решения тех или иных проблем.
Вопрос 3 : Для любой известной Вам фирмы предложите ряд мероприятий в
области управления , способствующих улучшению ее положения на рынке .
Свои предложения аргументируйте .
Ответ :
1. Ф.Тейлор – основоположник школы научного управления
( рационалистическая ) .
Его исследования явились теоритической базой в области управления . Он
разработал систему взаимодействия субъекта и объекта .
Тейлор разрабатывает основные принципы управления :
Подбор рабочих на основе их квалификации , обучения , переподготовки .
Равномерное распределение обязанностей между исполнителями .
Гармония исполнителей и управленцев .
2. Э.Мэйо – представитель школы человеческих отношений .
Он полагал , что на производительность труда исполнителя оказывает
влияние не только на материальные , но и социальные и психологические
факторы . Этот вывод в науке управления получил название “ эффект Хоторн
” ( эксперимент с освещением ) .
Мэйо развивает теорию теорию мотивации : если удовлетворять потребности
сиполнителя , то от этого выиграют и работодатель и работник .
Тема 3 : Организация как система : общая модель и ее характеристики .
Эффективность организации .
Вопрос 1 : Что заставляет организацию изменяться ? Можно ли предвидеть
обстоятельства , заставляющие организацию вносить изменения в свою
структуру ?
Вопрос 2 : Выберите из приведенного перечня формальные и неформальные
организации и объясните , почему Вы отнесли их к той или иной группе .
Вопрос 3 : Классифицируйте перечисленные рессурсы по видам и объясните
принципы классификации .
Вопрос 4 : Охарактеризуйте показатели эффективности современной
организации в соответствии с теорией П.Дракера .
Результативность и эффективность
Чтобы быть успешной в течении долгого времени, чтобы выжить и
достичь своих целей организация должна быть как эффективной, так и
результативной.
По словам популярного исследователя Питера Друкера, результативность
является следствием того, что “делаются нужные, правильные вещи”. А
эффективность является следствием того, что” правильно создаются эти
самые вещи”. И первое и второе одинаково важно.
Все компании, добившиеся значительных успехов, делали “правильные
вещи”, выбрав цель, которая соответствовала какой-то важной потребности,
существующей в мире. Кроме того, эти организации делали ”свои вещи
правильно”. “МакДоналдс” определили способы приготовления гамбургеров
так,чтобы обеспечить невысокую себестоимость, устойчиво высокое
качество.
Вопрос 5 : Постройте подробную схему факторов внешней среды прямого и
косвенного воздействия для следующих организаций :
автомобильного завода ;
кондитерская фабрика ;
ресторан ;
туристическое агентство .
Какой вид внешней среды важнее – прямого воздействия или косвенного ?
может ли организация быть совершенно уверена в точности данных учета
изменений внешеней среды ?
Ответ :
1. Организацию заставляют меняться обстоятельства , ситуация , факторы ,
внешняя и внутренняя среда .
Рассматривая любую организацию , можно выделить то , что находится
внутри и вне ее , то есть внутреннюю и внешнюю среду . Внутренняя среда
является , в основном , результатом управленческих решений . Но это не
значит , что все параметры внутренней среды полностью могут
контролироваться руководством. Основные переменные внутренней среды
организации , которые требуют внимания менеджеров , это цели , структура
, задачи , технология , люди .
Чтобы успешно функционировать , организации надо приспосабливаться к
внешней среде . Внешняя среда организации включает экономические ,
политические условия , законодательство, правительственные акты ,
конкурирующие организации , технику , технологию и другие составляющие .
К внешней среде относятся : среда прямого воздействия и среда косвенного
воздействия на организацию .
Хотя организация и зависит полностью от внешней среды , среда эта , как
правило , находится вне пределов влияния менеджеров .
Я считаю , что можно предвидеть обстоятельства , заставляющие
организацию вносить изменения в свою структуру , но не все
обстоятельства .
Тема 4 : Планирование в менеджменте .
Вопрос 1 : На основе конкретных примеров покажите , как формируется
миссия организации , приведите примеры миссии коммерческого банка ,
государственного предприятия , инвестиционной компании .
Вопрос 2 : Рассмотрите основные составляющие системы внутрифирменного
планирования . Охарактеризуйте взаимосвязь систем перспективного и
текущего планирования .
Вопрос 3 : По каким критериям можно классифицировать цели организации ?
Приведите примеры классификации целей организации и заполните таблицу .
Предложите схему разработки стратегии , сформулируйте миссию ,
определите краткосрочные , среднесрочные и долгосрочные цели .
Вопрос 4 : Почему фирмы занимаются разработкой стратегии ?
Вопрос 5 : Начертите график жизненного цикла организации , пользуясь
данными .
Ответ :
1. Миссия – это деловое понятие , отражающее предназначение бизнеса, его
философию . Миссия помогает определить , чем в действительности
занимается предприятие : каковы его сущность , масштабы , перспективы,
направления роста , отличия от конкурентов . Определение миссии тесно
связано с маркетингом и предполагает ответ на вопрос : “Какую пользу
фирма может принести потребителям , достигая при этом большего успеха на
рынке ?”.
Формулировка миссии должна быть яркой , лаконичной , динамичной
конструкцией , удобной для восприятия и отражает следущие аспекты :
круг удовлетворяемых потребностей ;
характеристика продукции предприятия и ее конкурентных преимуществ;
перспективы роста бизнеса .
Миссия салона красоты для женщин , исходя из потребительских нужд и
перспективой роста : сегодня – только прически , завтра – макияж ,
лечебные процедуры и т.д. , можно определить так : “Мы делаем женщин
красивыми .”
Миссия коммерческого банка : “Мы экономим Ваши деньги и время.”, “Стихии
не подвластен.”
Тема 5 : Структура управления организацией .
