Рефераты. Корпоративное мышление в пермских бизнес-структурах (на примере ОАО Уралсвязьинформ)

Корпоративное мышление в пермских бизнес-структурах (на примере ОАО Уралсвязьинформ)

Пермский государственный технический университет

Курсовой проект по предмету теория коммуникации

«Корпоративное мышление в пермских бизнес-структурах»

(на примере ОАО «Уралсвязьинформ)

Работу выполнила:

Студентка III курса

Гум. ф.-та группы СО-98

Богданова Е. В.

Руководитель проекта:

канд. фил. наук, доцент Шляхова С. С.

Пермь, 2000

Содержание:

Содержание: 2
Введение. 3
Понятие корпоративного мышления и психологическая структура группы 4
Социально-психологические критерии корпоративного мышления по Л. И.
Уманскому. 6
Развитие корпоративного мышления 8
Корпоративное мышление и внутренние коммуникации 10
Корпоративное мышление в ОАО «Уралсвязьинформ» 17
Заключение. 22
Список литературы 23

Введение.

В настоящее время проблема корпоративного мышления очень актуальна в условиях экономической нестабильности и низкой мотивации работников к труду. Поэтому и теоретики – социальные психологи, специалисты по управлению персоналом, специалисты по внутренним коммуникациям – и руководители российских компаний все чаще приходят к понятию «корпоративное мышление». Однако, несмотря на актуальность, данная проблема пока еще является практически не исследованной с современной точки зрения, хотя проблемами развития группы, группового мышления занимались Л. И. Уманский
(«Психология организаторской деятельности школьников»), А. В. Петровский
(«Личность. Деятельность. Коллектив.»), А. И. Донцов («Проблемы групповой сплоченности») и многие другие отечественные социальные психологи.

В то же время и наука об управлении персоналом пытается обратиться к этой теме в работах В. И. Корниенко («Команда: формирование, управление, эффективность»), Роджерса Ф. Дж. («ИБМ. Взгляд изнутри: человек – фирма – маркетинг»), В. А. Спивака («Организационное поведение и управление персоналом»).

Но с точки зрения теории коммуникации эта проблема еще не рассматривалась, и именно это мы и попытаемся сделать в данной курсовой работе. Будет произведена попытка адаптировать труды социальных психологов и специалистов по управлению персоналом к проблеме корпоративного мышления и рассмотреть это явление с точки зрения теории коммуникации. Необходимо определить понятие «корпоративное мышление», выявить его критерии, то есть создать теоретическую основу данной проблемы, которую мы используем для проведения практического исследования (методом экспертного опроса) корпоративное мышление в ОАО «Уралсвязьинформ».

Понятие корпоративного мышления и психологическая структура группы

Под корпоративным мышлением мы будем понимать то, что социальный психолог Л. И. Уманский называл «степень интеграции индивидуального сознания в групповое» (8, 68). Чтобы определить эту степень, необходимо рассмотреть прежде всего психологическую структуру коллектива как малой группы. За основополагающий принцип понимания психологической структуры группы, вслед за Уманским, мы принимаем «отражение ее жизнедеятельности в целом, а подструктур – отражение различных сфер этой жизнедеятельности».(8,
71)

Уманский различает три блока этой структуры
1) «общественный блок с подструктурами социальной направленности, организованности и подготовленности, отражающими соответственно идеологическую, управленческую и профессионально-деловую сферы групповой жизнедеятельности» (8, 72);
2) «личностный блок с подструктурами интеллектуальной, эмоциональной и волевой коммуникативности, отражающими три стороны сознания входящих в группу личностей и соответствующих сфер жизнедеятельности группы» (8,

72);
3) «блок общих качеств (интегративность, референтность, интрагрупповая активность и др.)» (8, 72).

В нашем исследовании наиболее важными и показательными будут такие общие качества, как: интегративность – «мера единства, слитности, общности членов группы друг с другом»; референтность – «степень принятия членами группы группового эталона, их идентификация с эталоном групповых ценностей» (8, 72); интрагрупповая активность – «мера активизации группой составляющих ее личностей» (8, 72).

«Все общие качества характеризуют степень, меру общей оценки группы как коллектива, они тесно связаны друг с другом, каждое из них раскрывается через подструктуры двух первых блоков» (8, 72).

Под направленностью группы Уманский понимает «социальную ценность принятых ею целей, мотивов деятельности, ценностных ориентаций и групповых норм» (8, 73). Другими словами, это – корпоративная идеология и философия.

Сущность организованности состоит в «реальной эффективной способности группы к самоуправлению», это – «управленческая сфера группового сознания»
(8, 73).

«Реально действующая группа всегда активна в отношении той или иной конкретной деятельности, которая требует от каждой личности и группы в целом соответствующих знаний, навыков, умений, опыта – групповой подготовленности» (8, 73).

Интеллектуальная коммуникативность – это «процесс межличностного восприятия и установления взаимопонимания, нахождения общего языка.
Коммуникативность реализуется в способности группы создавать оптимальные пути взаимоинформации в определении общих позиций, суждений, принятии групповых решений. Идеальным эквивалентом интеллектуальной коммуникативности является способность членов группы понимать друг друга с полуслова» (8, 74).

Эмоциональная коммуникативность – это «межличностные связи эмоционального характера, динамический процесс преобладающего эмоционального настроя группы, ее эмоциональные потенциалы. Эмоциональная коммуникативность проявляется в реализации народной мудрости: «Разделенная радость – две радости, разделенное горе – полгоря»» (8, 74).

Волевая коммуникативность – это «способность группы противостоять трудностям и препятствиям, ее своеобразная стрессоустойчивость, надежность в экстремальных ситуациях» (8, 75).

