Рефераты. Контроль и управление качеством

§                    статистический приемочный контроль по альтернативному признаку

§                    выборочный приемочный контроль по варьирующим характеристикам качества

§                    стандарты статистического приемочного контроля

§                    система экономических планов

§                    планы непрерывного выборочного контроля

§                    методы статистического регулирования технологических процессов.


Суть требований, предъявляемых к системам управления качеством

 

Качество должно быть запроектировано и заложено в изделии. Без соблюдения этого основного условия все вдохновляющие призывы к обеспечению качества и про­ведению самых тщательных проверок будут бессмыс­ленны и безрезультатны.

Требования, предъявляемые к системам управления каче­ством, носят многоплановый характер, поскольку обеспечение качества по всей цепочке от проектирования изделия до его на­дежной эксплуатации зависит на всех производственных этапах от разнообразных взаимодействий по схеме «человек—ма­шина—информация». Эти требования многообразны, поскольку качество, являющееся основой функционирования системы ка­чества, постоянно изменяется.

Значение требований, предъявляемых к применению мето­дов и принципов обеспечения качества, зачастую недооценива­лось. Решение проблем качества носило традиционно узкий ха­рактер и, естественно, не могло обеспечить качества, отвечаю­щего растущим требованиям потребителей. Во многих фирмах внедрение методов обеспечения качества проводилось без должной координации с управленческим процессом принятия решений, что приводило к самым неожиданным разногласиям между ответственными за функционирование системы качества и управленческого аппарата. Единственным объяснением та­кого положения является отсутствие комплексной системы уп­равления качеством.



Определение комплексной системы управления качеством продукции

 

Комплексная система управления качеством продукции представляет собой согласованную рабочую структуру, действующую в фирме и включающую эффективные технические и управленческие методы, обеспечивающие наилучшие и наиболее практичные способы взаимодей­ствия людей, машин, а также информации с целью удовлетворения требований потребителей, предъявляе­мых к качеству продукции, а также экономии расходов на качество.

Системный подход к качеству начинается с основополагаю­щего   принципа   комплексного   управления   качеством,   исключающего концентрацию усилий только на одной области дея­тельности фирмы, например на инженерном проектировании, анализе надежности, проверочном контроле качества с по­мощью соответствующего оборудования, выявлении продукции неудовлетворительного качества, обучении персонала или ис­следовании в области ремонтопригодности. Обеспечение каче­ства зависит от слаженной и четко организованной деятельно­сти всех участков фирмы в отдельности и во взаимодействии. Производство продукции и услуг, отвечающих предъявляемым требованиям, невозможно без определения и сочетания многих видов деятельности, обеспечивающих качество продукции на протяжении всего ее жизненного цикла.

Основой комплексного управления качеством является комплексная система качества, обеспечивающая наряду с другими системами соответствующую направленность всей производ­ственной деятельности предприятия. Требования, предъявляе­мые к качеству продукции, изменяются, изменяются и показа­тели качества изделия, но система качества остается в основ­ном неизменной.



Комплексная система качества и технология управления качеством

 

Внедрение новых методов управления сулит немалый эффект, если оно сопровождается созданием столь же эффектив­ных организационных форм, обеспечивающих принятие реше­ний, направленных на постоянное применение этих методов и их окупаемость

Ниже приводятся два типичных примера: анализ надежности новой продукции неудовлетворительного качества и повтор­ная проверка такой продукции, подтверждающие необходи­мость создания систем управления качеством

Анализ надежности новой продукции. В рамках одной крупной фирмы по производству электронных изделий была разработана программа обеспечения надежности с целью исследования надежности и ремонтопригодности новой продукции,

Однако функционирование этой программы подтвердило без­результатность методов обеспечения качества, так как они при­менялись обособленно от основного управленческого процесса принятия решений.

Инженерам-конструкторам и специалистам в области сбыта продукции было рекомендовано задержать выпуск нового бы­тового электронного прибора. Такая рекомендация явилась результатом анализа, который был проведен в рамках программы обеспечения надежности. Рекомендация стала рассмат­риваться в рамках управленческого процесса принятия реше­ний, поскольку в фирме не функционировала четко отлаженная система управления качеством, а программа выпуска продук­ции не была рассчитана на рекомендации подобного рода.

Это привело к разногласиям между инженерами-конструк­торами и специалистами в области сбыта продукции. Объектом критики стал порядок определения интенсивности отказов при испытаниях, которые не были заранее обозначены. Данное обстоятельство ставило под сомнение целесообразность приоста­новки выпуска продукции, а также модернизации конструкции и изменения процесса.

Такое положение объясняется просто недостаточной обосно­ванностью анализа обеспечения надежности и, следовательно, отсутствием основы для принятия соответствующего решения. В результате, несмотря на наличие отрицательной рекоменда­ции, новое изделие стало выпускаться в соответствии с уста­новленными сроками, что означало отгрузку продукции неудов­летворительного качества на рынок и серьезные последствия, связанные с рассмотрением исков об юридической ответствен­ности за низкое качество выпускаемой продукции.