Вопрос 1 : Предложите новую организационную структуру фирмы с
закреплением конкретной функции за подразделениями аппарата управления .
Перечислите факторы, которые необходимо учесть менеджеру при разработке
новой структуры управления фирмой . Определите оптимальную структуру
управления и перечислите основные преимущества и недостатки .
Вопрос 2 : Постройте график зависимости вида организационных структур от
степени нестабильности внешней среды . Дайте пояснения .
Вопрос 3 : Составьте инструкцию для подчиненного при передаче ему части
своих полномочий .
Вопрос 4 : Какова , по Вашему мнению , связь делегирования с
формированием внутренней структуры организации .
Вопрос 5 : Сравните достоинства и недостатки централизованного и
децентрализованного методов управления .
Ответ :
4. По мере расширения деятельности и роста масштабов организации
руководитель вынужден часть своих задач передавать подчиненным , так как
время , знания и опыт любого руководителя ограничены и единоличное
руководство становится невозможным или крайне неэффективным .
5. Централизованная форма управления предусматривает осуществление
руководства хозяйственной деятельностью входящих в фирму предприятий из
одного центра , жесткую регламентацию и координацию их деятельности ,
полное отсутствие у них хозяйственной самостоятельности вплоть до того ,
что их ответственность за сбыт продукции прекращается после того , как
они отгрузят свой товар сбытовому органу фирмы .
Такая форма организации управления используется обычно небольшими
компаниями , выпускающими один вид продукции или продукцию одной отрасли
, технологический процесс которой тесно увязан , работающими
преимущественно в добывающих отраслях промышленности и ориентирующимися
на местный или национальный рынок .
Децентрализованная форма управления предполагает создание внутри фирмы
производственных отделений , пользующихся полной хозяйственной
самостоятельностью , то есть наделенных широкими полномочиями как в
сфере производства , так и в сфере сбыта и несущих ответственность за
получение прибылей .За высшей администрацией фирмы сохраняются функции
контроля за оперативной деятельностью отделений , координация их работы
и определение основных направлений для обеспечения эффективности и
прибыльности деятельности компании , а также осуществление
перспективного планирования . Обычно на производственные отделения
возлагается вся полнота ответственности за организацию
производственно-сбытовой деятельности . Каждое производственное
отделение самостоятельно финансирует свою деятельность , вступает на
коммерческой основе в партнерские отношения с любыми третьими сторонами
.
Тема 6 : Мотивация и потребности .
Вопрос 1 : Охарактеризуйте современные тенденции в сфере мотивации
работников . Сформулируйте сущность содержательных и процессуальных
теорий мотивации . Насколько они применимы в современных российских
компаниях ?
Вопрос 2 : Приведите конкретные примеры организации мотивации
сотрудников при использовании экономических методов
( индивидуальных и групповых систем ) , управления по целям ,
обогащения труда , системы участия для следующих групп персонала :
рабочих , служащих , менеджеров высшего звена .
Ответ :
1. Мотивация - от латинского “moveo” движение . В менеджменте под
мотивацией понимают функцию управления , имеющей цель активизировать
работающих и побудить их эффективно трудиться для выполнения целей ,
поставленных в планах . Другими словами мотивация это то , что
заставляет человека действовать и вести себя нужным образом .
Содержательная теория мотивации основывается на индентификации тех
внутренних побуждений ( потребностей ) , которые заставляют людей
действовать так , а не иначе .
А.Маслоу – представитель содержательной теории мотивации . Он считал ,
что в основе мотивации человека лежат его потребности .
Взгляды А.Маслоу оказали заметное влияние на многие области человеческой
деятельности , в том числе и на развитие теории и практики управления .
Однако , жизнь показала , что эта теория не всегда соответствует
практике .
Ф.Герцберг - представитель содержательной теории мотивации . Он считал ,
что в основе теории мотивации человека лежат факторы , связанные с
окружающей средой , в которой осуществляется работа , и факторы ,
связанные с характером и сущностью работы .
В процессуальной теории мотивации анализируется то , как человек
распределяет усилия для достижения различных целей и как выбирает
конкретный вид поведения . В основе мотивации человека лежат
психологические факторы .
В российской практике бизнеса все чаще используются различные
нововведения в мотивации труда . Среди таких инновации – установление
длч работников нестандартсного , взаимоудобного рабочего режима . Суть
мотивации заключается в том , что раьотник сам себе устанавливает
рабочее время , чтобы его было достаточно для выполнения требуемой
работы . Один трудится с 8 до 16 , другой с 12 до 20 часов . Если
работник справился быстрее – можно идти домой или работать дополнительно
. Некоторые менеджеры устанавливиют недельное задание и , если работник
его сделает быстрее , то у него появляются дополнительные выходные дни .
Тема 7 : Контроль .
Вопрос 1 :Сформулируйте стандарты контроля и изложите схему организации
контроля .
Вопрос 2 : В чем , на Ваш взгляд , заключается значение предварительного
и заключительного контроля для эффективной деятельности организации ?
Связаны ли между собой различные типы контроля ? Если да , то как ?
Вопрос 3 : Контроль за использованием каких рессурсов имеет , по Вашему
мнению , приоритетное значение и почему ?
Ответ 1 : Стандарты – конкретные цели , прогресс в отношении которых
поддается измерению .
Все стандарты , используемые для контроля , должны быть выбраны из
много численных целей и стратегий организации .
Цели , которые могут быть использованы в качестве стандартов для
контроля , отличают две очень важные особенности . Они характеризуются
наличием временных рамок , в которых должнв быть выполнена работа , и
конкретного критерия , по отношению к которому можно оценить степень
выполнения работы .
Схема организации контроля :
1 уровень – финансовые сметы , внутренние и внешние проверки ;
2 уровень – анализ всех сделок ;
3 уровень – отчеты о доходах и потерях на уровнях отделения с
использованием детализированных бюджетных матриц и процедур отчетности .
