Вопрос 1. Предмет, объект, цели, задачи и содержание курса. Возрастание сложности задач управления на современном этапе.
Вопрос 2. Система управления как упорядоченная совокупность взаимосвязанных между собой элементов и подсистем.
Вопрос 3. Модели систем управления. Состав подсистем управления.
Вопрос 4. Исследования и их роль в научной и практической деятельности человека. Основные термины и определения. Исследования – понятие многозначное:
. научный труд;
. научное изучение;
. вид деятельности человека, позволяющий познать и оценить сущность, особенность и тенденции развития явлений, изыскать возможности использования полученных знаний, в т.ч. в теории и практике управления.
Основные компоненты исследования:
. постановка целей и задач;
. предварительный анализ имеющейся информации, условий и методов решения;
. формулировка исходных гипотез, планирование и организация экспериментов, проведение экспериментов, анализ и обобщение полученных результатов;
. проверка исходных гипотез на основе полученных фактов и окончательная формулировка новых фактов и законов, получение объяснений или научных предсказаний.
В современном менеджменте исследования являются, главным фактором успеха, главным фактором повышения эффективности управления.
Исследования – это вид деятельности с более богатым содержанием, чем анализ, проектирование или диагностика.
Исследование проблемы или ситуации включает в себя более широкий набор методов, чем анализ или проектирование. Это и наблюдение, и оценка, и проведение экспериментов, и классификация, и построение показателей, и многое другое.
Исследования включают в себя анализ, но не сводится к нему. Исследование представляет собой более высокий уровень творчества человека.
Развитие профессионализма в различных областях деятельности ведёт к пониманию исследования как закономерного и естественного элемента её практической эффективности.
В настоящее время менеджеру целесообразно порядка 30% своего рабочего времени посвящать исследовательской работе.
Вопрос 5. Классификация видов исследования систем управления.
Если мы в качестве классификационного признака возьмём используемый метод исследования, то мы получим:
> по виду исследования: теоретические исследования, экспериментальные исследования, теоретико-экспериментальные исследования;
> стадии исследования: поисковые, научно-исследовательские разработки, опытно-промышленные разработки;
> по месту проведения: лабораторные, промышленные;
> по виду исследуемого объекта: натурные, модельные;
> по подходу к объекту исследования: локальные, комплексные;
> по сфере использования результатов: фундаментальные, прикладные.
Важнейшей задачей фундаментальных исследований является познание новых законов и закономерностей, при этом в ряде случаев такие исследования проводятся безотносительно к возможности практического использования в ближайшем будущем. Целью прикладных исследований является использование достижений фундаментальных исследований и техники для решения определённых практических проблем и задач. Поэтому прикладные исследования включают как правило работы по реализации (внедрению) полученных результатов. Это означает, что для существующих систем должно осуществляться их совершенствование, а для вновь создаваемых – проектирование и внедрение. Большинство исследований системы управления относится к задачам прикладного характера, но вместе с тем они могут иметь как эмпирическую, так и теоретическую направленность. В первом случае результаты исследования достигаются с помощью различного рода наблюдений и экспериментов. Во втором – познание явлений, происходящих в системе управления и определение характеристик её элементов основывается на использовании неких абстрактных объектов.
Практически исследования системы управления имеют теоретико- эмпирическую направленность, способствуют выявлению фактического состояния систем, подсистем и элементов, тенденций их развития, важнейших причинно- следственных связей, определённых направлений разработки и реализации мероприятий по усовершенствованию.
Комплексное исследование предусматривает изучение совокупности свойств управленческих элементов, их взаимосвязи и взаимодействия.
Комплексное исследование практически всеми исследователями признаётся более прогрессивным.
По использованию ресурсов: o ресурсоёмкие; o незначительные по ресурсоёмкости.
По времени: o продолжительные; o непродолжительные.
По информационному обеспечению: o исследование основывается на внутренней информации; o исследование с привлечением обширной внешней информации.
По степени организованности и участия персонала: o индивидуальные; o коллективные; o спонтанные; o организованные.
В практике исследования систем управления встречаются все типы исследований.
Вопрос 6. Основные понятия в исследовании систем управления.
Любое исследование имеет комплекс характеристик, которые необходимо учитывать при его проведении и организации:
Методология исследования.
| |Науковедение |Изучает вопросы организации и | | | |планирования научных исследований, | | | |социологию науки, логику науки. | |Она часть |гносеология |Изучает закономерности и возможности, | |науковедения и | |исследует ступени, формы, методы и | |философии. | |средства процесса познания, условия и | | | |критерии истинности научного знания. | |Выделяется в |методология |Учение о принципах построения, формах | |гносеологии как| |и способах познавательной | |её составная | |деятельности; учение о научных методах| |часть. | |познания; совокупность методов, | | | |применяемых в отдельных науках; учение| | | |о структуре логической организации, | | | |методах и средствах деятельности. | | |Как |Как | | | |учение о |совокупность | | | |методах |методов | | | |познания |какой-либо | | | |в целом |конкретной | | | | |области | | | | |научного | | | | |познания. | |
Научное познание – это общественно-исторический процесс, не существует вне познавательной деятельности отдельных индивидов, однако они могут познавать, исследовать лишь постольку, поскольку овладевают коллективно выработанной, объектизированной системой знаний, передаваемых от одного поколения к другому.