«Все общие качества характеризуют степень, меру общей оценки группы как коллектива, они тесно связаны друг с другом, каждое из них раскрывается через подструктуры двух первых блоков» (8, 72).

То есть определяющими показателями являются направленность, организованность, подготовленность, интеллектуальная коммуникативность, эмоциональная коммуникативность и волевая коммуникативность, поэтому рассматривать их можно не по всем общим психологическим качествам, а лишь по некоторым. В нашем случае это будут интегративность, референтность, иинтрагрупповая активность и лидерство.

Теперь необходимо определить эти показатели.

Социально-психологические критерии корпоративного мышления по Л. И.

Уманскому.

Интегративность по направленности – это «идейная сплоченность группы, единство целей и мотивов деятельности» (8, 73).

Референтность по направленности – это разделение всеми членами группы принятых норм и установок.

Интрагрупповая интегративность по направленности – это влияние группы на направленность личности, «существование «комиссаров группы», «совести группы» (8, 73).

Лидерство по направленности – это когда моральное и этическое поведение лидера служит примером для сотрудников.

Интегративность по организованности – это организационная сплоченность членов группы, следование ими интересам группы даже в случае межличностных или группировочных конфликтов.

Референтность по организованности – это «принятие эталонности группы ( уверенность в том, что каждый находится на своем месте)» (8, 73).

Интрагрупповая активность по организованности – это способность группы заставить своих членов работать на пределе своих возможностей.

Лидерство по организованности – это эффективность лидера в качестве руководителя группы.

Интегративность по подготовленности – это степень совместимости всей группы по подготовленности. «Диапазон: от простой суммы подготовленности каждой личности в отдельности до высокой степени интеграции, единства.
«Команда звезд» – не есть еще «команда-звезда»» (8, 74).

Референтность по подготовленности – это терпимость и взаимопомощь членов группы в профессионально-деловых отношениях.

Интрагрупповая активность по подготовленности – это способность группы побудить ее членов совершенствовать свои профессионально-деловые навыки.

Лидерство по подготовленности – это профессиональная компетентность лидера.

Интегративность по интеллектуальной коммуникативности – это интеллектуальное единство членов группы, взаимопонимание между ее членами, выработка групповых решений.

Референтность по интеллектуальной коммуникативности – это
«интеллектуальная эталонность группы для личности» (74).

Интрагрупповая активность по интеллектуальной коммуникативности – это
«способность группы интеллектуально активизировать личность» (8, 74).

Лидерство по интеллектуальной коммуникативности – интеллектуальное влияние лидера на группу, его способность пробудить инициативу в сотрудниках.

Интегративность по эмоциональной коммуникативности – это «эмоциональное единство» (8, 74) членов группы (единство реакций, эмоций по тем или иным вопросам).

Референтность по эмоциональной коммуникативности – это «эталонность эмоциональной атмосферы группы для личности и ее удовлетворенность этой атмосферой» (8, 74).

Интрагрупповая активность по эмоциональной коммуникативности – это эмоциональное влияние на личность внутри группы.

Лидерство по эмоциональной коммуникативности – это эмоциональное лидерство, «лидер-генератор эмоций» (8, 74).

Интегративность по волевой коммуникативности – усиление сплочения группы в кризисных ситуациях.

Референтность по волевой коммуникативности – повышение эталонности группы, подчеркнутое соблюдение норм, ценностей, традиций группы в экстремальных условиях.

Интрагрупповая активность по волевой коммуникативности – способность группы максимально активизировать своих членов в волевом и интеллектуальном отношении в экстремальных ситуациях.

Лидерство по волевой коммуникативности – активизация всех качеств лидера в кризисных условиях.

Развитие корпоративного мышления

«Степень интеграции индивидуального сознания в групповое» определяет
«уровень развития малой группы» (8, 68), а значит и уровень развития корпоративного мышления. Л. И. Уманский говорит о нескольких уровнях развития группы как коллектива, где «крайняя верхняя точка континуума – коллектив, крайняя нижняя – группа- конгломерат» (8, 78). Основание разделения – перечисленные выше критерии.

Группа-конгломерат – «группа ранее непосредственно не знакомых людей, оказавшихся на одном пространстве и в одно время» (8, 78). Коммуникации и другие взаимодействия в такой группе поверхностны и ситуативны. В качестве примера можно привести незнакомых друг с другом людей, едущих в одном автобусе.

Номинальная группа – «группа личностей, названных общим именем. Такая номинализация группы, присвоение ей общего имени имеет не только официальный характер, но и ей приписываются определенные цели, виды деятельности, условия отношения к другим группам, режим работы и т. д.» (8,
78). Примером может послужить только что созданная организация, фирма.
Каждый сотрудник в ней получает определенный статус – руководитель, секретарь, курьер. Таким образом, выстраиваются направления коммуникаций и их опосредованность статусами субъектов коммуникаций.

Группа – ассоциация – это «начальное объединение членов группы» (8,
78). На этом уровне начинается единая жизнедеятельность группы. На нем, можно сказать, происходит апробирование структуры группы, ее целей и условий существования. Начинают складываться межличностные отношения.

Группа-кооперация – это «объединение людей в одно и то же время, на одном и том же поле труда, по отношению к одному и тому же объекту труда»
(8, 78). «Такая группа отличается реально и успешно действующей организационной структурой, высоким уровнем групповой подготовленности и сотрудничества. Ее межличностные отношения и ее внутригрупповое общение носят прежде всего сугубо деловой характер, подчиненный достижению высокого результата в выполнении задачи в том или ином виде деятельности» (8, 78).
Главное в такой группе – достижение цели, которая формируется на уровне высшего руководства. Поэтому в таком случае можно говорить о директивном управлении, складывании авторитарного стиля лидерства и, следовательно, преобладании вертикальных и нисходящих коммуникаций.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.