Тема 8 : Современный менеджер и его деятельность .
Вопрос 1 : Составьте сравнительную таблицу достоинств и недостатков
различных форм власти руководителя .
Вопрос 2 : Исходя из принципов теорий “х” и “y” , изложите модель
поведения руководителя в следующей ситуации :
продукция предприятия забракована покупателем и на ликвидацию
недостатков у организации есть всего два вызодных .
Вопрос 3 : Пользуясь решеткой Блейка – Мутона , определите поведение
руководителя в следующей ситуации :
Переезд в новое помещение фирмы сопряжен с уплатой неустойки по аренде
помещения в размере 5% годового дохода фирмы и расходами на переезд в
размере трехмесячного дохода. Доходы от лучшего месторасположения фирмы
возрастут на 35% в год .
Вопрос 4 : Может ли менеджер одновременно быть ориентирован на задание и
на работника ? Какой стиль руководства , по Вашему мнению , является
наилучшим ? Может ли быть стиль руководства гибким ? Обоснуйте свой
ответ .
Ответ :
1. Универсальным средством нахождения единства социальных и
хозяйственных целей в сфере производства является решетка
Блейка – Мутона .
Строится решетка на комбинации двух фундаментальных составляющих работы
менеджера : отношения к производству и отношения к людям , и
представляет собой матрицу размером 9:9 позиций . По вертикали в ней
отражено 9 степеней отношения к людям ( забота о человеке ) , а по
горизонтали столько же степеней отношения к производству ( забота о
производстве ) .
В решетке имеется 81 возможная позиция , самая лучшая из которых имеет
координаты 9:9 – максимум по обеим показателям .
Различные позиции на решетке Блейка – Мутона выражают типичные модели
такого поведения . Модель поведения , при которой менеджер полностью
сконцентрирован на производстве , называется моделью управления на
основе задач . При этом менеджер выступает как требовательный
руководитель , который следит за выполнением планов и дисциплиной
сотрудников . Отклонение от намеченного плана рассматривается как
результат ошибки кого-либо из сотрудников , который должен быть наказан
. подчинение сотрудников решениям руководителя – безусловное ,
несогласие считается нарушение субординации . Недостатки такой модели
поведения менеджера связаны с наличием условий , подавляющих творческую
энергию сотрудников и снижающих их отдачу .
В другой модели людей не принуждают к работе , они пользуются поощрением
и поддержкой . Их ошибки прощаются . Упор делается на неформальном
общении . Сотрудники стараются избегать взаимной критики . Новые цели
или идеи , которые могут нарушить взаимоотношения людей , не внедряются
. Подобная модель поведения менеджера приводит к росту затрат и потере
работоспособности сотрудников . Оптимальной является такая модель
поведения менеджера , которая обеспечивает гармоничное сочетание двух
предыдущих моделей – интеграцию людей вокруг производства.
Чтобы выбрать оптимальную позицию , менеджер должен прочувтвовать
изнутри , потренировать каждую ориентацию в решетке Блейка – Мутона .
Таким образом , он определит стиль руководства .
Тема 9 :Финансовый менеджмент .
Вопрос 1 : Какие цели стоят перед финансовым менеджером в области
управления собственным капиталом ? Что включает в себя понятие
“управления собственным капиталом ”?
Вопрос 2 : Как Вы считаете , каково влияние форм собственности и
организационно-правовых форм предприятия на финансовый менеджмент ?
Вопрос 3 : Проанализируйте источники финансирования фирмы . Что можно
считать оптимальной структурой финансирования ?
Ответ :
1 .Финансовый менеджмент – управление денежным потоком предприятия с
целью эффективного их размещения для получения максимальной прибыли .
Управлять собственным капиталом – значит принимать эффективные решения
по его размещению , использованию . А принимать эти решения можно только
на базе точной и достоверной информации , которую предоставляют данные
бухгалтерского учета .
Финансовый менеджер – управляющий финансовой деятельностью предприятия .
Перед финансовым менеджером стоят следующие цели :
Определение источников финансирования ;
Управление оборотным капиталом , определение его оптимального размера ;
Капитальные вложения , определение текущей и перспективной цены компании
, оценка финансового риска ;
Определение финансового планирования , составление бюджета ;
Определение финансовой устойчивости предприятия .
Тема 10 : Коммуникационные процессы в менеджменте .
Вопрос 1 : Проанализируйте сравнительные характеристики различных типов
коммуникационных систем .
Вопрос 2 : Покажите на конкретном примере (условном) возможности
искажения информации на каждом уровне информационной сети .
Вопрос 3 : Что следует предпринять руководству фирмы в этом случае ?
Какая информация является типичной в случае распространения слухов?
Ответ :
1 . Типы коммуникационных систем :
Коммуникации по восходящей , то есть снизу вверх , также выполняют
функцию оповещения верха о том , что делается на низших уровнях . Таким
путем руководство узнает о текущих или назревающих проблемах и
предлагает возможные варианты исправления положения дел . обмен
информации по восходящей обычно происходит в форме отчетов , предложений
и объяснительных записок .
Коммуникации между различными отделами . В дополнение к обмену
информацией по нисходящейили восходящей организации нуждаются в
горизонтальных коммуникациях . Организация состоит из множества
подразделений , поэтому обмен информацией между ними нужен для
координации задач и действий . Поскольку организация – это система
взаимосвязанных элементов , руководство должно добиваться , чтобы
специализированные элементы работали совместно , продвигая организацию в
нужном направлении .
Коммуникации руководитель-подчиненный . Возможно , наиболее очевидным
компонентом коммуникаций в организации являются отношения между
руководителем и подчиненным .