Повторная проверка изделия. Международная фирма, производящая отливки деталей по заказам автомобильных фирм, установила жесткий контроль всей готовой продукции перед ее отгрузкой заказчику. Фирма имела в своем распоряжении надежное измерительное оборудование, высококвалифицирован­ных контролеров и тщательно разработанные стандарты. Од­нако в этой фирме после исправления дефектов, выявленных во время контроля готовой продукции, повторная ее проверка проводилась поверхностно и не отличалась особой требова­тельностью.

Мастер отдела контроля готовой продукции фирмы проинформировал начальника производственного отдела о том, что в последней партии отливок, предназначенной для отгрузки, были обнаружены заусенцы на одной стороне обработанной поверхности.

По распоряжению начальника производственного отдела все выявленные дефекты были устранены на фрезерных станках. Однако из-за недостатка времени и нежелания нарушить сроки поставки повторная проверка этой партии была прове­дена без должного внимания. В результате при проведении входного контроля заказчик не при­нял 13 % отливок, поскольку они не отвечали заданному допуску, так как при повторной обработке отливок были удалены не только заусенцы, но и до­полнительно снят металл. Поверхност­ная проверка не смогла выявить эти отклонения, а заказчик правильно про­реагировал на «такое явно небрежное отношение к качеству».


Таким образом, в результате недо­работки программы качества заказ­чику была непреднамеренно отгружена продукция неудовлетворительного ка­чества, а это повлекло за собой негативное отношение со стороны за­казчика и рассмотрение исков об от­ветственности за низкое качество вы­пускаемой продукции.

Причины возникновения проблем качества могут быть самыми различ­ными. Поскольку качество находится в прямой зависимости от всей деятель­ности фирмы, оборудования для конт­роля качества, людские ресурсы, служба информации, стандарты, ор­ганы управления и т. п. должны быть постоянным объектом внимания совре­менной комплексной системы управле­ния качеством, обеспечивающей их интегрированное воздействие на ка­чество выпускаемой продукции.

Повышение качества обеспечивается посредством специали­зированного разделения труда. Специализация, безусловно, оказала положительное влияние на развитие производства, од­нако в последующем теория разделения труда из-за узости пер­спективы, дублирования работ и неопределенности в методах передачи информации стала утрачивать завоеванные позиции и скорее стала создавать дополнительные проблемы, нежели ре­шать их.

Значение системного подхода состоит в объединении прин­ципа повышения качества продукции через разделение труда и принципа повышения качества через взаимоувязку всей дея­тельности. Действительно, характерной особенностью совре­менных систем управления качеством является основополагаю­щий принцип интегрирования структур по схеме «человек — машина — информация», рассчитанных на эффективное и эко­номичное управление качеством, а основой функционирования систем являются совместные действия и координация.

Задачи комплексной системы управления качеством

Первостепенное значение имеет выполнение следующих четырех задач, стоящих перед комплексной системой управления качеством.

Первая и наиболее важная задача заключается в обеспече­нии фактического функционирования системы качества с точки зрения улучшения качества продукции на предприятии и опре­деления методов, обеспечивающих принятие решений в области качества. Выполнение этой задачи является постоянным рабо­чим процессом, который начинается с определения требований потребителя и заканчивается производством изделия или услуги, отвечающих полностью этим требованиям, а также на­блюдением за эксплуатацией, использованием продукции.

При таком процессе решающим условием успеха является не только качество работы каждого сотрудника, оборудования и всех производственных участков, но и их объединенный труд с точки зрения слаженности и результативности.

Второй задачей является обеспечение основы для подготовки всесторонне продуманной информации, определяющей ос­новные и перспективные виды работ в рамках взаимодействия, которое будет осуществляться на предприятии и позволит руководителю, инженеру и аналитику определить не только качество работы каждого участвующего в производстве продук­ции, но и его влияние на всю деятельность предприятия.

Каждый участвующий в процессе производства должен ясно представлять себе поставленную перед ним задачу, свою роль и место во взаимодействии не только со своим станком, машиной, но и с предшествующей и последующей операцией, входными и выходными данными. При таком подходе качество становится неотъемлемой частью производственной деятельно­сти каждого работающего на предприятии.

Третьей задачей системы является создание основы для практического управления более широкой деятельностью в области качества, позволяющей руководству и работникам предприятия сконцентрировать свои усилия на полном удовлетворении требований потребителей в продукции высокого качества. Системы управления качеством представляют в распоряжение фирм методы управления, позволяющие проявлять гибкость при решении неожиданно возникающих проблем, извлекать экономическую выгоду из максимального использования имею­щихся ресурсов, оценивать качество продукции и реагировать на получаемую информацию о фактически достигнутых резуль­татах.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.