Научное исследование – это субъективный процесс получения новых научных знаний отдельным индивидом: учёным, исследователем, группой, коллективом.
Методологические положения исследования: это научные, обоснованно сформулированные утверждения о принципах, методах, способах и формах исследовательской работы.
Метод – система правил и приёмов изучения явления, способ теоретического исследования и практического осуществления чего-либо; путь исследования; теория, учения, совокупность приёмов, операций теоретического или практического исследования действительности; способ достижения цели.
Методы исследования –это совокупность целенаправленных действий и способов получения новых знаний об управленческих отношениях и системе управления.
Анализ – всесторонний разбор, рассмотрение; метод научного исследования путём рассмотрения отдельных сторон, свойств, составных частей чего-либо; составная часть любого исследования.
Функция управления – анализ представляет собой относительно обособленный вид управленческой деятельности, включает творческое изучение, систематизацию, обобщение и оценку информации о структуре, общих и специфический свойствах рассматриваемого объекта. Как правило это осуществляется с целью определения трудностей и противоречий движущих сил и возможностей, целесообразных путей развития и совершенствования.
Цель исследования – желаемый новый исследовательский результат- состояние объекта исследования, выраженный качественно или количественно. Часто с указанием сроков его достижения, испытателей и ресурсов.
Стратегия исследования – общий план правил и направлений ведения исследовательской работы для достижения определённых целей познавательной деятельности.
Вопрос 7. Характеристика исследования.
1) Методология исследования (см. выше). Совокупность целей, подходов, ориентиров, приоритетов, средств и методов исследования.
2) Организация исследования – порядок проведения исследования, основанный на распределении функций и ответственности, закреплённых в документах, нормативах, инструкциях.
3) Ресурсы исследования – комплекс средств и возможностей, например информационных, экономических и т.д., обеспечивающих успешное проведение исследования и достижение его результатов.
4) Объект и предмет исследования. Объект – система управления.
Предмет – конкретная проблема, решение которой требует проведение исследования.
5) Тип исследования – принадлежность исследования к определённому типу, характеризуется определённым набором характеристик и показателей.
6) Потребность исследования – степень остроты проблемы, требующей разрешения.
7) Результат исследования – модель (модели), методика (и), рекомендации, разработанные положения и инструкции, способствующие успешному разрешению проблемы, пониманию её содержания, причин и истоков, и последствий.
8) Эффективность исследования – оценка использованных ресурсов на проведение исследования и его результатов.
Вопрос 8. Сущность основных методологических подходов к исследованию систем управления (системного, комплексного, интеграционного и др.).
Системный подход. При этом подходе любая система, объект рассматривается как совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, имеющая вход, связи с внешней средой, выход, цель и обратную связь.
При проведении исследования системы управления системный подход предусматривает рассмотрение организаций как открытой многоцелевой системы, имеющей определённые рамки, взаимодействующие между собой, внутреннюю и внешнюю среды, внешние и внутренние цели, подцели каждой из подсистем, стратегии достижения целей и т.д.
При этом изменение в одном из элементов любой системы вызывает изменение в других элементах и подсистемах, что основывается на диалектическом подходе и взаимосвязи и взаимообусловленности всех явлений в природе и обществе.
Системный подход предусматривает изучение всей совокупности параметров и показателей функционирования системы в динамике, что требует исследования внутриорганизационных процессов адаптации, саморегулирования, самоактуализации, прогнозирования, планирования, координации, принятия решений и т.д.
Т.е. системный подход рассматривает исследование того или иного объекта как систему целостного комплекса взаимосвязанных и взаимодействующих элементов в единстве со средой, в которой он находится. Одним из важнейших направлений, составляющих методологическую базу исследования для относительно сложных систем управления является системный анализ. Его применение актуально для таких задач, как анализ и совершенствование системы управления при реструктуризации организаций, диверсификации производства, технического перевооружения и других задач, которые постоянно возникают в условиях рынка, и значит динамики внешней среды. Особенностью системного анализа является сочетание в нём различных методов анализа с общей теорией систем, исследованием операций, техническими и программными средствами управления.
Исследование операций как научное направление использует математическое моделирование процессов и явлений. Использование методов исследования операций в рамках системного подхода особенно целесообразно при изучении организационных систем для принятия оптимальных решений.
Комплексный подход. При применении этого подхода должны учитываться технические, технологические, организационные, психологические и другие (политические, демографические, аспекты управления и их взаимосвязи). Если допустить один из обязательных аспектов менеджмента, то проблема не будет решена. На практике соблюсти это требование достаточно сложно. Так, например, при проектировании новых продуктов показателем экологичности в России уделялось недостаточное внимание. Поэтому российские продукты сразу же становились неконкурентоспособными. Например, в страны ЕЭС с 1995 года запрещён въезд грузовиков «Маз» и «Камаз», и в Голландии на всех центральных улицах закреплены таблички: «Проезд на российском транспорте запрещён».
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5