Коммуникации между руководителем и рабочей группой . Коммуникации с
рабочей группой в целом позволяют руководителю повысить эффективность
действий группы . Поскольку в обмене информацией учавствуют все члены
группы , каждый имеет возможность поразмышлять о новых задачах и
приоритетах отдела , о том , как следовало бы работать вместе , о
предстоящих изменениях и возможных их последствиях для этого и других
отделов , о недавних проблемах и достижения , предложениях
рационализаторского характера . Кроме того иногда рабочая группа
собирается без руководителей для обсуждения проблем , усовершенствований
или надвигающихся перемен . Такие отношения равенства могут
способствовать повышению удовлетворенности сотрудников своей работой .
Неформальные коммуникации . Канал неформальных коммуникаций можно
назвать каналом распространения слухов .
2. Процесс коммуникации состоит из следующих этапов :
Этап отправления .
Тот , кто передает информацию , называется отправителем . Это ключевая
роль , заключающаяся в проектировании и кодировании информации ,
предназначенной для передачи другим участникам процесса . Выполнение
данной роли начинается с идентификации индивидом себя в рамках
коммуникационного процесса и формулирования значения или смысла того ,
почему и что он хочет передать другому участнику . За этим следует
кодирование идеи .
Этап кодирование значения .
Кодирование – это трансформирование предназначенного для передачи
значения в послание или сигнал , который может быть передан .
Кодирование в коммуникационном процессе начинается с выбора системы
кодовых знаков – носителей информации . Формируется послание ,
содержащее данные с определенным значением . смысл или значение послание
представляют собой принадлежащие отправителю идеи , факты , ценности ,
отношения и чувства . при этом отправитель рассчитывает , что послание
воспринято адекватно заложенному в него значению .
Этап получения .
Послание посредством передатчика поступает в передающий канал ,
доводящий его до заданного адресата . Передатчиком может быть как сам
человек , так и техническое средство , а также химическое или физическое
состояние среды . Канал выводит послание на приемник , который фиксирует
получение данного послания по другую сторону канала . Тот , кого
достигло и кому было адресовано послание , называется получателем .
Этап раскодирование значения .
Раскодирование включает восприятие послания получателем , его
интерпретацию ( как понял ) и оценку ( что и как принял ) .
возможное искажение в значении послания связано с наличием в процессе
коммуникации шума . Шум – это любое вмешательство в процесс коммуникации
на любом из его участков , искажающее смысл послания . Примерами наличия
шума может быть следующее : звуковые ошибки в произношении ; наличие
более сильного параллельного сигнала ; языковые ошибки ; искажения в
линиях связи ; добавления к посланию на различных уровнях и т.д.
Последним важным элементом коммуникационного процесса является обратная
связь , появляющаяся в результате обмена участников процесса ролями .
Получатель становится отправителем и наоборот . Обратная связь – это
ответ получателя на послание . Она дает возможность отправителю узнать
дошло ли послание до адресата и в каком значении .
3. Типичная информация , передаваемая по каналам распространения слухов
:
Предстоящие сокращения производственных рабочих ;
Новые меры по наказаниям за опоздания ;
Изменения в структуре организации ;
Грядущие перемещения и повышения ;
Подробное изложение спора двух руководителей на последнем совещании по
сбыту ;
Кто кому назначает свидания после работы .
Слухи можно обернуть в свою пользу . Периодически можно организовывать
утечку информации и узнавать о реакции на нее по каналам обратной связи
на нее в этой системе , перед тем как принимать решение или что-то
изменять в своих действиях . Так можно выявить возможную рекцию людей .
Тема 11 : Принятие и реализация управленческих решений .
Вопрос 1 : Приведите примеры принятия решений в условиях определенности
и неопределенности . Какие обстоятельства влияют на принятие того или
иного управленческого решения? Какие методики принятия решений Вы можете
назвать ?
Вопрос 2 : Разработайте схему процесса принятия решения .
Ответ 1 :
Принятие решения в условиях определенности .
Решение принимается в условиях определенности , когда руководитель в
точности знает результат каждого из альтернативных вариантов выбора .
Примером определенного решения может быть вложение избыточной наличности
в 10%-е депозитные сертификаты . Руководитель знает , что за исключением
возникновения крайне маловероятных чрезвычайных обстоятельств ,
вследствие чего федеральное правительство не сможет выполнить свои
обязательства , организация получит ровно 10% на вложенные средства .
Подобным образом руководитель может , по меньшей мере на ближайшую
перспективу , точно установить какими будут затраты на производство
определенного изделия , поскольку арендная плата , стоимость материалов
и рабочей силы известны или могут быть рассчитаны с высокой точностью .
Принятие решения в условиях неопределенности .
Решение принимается в условиях неопределенности , когда невозможно
оценить потенциальных результатов .Это должно иметь место , когда
требующие учета факторы настолько новы и сложны , что насчет них
невозможно получить достаточно релевантной информации . В итоге
вероятность определенного последствия невозможно предсказать с
достаточной степенью достоверности . Неопределенность характерна для
некоторых решений , которые приходится принимать в быстро меняющихся
обстоятельствах . Наивысшим потенциалом неопределенности обладает
социокультурная , политическая и наукоемкая среда . Решения министерства
обороны о разработке исключительно сложного нового оружия зачастую
изначально неопределены . Причина в том , что никто не знает – как будет
использовано оружие и произойдет ли это вообще , а также какое оружие
может применить противник . Поэтому министерство часто не в состоянии
определить , будет ли новое оружие действительно эффективным к тому
времени , когда оно поступит в армию , а это может произойти , например
, через пять лет . Однако на практике очень немногие управленческие
решения приходится принимать в условиях полной неопределенности .
На принятие решения могут влиять такие факторы : личностные оценки
руководителя , информационные ограничения , поведенческие ограничения .
Методы принятия решения :
Платежная матрица –является следствием сочетания конкретной стратегии с
конкретными обстоятельствами .
Дерево решений – позволяет руководителю учесть все возможные варианты
действий и соотнести с ними финансовые возможности предприятия .
Тема 12 : Психологический климат в коллективе .
Вопрос 1 : Приведите примеры того , как влияют на создание конфликтной
ситуации и возникновение инцидента ошибки руководителя в разработке
стратегии , осуществлении делегирования , мотивации , контроля .
Вопрос 2 : Как влияет на психологическое состояние коллектива качество
коммуникаций ?
Вопрос 3 : Какие существуют пути выхода из деструктивного конфликта?
Какие методы борьбы с деструктивным конфликтом можно выработать ?
Обоснуйте свой ответ .
Вопрос 4 : Правильно ли утверждение , что устойчивость к конфликтам
присуща исключительно крупным фирмам ? Обоснуйте свой ответ .
Тема 1 : Методологические основы менеджмента .
Вопрос 1 :Раскройте сущность принципов и покажите на конкретных примерах
, к чему приводит их игнорирование на практике .
Ответ 1 : Основные принципы менеджмента :
Принцип научности ( важно понимать причины несовпадения целей и
результатов , видеть противоречия между теорией и практикой , знать
свойства больших систем и методы работы в них ) ;
Принцип системности и комплексности ( важно видеть наиболее значимый
комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных подсистем , входящих в
организацию ) ;
Принцип единоначалия и коллегиальности в выработке решений ( за
реализацию коллегиально принятого решения персональную ответственность
несет руководитель организации ) ;
Принцип демократического централизма ( означает необходимость разумного
, рационального сочетания централизованного и децентрализованного начал
в управлении , соотношение прав и ответственности между руководством и
коллективом ; нарушение данного баланса ведет либо к автократии в
управлении , либо к охлократии – власти толпы ) ;
Принцип баланса власти ( основной закон : уровень влияния руководителя
на подчиненных равен степени зависимости подчиненных от руководителя ) ;
Принцип оптимального сочетания отраслевых ( интересов организаций ) и
территориальных интересов ( экология , занятость населения , социальные
, культурно-этнические и экономические проблемы регионов ) ;
Принцип приоритетности действий с учетом значимости этапов работ ;
Принцип оптимального сочетания положительной синергичности в
деятельности организации ( через общую заинтересованность в результатах
труда ) и здоровой состязательности ( конкуренции ) между ее членами ;
Постоянный учет психологических , возростных , половых ,
культурно-этнических особенностей работников и их мотивацию .
Вопрос 2 : Объясните значение каждой подсистемы менеджмента , в какой
очередности они должны быть задействованы и почему .
Ответ 2 :
Тема 2 : Современные концепции менеджмента .
Вопрос 1 : Кратко изложите и сравните соответствующие взгляды Ф.Тейлора
и Э.Мэйо . В какой степени , на Ваш взгляд, позиции этих ученых нашли
отражение в современных концепциях менеджмента ?
Ответ 1 :
1. Ф.Тейлор – основоположник школы научного управления
( рационалистическая ) .
Его исследования явились теоритической базой в области управления . Он
разработал систему взаимодействия субъекта и объекта .
Тейлор разрабатывает основные принципы управления :
Подбор рабочих на основе их квалификации , обучения , переподготовки .
Равномерное распределение обязанностей между исполнителями .
Гармония исполнителей и управленцев .
2. Э.Мэйо – представитель школы человеческих отношений .
Он полагал , что на производительность труда исполнителя оказывает
влияние не только на материальные , но и социальные и психологические
факторы . Этот вывод в науке управления получил название “ эффект Хоторн
” ( эксперимент с освещением ) .
Мэйо развивает теорию теорию мотивации : если удовлетворять потребности
сиполнителя , то от этого выиграют и работодатель и работник .
Тема 3 : Организация как система : общая модель и ее характеристики .
Эффективность организации .
Вопрос 1 : Что заставляет организацию изменяться ? Можно ли предвидеть
обстоятельства , заставляющие организацию вносить изменения в свою
структуру ?
Ответ :
1. Организацию заставляют меняться обстоятельства , ситуация , факторы ,
внешняя и внутренняя среда .
Рассматривая любую организацию , можно выделить то , что находится
внутри и вне ее , то есть внутреннюю и внешнюю среду . Внутренняя среда
является , в основном , результатом управленческих решений . Но это не
значит , что все параметры внутренней среды полностью могут
контролироваться руководством. Основные переменные внутренней среды
организации , которые требуют внимания менеджеров , это цели ,
структура, задачи , технология , люди .
Чтобы успешно функционировать , организации надо приспосабливаться к
внешней среде . Внешняя среда организации включает экономические ,
политические условия , законодательство, правительственные акты ,
конкурирующие организации , технику , технологию и другие составляющие .
К внешней среде относятся : среда прямого воздействия и среда косвенного
воздействия на организацию .
Хотя организация и зависит полностью от внешней среды , среда эта , как
правило , находится вне пределов влияния менеджеров .
Я считаю , что можно предвидеть обстоятельства , заставляющие
организацию вносить изменения в свою структуру , но не все
обстоятельства.
Тема 4 : Планирование в менеджменте .
Вопрос 1 : На основе конкретных примеров покажите , как формируется
миссия организации , приведите примеры миссии коммерческого банка ,
государственного предприятия , инвестиционной компании .
Ответ :
1. Миссия – это деловое понятие , отражающее предназначение бизнеса, его
философию . Миссия помогает определить , чем в действительности
занимается предприятие : каковы его сущность , масштабы , перспективы,
направления роста , отличия от конкурентов . Определение миссии тесно
связано с маркетингом и предполагает ответ на вопрос : “Какую пользу
фирма может принести потребителям , достигая при этом большего успеха на
рынке ?”.
Формулировка миссии должна быть яркой , лаконичной , динамичной
конструкцией , удобной для восприятия и отражает следущие аспекты :
круг удовлетворяемых потребностей ;
характеристика продукции предприятия и ее конкурентных преимуществ;
перспективы роста бизнеса .
Миссия салона красоты для женщин , исходя из потребительских нужд и
перспективой роста : сегодня – только прически , завтра – макияж ,
лечебные процедуры и т.д. , можно определить так : “Мы делаем женщин
красивыми .”
Миссия коммерческого банка : “Мы экономим Ваши деньги и время.”, “Стихии
не подвластен.”
Тема 5 : Структура управления организацией .
Вопрос 1 : Предложите новую организационную структуру фирмы с
закреплением конкретной функции за подразделениями аппарата управления .
Перечислите факторы , которые необходимо учесть менеджеру при разработке
новой структуры управления фирмой . Определите оптимальную структуру
управления и перечислите основные преимущества и недостатки .
Ответ 1 : Структура управления – совокупность устойчивых связей объектов
и субъектов управления организации , реализованных в конкретных
организационных формах , обеспечивающих целостность управления и его
тождественность самому себе , то есть сохранение основных свойств при
различных внутренних и внешних изменениях .
Функции управления и структура управления находятся в диалектическом
единстве . При создании новой организации функции являются основой для
формирования структуры ( подразделений , должностей , закрепления за
ними прав , полномочий и ответственности ). При совершенствовании или
диверсификации производства и управления основой является структура ,
которая определяет диапазон возможного изменения набора функций . При
этом структура принципиально не меняется , то есть сохраняются ключевые
подразделения и должности .
Последовательность действий при разработке организационной системы :
Осуществить деление деление организации по горизонтали на широкие блоки
, соответствующие важнейшим направлениям деятельности по реализации
стратегии . Решить , какие виды деятельности должны выполняться
линейными подразделениями , а какие – штабными .
Установить соотношения полномочий различных должностей . При этом
руководство устанавливает цель команд , если необходимо , производит
дальнейшее деление на более мелкие организационные подразделения , чтобы
более эффективно использовать специализацию и избежать перегрузки
руководства .
Определить должностные обязанности как совокупность определенных задач и
функций и поручить их выполнение конкретным лицам . В организациях ,
деятельность которых в значительной мере связана с технологией ,
руководство разрабатывает даже конкретные задачи и закрепляет их за
непосредственными исполнителями , которые и несут ответственность за их
удовлетворительное выполнение .
Организационная структура управления делится на иерархическую
( бюрократическую ) и адаптивную ( гибкая ) .
Иерархическая организационная структура управления характеризуется
высокой степенью разделения труда , развита иерархия управления ,
наличие многочисленных правил и норм поведения . К ней относятся :
Функциональная организационная структура управления – процесс деления
организации на отдельные функциональные блоки , каждый из которых имеет
четко-определенные функции и задачи . К ней относят : линейную ,
линейно-функциональную , линейно-штабную организационную структуру
управления .
Дивизиональная организационная структура управления – возникновение ее
было обусловлено увеличением размеров фирмы , расширением производства и
ассортимента продукции . В соответствии с дивизиональной структурой
деление на функциональные блоки происходит повидам товаров , услуг ,
группам потребителей , географическим регионам . К ней относят :
продуктовую , дивизиональную ( функциональную ) , региональную
организационную структуру управления .
Адаптивная организационная структура управления – эта стуктура лучше
приспособлена к быстрой смене внешних условий и внедрению новых
технологий . К ней относятся :
Проектная организационная структура управления – временная структура ,
создаваемая для решения конкретных задач . Для этого в одну команду
собирают самых квалифицированных сотрудников организации для
осуществления сложного проекта в установленные сроки .
Матричная организационная структура управления – разновидность проектной
, сотрудники набираются из различных функцирональных отделов для работы
над конкретным проектом .
Конгломератная организационная структура управления – организация
приобретает ту структуру , которая лучше всего подходит для данной
ситуации .
Вопрос 4 : Какова , по Вашему мнению , связь делегирования с
формированием внутренней структуры организации .
Ответ :
4. По мере расширения деятельности и роста масштабов организации
руководитель вынужден часть своих задач передавать подчиненным , так как
время , знания и опыт любого руководителя ограничены и единоличное
руководство становится невозможным или крайне неэффективным .
Тема 6 : Мотивация и потребности .
Вопрос 1 : Охарактеризуйте современные тенденции в сфере мотивации
работников . Сформулируйте сущность содержательных и процессуальных
теорий мотивации . Насколько они применимы в современных российских
компаниях ?
Ответ :
1. Мотивация - от латинского “moveo” движение . В менеджменте под
мотивацией понимают функцию управления , имеющей цель активизировать
работающих и побудить их эффективно трудиться для выполнения целей ,
поставленных в планах . Другими словами мотивация это то , что
заставляет человека действовать и вести себя нужным образом .
Содержательная теория мотивации основывается на индентификации тех
внутренних побуждений ( потребностей ) , которые заставляют людей
действовать так , а не иначе .
А.Маслоу – представитель содержательной теории мотивации . Он считал ,
что в основе мотивации человека лежат его потребности .
Взгляды А.Маслоу оказали заметное влияние на многие области человеческой
деятельности , в том числе и на развитие теории и практики управления .
Однако , жизнь показала , что эта теория не всегда соответствует
практике .
Ф.Герцберг - представитель содержательной теории мотивации . Он считал,
что в основе теории мотивации человека лежат факторы , связанные с
окружающей средой , в которой осуществляется работа , и факторы ,
связанные с характером и сущностью работы .
В процессуальной теории мотивации анализируется то , как человек
распределяет усилия для достижения различных целей и как выбирает
конкретный вид поведения . В основе мотивации человека лежат
психологические факторы .
В российской практике бизнеса все чаще используются различные
нововведения в мотивации труда . Среди таких инновации – установление
длч работников нестандартсного , взаимоудобного рабочего режима . Суть
мотивации заключается в том , что раьотник сам себе устанавливает
рабочее время , чтобы его было достаточно для выполнения требуемой
работы . Один трудится с 8 до 16 , другой с12 до 20 часов . Если
работник справился быстрее – можно идти домой или работать дополнительно
. Некоторые менеджеры устанавливиют недельное задание и , если работник
его сделает быстрее , то у него появляются дополнительные выходные дни .
Тема 7 : Контроль .
Вопрос 1 :Сформулируйте стандарты контроля и изложите схему организации
контроля .
Ответ 1 : Стандарты – конкретные цели , прогресс в отношении которых
поддается измерению .
Все стандарты , используемые для контроля , должны быть выбраны из
много численных целей и стратегий организации .
Цели , которые могут быть использованы в качестве стандартов для
контроля, отличают две очень важные особенности . Они характеризуются
наличием временных рамок , в которых должнв быть выполнена работа , и
конкретного критерия , по отношению к которому можно оценить степень
выполнения работы .
Схема организации контроля :
1 уровень – финансовые сметы , внутренние и внешние проверки ;
2 уровень – анализ всех сделок ;
3 уровень – отчеты о доходах и потерях на уровнях отделения с
использованием детализированных бюджетных матриц и процедур отчетности .
Тема 8 : Современный менеджер и его деятельность .
Вопрос 3 : Пользуясь решеткой Блейка – Мутона , определите поведение
руководителя в следующей ситуации :
Переезд в новое помещение фирмы сопряжен с уплатой неустойки по аренде
помещения в размере 5% годового дохода фирмы и расходами на переезд в
размере трехмесячного дохода. Доходы от лучшего месторасположения фирмы
возрастут на 35% в год .
Ответ :
3. Универсальным средством нахождения единства социальных и
хозяйственных целей в сфере производства является решетка
Блейка – Мутона .
Строится решетка на комбинации двух фундаментальных составляющих работы
менеджера : отношения к производству и отношения к людям , и
представляет собой матрицу размером 9:9 позиций . По вертикали в ней
отражено 9 степеней отношения к людям ( забота о человеке ) , а по
горизонтали столько же степеней отношения к производству ( забота о
производстве ) .
В решетке имеется 81 возможная позиция , самая лучшая из которых имеет
координаты 9:9 – максимум по обеим показателям .
Различные позиции на решетке Блейка – Мутона выражают типичные модели
такого поведения . Модель поведения , при которой менеджер полностью
сконцентрирован на производстве , называется моделью управления на
основе задач . При этом менеджер выступает как требовательный
руководитель , который следит за выполнением планов и дисциплиной
сотрудников . Отклонение от намеченного плана рассматривается как
результат ошибки кого-либо из сотрудников , который должен быть наказан
. подчинение сотрудников решениям руководителя – безусловное ,
несогласие считается нарушение субординации . Недостатки такой модели
поведения менеджера связаны с наличием условий , подавляющих творческую
энергию сотрудников и снижающих их отдачу .
В другой модели людей не принуждают к работе , они пользуются поощрением
и поддержкой . Их ошибки прощаются . Упор делается на неформальном
общении . Сотрудники стараются избегать взаимной критики. Новые цели или
идеи , которые могут нарушить взаимоотношения людей , не внедряются .
Подобная модель поведения менеджера приводит к росту затрат и потере
работоспособности сотрудников . Оптимальной является такая модель
поведения менеджера , которая обеспечивает гармоничное сочетание двух
предыдущих моделей – интеграцию людей вокруг производства.
Чтобы выбрать оптимальную позицию , менеджер должен прочувтвовать
изнутри , потренировать каждую ориентацию в решетке Блейка – Мутона .
Таким образом , он определит стиль руководства .
Тема 9 :Финансовый менеджмент .
Вопрос 1 : Какие цели стоят перед финансовым менеджером в области
управления собственным капиталом ? Что включает в себя понятие
“управления собственным капиталом ”?
Ответ :
1 .Финансовый менеджмент – управление денежным потоком предприятия с
целью эффективного их размещения для получения максимальной прибыли .
Управлять собственным капиталом – значит принимать эффективные решения
по его размещению , использованию . А принимать эти решения можно только
на базе точной и достоверной информации , которую предоставляют данные
бухгалтерского учета .
Финансовый менеджер – управляющий финансовой деятельностью предприятия .
Тема 10 : Коммуникационные процессы в менеджменте .
Вопрос 2 : Покажите на конкретном примере (условном) возможности
искажения информации на каждом уровне информационной сети .
Ответ :
2. Процесс коммуникации состоит из следующих этапов :
Этап отправления .
Тот , кто передает информацию , называется отправителем . Это ключевая
роль , заключающаяся в проектировании и кодировании информации ,
предназначенной для передачи другим участникам процесса . Выполнение
данной роли начинается с идентификации индивидом себя в рамках
коммуникационного процесса и формулирования значения или смысла того ,
почему и что он хочет передать другому участнику . За этим следует
кодирование идеи .
Этап кодирование значения .
Кодирование – это трансформирование предназначенного для передачи
значения в послание или сигнал , который может быть передан .
Кодирование в коммуникационном процессе начинается с выбора системы
кодовых знаков – носителей информации . Формируется послание ,
содержащее данные с определенным значением . смысл или значение послание
представляют собой принадлежащие отправителю идеи , факты , ценности ,
отношения и чувства . при этом отправитель рассчитывает , что послание
воспринято адекватно заложенному в него значению .
Этап получения .
Послание посредством передатчика поступает в передающий канал ,
доводящий его до заданного адресата . Передатчиком может быть как сам
человек , так и техническое средство , а также химическое или физическое
состояние среды . Канал выводит послание на приемник , который фиксирует
получение данного послания по другую сторону канала . Тот , кого
достигло и кому было адресовано послание , называется получателем .
Этап раскодирование значения .
Раскодирование включает восприятие послания получателем , его
интерпретацию ( как понял ) и оценку ( что и как принял ) .
возможное искажение в значении послания связано с наличием в процессе
коммуникации шума . Шум – это любое вмешательство в процесс коммуникации
на любом из его участков , искажающее смысл послания . Примерами наличия
шума может быть следующее : звуковые ошибки в произношении ; наличие
более сильного параллельного сигнала ; языковые ошибки ; искажения в
линиях связи ; добавления к посланию на различных уровнях и т.д.
Последним важным элементом коммуникационного процесса является обратная
связь , появляющаяся в результате обмена участников процесса ролями .
Получатель становится отправителем и наоборот . Обратная связь – это
ответ получателя на послание . Она дает возможность отправителю узнать
дошло ли послание до адресата и в каком значении .
Тема 11 : Принятие и реализация управленческих решений .
Вопрос 1 : Приведите примеры принятия решений в условиях определенности
и неопределенности . Какие обстоятельства влияют на принятие того или
иного управленческого решения? Какие методики принятия решений Вы можете
назвать ?
Ответ 1 :
Принятие решения в условиях определенности .
Решение принимается в условиях определенности , когда руководитель в
точности знает результат каждого из альтернативных вариантов выбора .
Примером определенного решения может быть вложение избыточной наличности
в 10%-е депозитные сертификаты . Руководитель знает , что за исключением
возникновения крайне маловероятных чрезвычайных обстоятельств ,
вследствие чего федеральное правительство не сможет выполнить свои
обязательства , организация получит ровно 10% на вложенные средства .
Подобным образом руководитель может , по меньшей мере на ближайшую
перспективу , точно установить какими будут затраты на производство
определенного изделия , поскольку арендная плата , стоимость материалов
и рабочей силы известны или могут быть рассчитаны с высокой точностью .
Принятие решения в условиях неопределенности .
Решение принимается в условиях неопределенности , когда невозможно
оценить потенциальных результатов . Это должно иметь место , когда
требующие учета факторы настолько новы и сложны , что насчет них
невозможно получить достаточно релевантной информации . В итоге
вероятность определенного последствия невозможно предсказать с
достаточной степенью достоверности . Неопределенность характерна для
некоторых решений , которые приходится принимать в быстро меняющихся
обстоятельствах . Наивысшим потенциалом неопределенности обладает
социокультурная , политическая и наукоемкая среда . Решения министерства
обороны о разработке исключительно сложного нового оружия зачастую
изначально неопределены . Причина в том , что никто не знает – как будет
использовано оружие и произойдет ли это вообще , а также какое оружие
может применить противник . Поэтому министерство часто не в состоянии
определить , будет ли новое оружие действительно эффективным к тому
времени , когда оно поступит в армию , а это может произойти , например
, через пять лет . Однако на практике очень немногие управленческие
решения приходится принимать в условиях полной неопределенности .
На принятие решения могут влиять такие факторы : личностные оценки
руководителя , информационные ограничения , поведенческие ограничения .
Методы принятия решения :
Платежная матрица –является следствием сочетания конкретной стратегии с
конкретными обстоятельствами .
Дерево решений – позволяет руководителю учесть все возможные варианты
действий и соотнести с ними финансовые возможности предприятия .
Тема 12 : Психологический климат в коллективе .
Вопрос 1 : Приведите примеры того , как влияют на создание конфликтной
ситуации и возникновение инцидента ошибки руководителя в разработке
стратегии , осуществлении делегирования , мотивации , контроля .
Ответ : 1.
В менеджменте под конфликтом понимают временное эмоциональное изменение
настроения в связи с получением или не получением информации ( в том
числе искаженной ) , вызывающее специфическое представление об
интересующем объекте , приводящее к отсутствию согласия между лицами ,
группами и нарушению нормативной деятельности этих лиц или групп . При
этом одна и та же информация у разных людей вызывает разную реакцию ,
порождающую или не порождающую конфликт .
Отсутствие четкой структуры организации , что приводит к слабому
промежуточному контролю за качеством исполнения . В результате на выходе
очень трудно определить , по чьей вине произошел сбой . Возникает
конфликт .
Конфликт может возникнуть из-за неправильной стимуляции подчиненных
поощрением и наказанием . Недопустимо , например , поощрять и наказывать
только за результат действия , игнорируя его мотивы . Если работник не
проявил трудолюбия , прилежания , его не следует благодарить за успехи .
Напротив , выполнение трудного задания новичком , проявление смекалки ,
успешное решение тяжелой задачи должны сопровождается поощрением .
Стимулируя подчиненных , менеджер , как правило , должен опираться на
поддержку коллектива . Иначе удостоенный похвалы попадет в разряд
“любимчиков ” , а наказанный – в разряд невинно обижанных . В обоих
случаях возникает конфликтная ситуация .
Исскуство менеджмента : практическое пособие . 1998г.
Менеджмент . Ф.М.Русинов , М.Л.Разу . 2000г.
Менеджмент . А.Большаков . 2000г.
Менеджмент . О.С. , А.Наумов . 1999г.
Основы менеджмента . Мескон Майкл . 1998г.
Стратегический менеджмент . В.Д.Маркова , С.А.Кузнецова . 2001г.
Менеджмент . И.Н.Герчикова . 1994г.
Журнал “Менеджмент в России и за рубежом.” №2 1999г .
Апрель (48)
Март (20)
Февраль (988)
Январь (720)
Январь (21)
2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная
ссылка на источник
обязательна.